О фильме «Мольба» (1967) Тенгиза Абуладзе и не только…

В первый раз я посмотрел этот фильм, являющийся несомненным шедевром мирового значения, так давно, что и не помню, когда точно это было. Фильм оставил яркое впечатление, но какая-то не до конца понятная горечь осталась в сердце. Горечь добавилась и после прочтения поэмы Важи Пшавела «Гость и хозяин» в переводе Заболоцкого, по которой, а также поэме «Алуда Кетелаури» и создан фильм.

Я был еще совсем юн и глуп; время шло советское и как-то благополучно все забылось в суете дней.

Внимательно я посмотрел этот фильм уже в эпоху развитого интернета и осознал, что меня покоробило в те далекие годы.

Впрочем, давайте, всё по порядку.

Начнем с поэмы «Гость и Хозяин» Важи Пшавела.

За год до смерти автор говорил, что написал эту поэму по старинному преданию о мужественном хевсуре Звиадаури, попавшем в плен к кистинам после того, как убил одного из них, и бесстрашно встретившем смерть.

Краткиое содержание поэмы:

Недалеко от кистинского селения Джарег, (похоже на ингушский Джайрах, но чеченские историки считают, что это Дж1ари Мелхестинского общества, граничащего с Цоринским, жители которого называются дж1архой) в горах встречаются два охотника – кистин Джохола Алхастаидзе и заблудившийся хевсур, назвавшийся вымышленным именем Нунуа.

Кистин тащит убитого тура и предлагает хевсуру половину туши, но тот отказывается. Затем Джохола приглашает его к себе в гости.

Их встречает жена Джохолы Агаза, которой хевсур отдает свое оружие. В это время один из жителей узнает злейшего врага селения – Звиадаури и разносит эту весть повсюду. Все жители ждут удобного момента, чтобы схватить Звиадаури и зарезать его на могиле убитого им Дарлы. Подчеркивается, что это является обычаем мусульман-кистин. В дом Джохолы посылают человека, который приносит известие, что непривычный к теплу хевсур лег спать в сенях. Жители, (подразумевается, что все они из рода Джохолы) врываются в дом и связывают Звиадаури, оскорбляя попутно и Джохолу. Джохола, защищая гостя, выхватывает кинжал и убивает одного из родичей, Мусу, но сам также повален на пол и связан.

Звиадаури тащат на родовое кладбище кистин и там пытают, коля кинжалом в шею, требуя, чтобы он перед смертью признал себя слугою убитого им Дарлы. Если он сделает это, то после принесения его в жертву, на том свете, он тоже будет его слугой.

«Пёс будет жертвой басурману» - отвечает Звиадаури на все предложения и умирает непобежденным.

Какие мысли и чувства вызывает у меня эта поэма?

В первую очередь удивляет то, что великий Важа Пшавела, знающий и описывающий быт и природу сурового хевсурского края с микроскопической точностью, имеет только смутные представления об их противниках – кистинах, но всё же описывает их, создавая в своих произведениях ситуации, которых никогда не могло быть. При этом нам тоже нужно понимать, что поэма была создана в эпоху смертельной вражды между пшаво-хевсурами и кистинами, как называли грузины жителей ингушских горных обществ, и не могла не нести на себе хоть какой-то её отпечаток.

Мне могут возразить: ведь это художественное произведение и автор имеет право на вымысел.

Но, представьте себе, что в написанном по всем канонам средневековья рыцарском романе отважный и благородный рыцарь, обидевшись на что-то, плюёт в лицо своей даме сердца, или кто-нибудь из чеченских или ингушских писателей написал, что пшавы и хевсуры отличаются нелюбовью к оружию и вину.

Примерно, то же самое есть и в этой поэме.

Подчеркиваю, что наивно и глупо предполагать, что у твоего народа был период, когда все люди были сплошь идеальными и не совершали никаких недостойных поступков. Здесь бывало всё; единичные случаи предательства индивидуумом друга, гостя были возможны, но никогда, ни при каких обстоятельствах не было и не могло быть убийства кровника, находящегося в гостях у соплеменника, целым родом или селением.

При этом в поэме хевсур Звиадаури является личным кровником Джохолы, убийцей его брата, что делает ситуацию еще более невозможной.

Даже в том случае, если бы сам Джохола, узнав кровника после того, как он переступил порог дома, убил его, он был бы неизбежно изгнан родом или селением навсегда, а всё его потомство и последующие поколения несли бы на себе клеймо предательства.

Но совсем уж бестолковыми и смешными выглядят комментарии к поэме:

Кровная месть, убийство за убийство — в обычае у всех горцев. Но зарезать врага на могиле и таким образом принести его в жертву — это обычай горцев-мусульман. Горцы-христиане избегают этого. Если обреченный не дрогнул перед смертью, он не считается принесенным в жертву покойнику. (Примеч. автора.)

Дорогие мусульмане Северного Кавказа! Кто-нибудь из вас когда-либо слышал о таком обычае?

Теперь – о фильме.

Фильм «Мольба»(1967), снят Тенгизом Абуладзе по мотивам поэм Важи Пшавела «Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин». Сюжет второй нам знаком, а первой – хевсур Алуда Кетелаури, убив кистина Муцала, в знак уважения к нему не отрубает ему правую руку, нарушив вековой обычай, за что подвергается осмеянию среди сородичей. Когда же он, вдобавок к этому, приносит в жертву Муцалу быка на месте, священном для каждого хевсура, его со всей семьей изгоняют, сжигают дом, а всё имущество и скот передают в общее владение.

Фильм интересен представленным образом поэта, фигурами Мацила (зла) и прекрасной девушки в белом, олицетворяющей добро, операторской работой, построенной на контрасте черного и белого цвета, и многим другим. Первая часть фильма снималась в Грузии, (не знаю, где именно) а вторая – в окрестностях необитаемого селения Эрзи (историко-архитектурный памятник всероссийского значения).

Во второй части фильма по мотивам «Гостя и хозяина» снималось почти всё взрослое население села Ольгети, лежащего под Эрзи, на берегу реки Армхи. Из этих колоритных персонажей в живых ныне остался, по-моему, один Хусен Эсмурзиев, да продлит Аллах его годы.

Вряд ли эти старики согласились бы сниматься, ясно осознавая, о чем фильм.

В потрясающих по своему качеству кадрах видно, как принимает омовение перед намазом в ледяной воде Армхи (в преддверии убийства Звиадаури!), как молится на снегу один из стариков с огромным бутафорским кинжалом на поясе, длина которого больше метра и, чтобы не цеплялся за землю, он носит его почти горизонтально. Эта часть фильма полна «ляпов».

Во-первых, мусульмане, собравшиеся на какое-либо мероприятие, никогда не молятся по отдельности, а совершают общую молитву. Похоронная молитва совершается вообще без поклонов. Во-вторых, с какой стати, они читают мусульманские молитвы приносимому «в жертву» христианину – хевсуру? Видно, что зрительные эффекты и экзотика оказались важнее подлинности, а потрясающая своей энергией мелодия назмов хорошо дополнила эффектность черно-белых кадров, в которых четко показаны герои-хевсуры и злодеи – кистины.

Я был непосредственным свидетелем съемок фильма «Дети греха» (Грузия – фильм, 1989) и знаю, как это делается. Например, какого-нибудь старика просят прочитать азан, или группу стариков – спеть назм, не объясняя для чего, а потом вставляют все это в фильм, как заблагорассудится. В дальнейшей нашей жизни нужно иметь это в виду.

Для полноты картины режиссер включил в ряды зрителей происходящего и малых детей.

В общем, фильм «Мольба» Тенгиза Абуладзе, как и поэма «Гость и хозяин» по которой снята львиная его доля, это произведения о том, чего не могло быть никогда ни в одном из ингушских селений.

За эту правду я готов отдать на отсечение не только руку, пишущую эти строки, но и голову.

РАмазан Цуров

Bravo

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
  _____   ____    ____     ___  
|___ / |___ \ | ___| / _ \
|_ \ __) | |___ \ | (_) |
___) | / __/ ___) | \__, |
|____/ |_____| |____/ /_/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021