Из сердца гор, из глубины веков слагал ты песни струнами Души…
«Я уезжаю на съемки в Среднюю Азию, после которых обязательно всей группой приедем домой с концертом. Нам очень хочется вернуться в республику насовсем, жить и работать для своего ингушского зрителя. Дала аьннадале, мы скоро обязательно будем все вместе строить нашу Ингушетию». Руслан Наурбиев
31.01.2004г.
15 июня 1992 год. Владикавказ. На улице Тбилисской квартира Идриса Базоркина, которому в этот день исполняется 82 года. В гостиной длинный, как всегда в доме дяди Идриса, роскошно накрытый его женой Азой стол, гостеприимной и щедрой хозяйкой, за которым сидят близкие и родные люди классика ингушской литературы, собравшиеся, чтобы поздравить его с днем рождения и пообщаться с Идрисом Муртузовичем. Лишний раз зафиксировать в памяти образ мэтра, интересные факты и истории жизни известных людей, с кем судьба сводила писателя в разные исторические вехи ингушского народа. Здесь были Ваха Хамхоев, Якуб Куштов, Салам Ахильгов, Якуб Патиев и незнакомые нам еще несколько человек, жители Пригородного района.
Мы работали тогда в Ингушском государственном драматическом театре в Грозном, и приехали поздравить дядю Идриса с днем рождения: Ибрагим Беков, Люба Эсмурзиева, Исса Гулиев, я и Руслан Наурбиев. На известную мелодию песни Ахмеда Хамхоева «Лорса Лида» мною были написаны стихи – посвящение Идрису Базоркину, а ребятами исполнены. Вечер запомнился шутками, смехом, рассказами-воспоминаниями дяди Идриса, исполнением почти всего песенного репертуара Руслана Наурбиева и Ибрагима Бекова.
Ребята ехали в Грозный под впечатлением встречи с Идрисом, восхищенные его мудростью и жизнелюбием, умением быть внимательным к каждому присутствующему, талантом и всеобъемлющей любовью к своему народу, строя планы по развитию ингушского театра на годы вперед. Обсуждали еще раз, как растрогали мэтра, объявив о присвоении Ингушскому театру имени Идриса Базоркина.
И никто из нас не мог в страшном сне предположить, что через 3,5 месяца наш родной, дорогой дядя Идрис окажется в осетинском плену вместе со всей семьей, что Русик с Ибрашкой в эти страшные октябрьские дни, будут снимать все ужасы тех дней, и упросив прикомандированное в Ингушетию военное начальство, на БТРе будут ездить по селам Пригородного района в сопровождении российских солдат и просить откликнуться ингушей, если таковые есть. Через две недели, вышедшие из плена, женщины скажут, что слышали этот зов, но не откликнулись, боясь провокаций.
Отчетливо помню лица ребят в те дни; боль и скорбь, ежеминутная готовность прийти на помощь, какой бы она ни была, и каких бы ни требовала жертв с их стороны. Каждый день они снимали освобождаемых из плена, опустошенные села, стояли на площади Назрани, ездили в Алкун и встречали беженцев, идущих пешком через перевал, возили еду из дома Руслана Наурбиева, что в Плиево. Эта трагедия лезвием коварства и жестокости полоснула их души, навсегда оставив открытые, незаживающие раны, но вместе с тем наметила конкретные задачи профессиональных ориентиров.
Не дожив две недели до своего дня рождения, 31 мая 1993 года ушел из жизни Идрис Базоркин. На похоронах писателя Руслан сказал фразу, запомнившуюся нам навсегда: «Не выдержало сердце Идриса очередного надругательства над народом! Непростительную ошибку совершили мы, что не щадили его, не записывали историю в лицах, пребывая рядом всегда. Ушла эпоха вместе с ним!»
Тогда, провожая дядю Идриса в последний путь, никто и предположить не мог, что через неполных 12 лет, 30 марта 2005 года мы будем хоронить Руслана Наурбиева, которому 1 июля должно было исполниться 50 лет…
Потрясенный смертью брата, друга, истинного творца, художника, режиссер и драматург Мустафа Беков из Германии написал следующие строки:
«Он никогда не предавал своих идеалов, любил друзей больше себя, искусство больше всего. Его многосторонний талант и высокая профессиональность всегда доставляли радость как коллегам, так и зрителям. Он бескорыстно служил искусству, а тем самым своему народу и ничего не требовал взамен.
О нем можно говорить очень много, но сейчас это трудно. Сейчас в душе Таьзет. Его жизнь на этой земле (для меня) закончилась преждевременно, но Аллах знает лучше. Он ведает и забирает лучших к себе. Сейчас была бы кстати песня "ДоттагIа", но кто ее исполнит как он?
Ставлю видеодиск и снова этот неповторимый голос, снова они втроем...
...Да вала Iоажал хьа, доттагIа вихьар Iа...
Дала гешт долда, вийрза моттиг Дала даькъал йойла...
«Я не могу поверить, что Руслана нет с нами,- Магомед Зурабов во дворе Наурбиевых в Плиево, только что прилетевший из Москвы вместе со всей похоронной процессией. - Целый мир патриотизма, любви, души народа сочетал Руслан в себе. Невозможно представить без него этот коллектив. Дала вийрза моттиг даькъала йойла цун, ялсмален совг1ат хилда цунна!».
Десять лет пролетели, как миг; мы, его друзья, близко знавшие Руслана, не можем без скорби и слез говорить о нем, не можем принять и осознать эту потерю. (Дала гешт долда ишта аларах, шийна дукаг1 везаш, д1авигав Руслан. Даьла къахетам боаккха ба – ялсмален совг1ат хилда хьога, тха доттаг1!)
Если встречаются двое или более нас, живших и творивших вместе с Русиком, или же созваниваемся, чтобы не вспомнить его, и «не полоснуть по ране бритвой», не получается. Нам не хватает плиевских Руслановских анекдотов свежих, не хватает заразительного смеха его, рассказов в лицах… Нет Руслана… Русика… Руса… Идриса… Наурбайкина… В Грозном мы дуэт Руслана Наурбиева и Ибрагима Бекова в шутку называли «Наурбековыми»!
«Для ингушского народа июль 1978 года стал новейшим историческим этапом возрождения,- говорил писатель, известный общественный деятель и драматург Ваха Хамхоев, которого год назад хоронила Ингушетия. - Народ жив и идет по пути созидания, если есть у него духовная и нравственная составляющая, ТЕАТР, очаг незыблемой культуры. Приезд 25 ингушских юношей и девушек после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии в республику с несколькими дипломными спектаклями, - для нас, жителей, интеллигенции, общественности ингушской было серьезным шагом на пути к нашей государственности.
Я не знаю ни одного ингуша от мала до велика, который искренне не радовался бы их приезду, не искал встречи с ними, не желал посмотреть их творчество, потому что это была национальная гордость и всеобщая радость! Я старался не пропускать ни одного спектакля ингушской труппы тех лет, не то, что премьеры! Если не мог найти в Назрани и близлежащих селах, желающих поехать в Грозный на спектакль, я брал свою супругу, и постоянные, и преданные два зрителя из Нана - Наьсаре приезжали на спектакль.
И каждый раз мы видели что-то новое в игре артистов, в подаче материала до последней точки нам знакомой постановки, что давало колоссальный энергетический заряд духовности надолго. После каждого спектакля мы за кулисами встречались с артистами, уставшими, но одухотворенными, которым, как мне казалось, тоже необходим зрительский интерес к их работе. Таких талантливых и целеустремленных молодых людей, без денег, без жилья, в нечеловеческих условиях, пребывавших в те годы, я не встречал. Будь моя воля, я бы каждому из них при жизни поставил памятник!».
Нам не то, что памятники не ставили, но создавали такие условия, при которых нормальные молодые люди сбежали бы сразу, но мы же одержимые созданием своего отдельного Ингушского театра упорно продолжали работать и создавать спектакли-шедевры! Сегодня, по прошествии стольких лет я об этом говорю со всей ответственностью: каждый из спектаклей тех лет был поистине ярким факелом, творческим Олимпом ингушской труппы, что отмечал не только зритель, но и искушенная театральная московская критика во главе с Натальей Крымовой, Михаилом Швыдким, Мариной Хмельницкой и многими другими.
Гастроли Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова в июле 1984 года во МХАТе им. М. Горького яркое тому подтверждение. Ингушская труппа привезла три спектакля: «Ревизор» Н. Гоголя, «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани, «Иду в путь мой» Проханова и Герчикова, имела колоссальный успех у московской искушенной театральной публики. После первого сыгранного спектакля «Ревизор» на ингушском языке, зритель с нетерпением ждал следующего.
И в день спектакля мы сами были свидетелями того, как зрители в конце Тверского бульвара спрашивали билеты на ингушского «Ревизора», в котором Руслан Наурбиев играл судью Ляпкина-Тяпкина. Сколько было им придумано юморных, шуточных сцен, в которых колоритная фигура Русика так эстетически-биомеханически распределялась на сцене, когда на приеме у Хлестакова, Городничий и чиновники стараясь понравиться прибывшему «ревизору» из столицы, «присаживались» на стулья, одна нога судьи оставалась в вытянутом положении через два стула от самого Руслана, а он так грациозно-легко впивался глазами в столичного чиновника. Так мог играть и быть искренне-правдивым только Руслан!
«Руслан – всегда праздник, позитив и энергия! Не знаю, откуда он черпал эту фонтанирующую энергию, но я его никогда не видела грустным или обиженным,- говорит Зарема Албогачиева, однокурсница Руслана Наурбиева. – Он всегда был рядом, если что случалось на репетиции, в быту. Незаметно для окружающих мог помочь, подсказать. Бывало, если обижали его, он быстро отходил, все мы смертные, кто-то может затаить обиду надолго, но не Русик. Как родственник он был исключительным, болеющим душой, всегда позитивно настроенным по отношению к близким. Руслан был прекрасным сыном, братом, отцом, мужем, другом, в нем сочетались и дружно уживались самые лучшие человеческие качества! Умер Руслан в мой день рождения, мне сегодня вдвойне тяжелей. Дала вийрза моттиг даькъал хийла цун!»
Руслан тонко чувствующий и легко ранимый был человек, яркая и колоритная творческая натура. Никогда не умел опаздывать никуда, на репетиции приходил заранее и всегда заваривал вкусный и ароматный чай. Никому из нас не удавалось заварить так, как это делал Русик. Его работоспособность заражала и подстегивала нас всех, он буквально горел на сцене. Теперь понимаешь, что сгорел, сжег себя изнутри, ибо не мог жить по-другому, не мог в полноги жить, играть, любить, дружить!!! Если ДА, то никаких НЕТ! И в этом весь Руслан!
Друзьям сегодня тяжело о Друге говорить в прошедшем времени, после прожитых десяти лет без него!
«С каждым днем мне более его не хватает, может, от того, что давно его знаю,- Мурад Бакаев сдерживает ком, подступивший к горлу.- Я ожидал и мог пережить, мне кажется, любую смерть, но не Руслана. За годы знакомства с ним, мне ни разу не приходила в голову мысль, что он может умереть. Он же здоровый был, крепкий и стальной!».
Мурад смотрит куда-то через меня, стараясь преодолеть нахлынувшие чувства, вспоминая какие-то моменты прошлой жизни Руслана, улыбается:
«Он же высокий был, я помню, когда они приехали после института, первые их гастроли по Малгобекскому району со спектаклем «Слуга двух господ», где он играл слугу этого. Я столько пересмотрел этот спектакль, что наизусть знал весь текст. Мы же с Исой Муцольговым постоянно ездили с ними, и каждый раз я видел, как он подстраивался под зрителя, как вел его за собой.
Помню, в одной сцене он путает письма, запечатывает одно хлебным мякишем, на тот момент кто-то унес или не положил кусок хлеба в нужном месте, так он не растерялся, настолько профессионально вышел из ситуации, еще зрителям объясняя, как нужно запечатывать письма. Мы же не пропускали ни одного спектакля ингушской труппы, такие они мастера-профессионалы были все. Сильная труппа была!
Как я радовался, когда на экране видел его в новом фильме! Он за последнее время много снимался, это очень радовало! А сколько мог сыграть! Везде, где появлялся, видимо, умел себя подать и подружиться, что в фильмах у некоторых режиссеров слышишь ингушскую мелодию, радуешься за него и еще больше за нас с вами! Жаль, что недолго пришлось! Дала ялсмален совг1ат лолда цунна!».
Когда знавшие Руслана Наурбиева друзья, знакомые говорят о нем, пишут, понимаешь, что выражают душевную боль, страдание по родному и дорогому человеку. Но когда молодежь, которой не суждено было в силу возраста, встретиться с ним, быть лично знакомым, говорит о нем, спрашивает у тех, кому посчастливилось жить и творить совместно, о конкретных фактах, этапах жизни Народного артиста Ингушетии, кавалера ордена «Знак Почета», «За заслуги» Руслана Хамитовича Наурбиева, кажется, по меньшей мере, странным. Невозможно удержаться от вопроса: «Кто для вас Руслан Наурбиев?».
Ответы удивляют еще больше! Магомед Оздоев, один из основателей «Ежегодной музыкальной премии «АССА» и организатор предстоящего юбилейного концерта «ЛОАМ - 20 лет» говорит: «Находясь вдали от родины песни «ЛОАМ» подпитывают в разных жизненных ситуациях: это и патриотизм, человеколюбие, масштабность мыслей и поступков, воспитание самого себя через творчество данного коллектива. Они настолько профессионально, с высоким чувством меры создавали каждую песню, впоследствии становившуюся хитом. Мы приложим все усилия, чтобы студия «ЛОАМ» продолжила свою работу во благо нашей малой родины».
«В творчестве студии «ЛОАМ» меня всегда притягивала поэтическая сторона. Мне нравилось, что за основу своих песен ребята брали стихи наших поэтов- делится с нами Ибрагим Костоев, общественный деятель и один из организаторов юбилейного концерта группы ЛОАМ - Слушая их песни, я начал вникать в культурные пласты народа, острее стал ощущать окружающий мир через хрупкость их творчества. Я сравнивал их каждую песню с произведениями других исполнителей, старался уловить особенность. И пришел к пониманию творчества «Лоам» - в каждой песне ингушский Эхь, Эздел, Яхь выведены жирным шрифтом так, что не воспитывать нас, не подпитывать своим особым колоритом они не могут. Наверно, именно это и явилось тем основным стержнем, подтолкнувшим меня к созданию 45-минутного документального фильма о Руслане Наурбиеве, над монтажом которого мы сейчас трудимся. Рабочее название- «Сирано де Бержерак из Плиева» по названию статьи Мустафы Бекова. Я очень рад, что представилась возможность прикоснуться еще раз к его жизни и творчеству».
«Я часто слушаю песни группы «Лоам», и каждый раз, когда слышу голос Руслана Наурбиева в песне «Воша воацаш висачоа», перед глазами становится горная Ингушетия, башни, склепы. - Рагда Ханиева, яркая крупная звезда российской эстрады, финалистка «Голоса. Дети» задумывается на секунды, а потом продолжает,- Я начинаю мысленно представлять те поколения, которые строили наши башни, тех, кто жил в них, и пока звучит песня, меня, в который раз переполняет гордость, что и я, как Руслан Наурбиев, принадлежу ингушскому народу! На все воля Всевышнего, но мне жаль, что он так рано умер, что не имею возможности лично быть знакома с ним! А в память о нем учу песни, которые он исполнял вместе с Ибрагимом Бековым и Тимуром Дзейтовым, чтобы были в моем репертуаре и хочу исполнить на концерте к 20-летию «Лоам».
«Руслан никогда не щадил себя, не умел вполсилы работать, жить, любить, быть рядом,- Тимур Дзейтов за годы совместной работы и жизни, прочувствовал Руслана изнутри. - Часто я его просил остановиться, отдышаться, все откладывал на потом, надеялся на свое богатырское здоровье, наверно. Нет дня, чтобы я о нем забыл, чтобы мы с Ибрагимом не вспоминали его. Порой кажется, что должен приехать со съемок. Дала вийрза моттиг даькъал йойла Руслана. Его не хватает».
Сейчас всей творческой подготовительной частью предстоящего концерта «Лоам» занимается Тимур, на нем основной репертуарный лист, кропотливая работа с оркестром, артистами, участвующими в данном мероприятии.
Он мечтал сыграть Сирано де Бержерака, но не суждено было. Хотя побед сценических было у него немало. В 1985 году на ежегодном чеховском фестивале в Таганроге ингушская труппа представила спектакль «Юбилей» по рассказам А.П. Чехова. Ингушей назвали сенсацией фестиваля, и наравне с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым Руслану Наурбиеву, Ибрагиму Бекову и Тамаре Яндиевой вручили премию, а спектакль получил диплом лауреата, который тайно, чтобы общественность не знала, вручили впоследствии в одном из отделов Чечено-Ингушского обкома КПСС.
Фильмография и биография Руслана есть на сайтах, потому я не стала заострять внимание на датах и сыгранных ролях. О Руслане написано немного, как, впрочем, обо всех знаменитых и известных ингушах. Наверно, это беда народа, не любим мы составлять историографию свою, может, надеясь на память. А она, память, не всегда устойчива и ясна!
Вспоминая Руслана сегодня, Ибрагим Беков немногословен, он не может спокойно говорить о нем до сих пор:
«Перед самой смертью Руслана пригласили сняться в многосерийном фильме. Из ста серий, тридцать было с участием героя Руслана. Это был серьезный сериал. Настало время, когда Руслан стал очень востребованным. Но не суждено было сыграть в нем.
Он никогда не болел. Все произошло в один день. Это был инсульт. Он позвонил мне, пожаловался, что не чувствует левую руку. Я посоветовал пойти в поликлинику, но он не послушался. Второй инсульт у него случился, когда мы были в гостях у Исраила Арсамакова. Я заметил, что ему тяжело говорить. Мы вызвали «Скорую». Он говорит врачам: «У меня тридцатого съемки».
Его госпитализировали. Левая сторона отнялась. Я был с ним днем. Мы мало разговаривали, но он был в сознании, все понимал. За неделю до этого Руслан был на похоронах режиссера Игоря Талпы, который умер от инсульта. Руслан сказал брату: «Надо же, мой режиссер умер от инсульта». Видимо, он понимал всю серьезность случившегося с ним».
На похоронах Руслана в Плиево Тамара Яндиева все твердила, что Русик попросил найти и привезти красивые назмаш: «Что он наделал? Я такие отличные назмаш нашла в архиве Идриса Цицкиева!»,- твердила она, не понимая и не осознавая до конца, что нашего Русика больше нет:
«Он был такой довольный и счастливый, что получил роль в многосерийном фильме. Руслан был невероятно щедрым. Он говорил мне: «Теперь ты увидишь, Тамара, как мы будем жить. У нас все будет по-другому, я буду решать все твои проблемы». Это было время его творческого и человеческого взлета. Появилась мудрость, глубина. И невероятная доброта и свет в глазах. В последнее время он говорил столько добрых слов. За все эти годы мы стали одной семьей…Что же он наделал, как мы теперь будем жить?»
Мы встречали тело друга в аэропорту «Магас», Айшет Кодзоева, Тамара Яндиева, Абукар Шадыжев, Ахмед Зурабов, всех перечислить невозможно потому, что вся прилегающая территория аэропорта была заполнена людьми и машинами. Вся Ингушетия прощалась с Русланом, заслонив трассу, обочины, ехали все, знавшие и не знавшие своего кумира, но любившие АРТИСТА всей душой.
Никогда ни до, ни после не видела столько плачущих мужчин!!! Сегодня плачут многие по нему, кто-то, вспоминая, а некоторые, не забывая за прошедшие десять лет, живут с кровоточащей раной и смотрят фильмы, слушают песни, оставленные Русланом на память о себе.
Русик оказался счастливым человеком! Он жив в памяти народа, его песни с каждым днем приобретают новых поклонников в лице наших детей и внуков, его жизнью и творчеством сегодня интересуются намного больше молодых людей, которые ищут и находят, уверена, ответы на поставленные жизнью вопросы.
Есть идея возродить «Лоам», исходящая от нашей молодежи, 16 мая состоится концерт, посвященный 20-летию со дня его создания. Значит, не зря жил и творил Руслан Наурбиев, которому 1 июля исполнилось бы 60 лет.
Мы любим, помним и чтим тебя, Русик…
Дала къахетам болба хьох, Руслан, вийрза моттиг Дала даькъал йойла хьа, ялсмален совг1ат лолда хьона Везача Дала!!!
Дугархан Кодзоева
Амин
Амин
Дала гешт долда Руслана
Отправить комментарий