ДВЕ СТОРОНЫ КАЖДОГО ДЕЛА

Достаточно часто приходится слышать предложения людей, озабоченных задачей, как сделать жизнь в Ингушетии лучше прежней. Одно дело, когда об этом говорят политики, бизнесмены, общественные деятели – за их плечами опыт, результат деятельности, у них есть резервы и работа в этом направлении. Но сильно напрягает стремление многочисленной аудитории в интернет-ресурсах, постоянно требующих «шагать впереди планеты всей». Они приводят различные примеры и требуют, чтобы такси у нас были как в Лондоне, заводы – как в Тольятти, медицинское обслуживание – как в Израиле, сельское хозяйство – как в Германии и т.д. и т.п. Кто этого не хочет? Все хотят, но надо соизмерять не только наши желания с нашими возможностями, но и не спешить слепо копировать чужой опыт – надо учитывать нюансы, брать только хорошее, и то, что мы можем вполне с успехом реализовать в Ингушетии.

Хотите такси как в Лондоне? Значит, должна быть железная дисциплина в вопросах тарифов, работе диспетчеров и сохранении местных традиций вовремя и качественно обслуживать пассажиров (если таковые успели зародиться). Марку надо держать. А у нас при первых холодах частные таксисты могут просто исчезнуть на пару дней, оставив утром растерянных пассажиров с детьми «у разбитого корыта». И ничего, как с гуся вода – они снова на прежнем месте в погожий день…Те же правила жизни действуют по отношению ко всем остальным видам жизнедеятельности человека современного, разумного.
Нормальному человеку должно быть стыдно работать плохо. Конечно, ошибки бывают у всех – жизнь без ошибок – миф. Но попробовать делать дело добросовестно может каждый. Очень доступное занятие.
Вообще, если человек платит за услугу, а вы не только эту услугу предоставляете, но и в некотором роде здесь монополист, будьте добры соблюдать хоть какие-то «правила игры». У нас нет жесткой установки на то, чтобы требовать за наши деньги полноценного товара или действий. Мы устраиваем детей в детский сад и отдаем за них часть семейного бюджета, но ребенок отрывками знает буквы и цифры, оказывается, спит в тесноте с другим малышом, а на прогулке вместо игр почти час сидит в беседке – так удобно «воспитателю». В другом «ареале обитания» это вызвало бы скандал и настоящую атаку родителей на «дом детства», но не у нас. Какой скандал, если с такими трудностями, по большому блату, удалось пристроить родное чадо в столь дефицитное место. В чем главный вывод? Надо всем хорошо работать, чтобы в родной республике было достаточно сил и резервов построить достаточное количество школ, детских садов и всего остального. Там где дефицит – там слаба наша надежда получить всё, за что мы заплатили. Многие довольствуются полуфабрикатом.
Почему мы говорим о негативе? Да чем больше успехов, а они у нас есть – в вузах, школах, детских садах, в сфере обслуживания, производства, науки, спорта и т.д., более заметны на их фоне разные недоработки. Они вызывают чувство досады и раздражения, потому что мы хотим, чтобы в родной Ингушетии жизнь была сытой, веселой, благополучной, полной улыбок людей. Чтобы эту жизнь наполняли красивые традиции и события.
Все начинается с элементарного взаимоуважения. Раз уж вспомнили детский сад, напомним и другую сторону. Работа с детьми, кто бы что ни утверждал, - очень трудная и ответственная. Воспитателю приходится смотреть, учить, наблюдать два десятка детей, у которых разный темперамент, ум, здоровье. Родители у детей, самое главное – разные. Порой приходит представитель такой «разницы», оставляет утром в детском саду ребенка, больного гриппом, и быстро уходит... Были бы стыд и совесть, ребенка в поликлинику отвез бы или сообща с воспитателем постарался проблему решить.
Рядом с редакцией «Сердало», у небольшого перекрестка находится остановка для маршрутных такси. И часто приходится сталкиваться с тем, что приезжает такси, порою уже немолодой человек в смущении озирается по сторонам, ищет кого-то. Выясняется старая история – кто-то из стоявших здесь вызвал к остановке такси, а затем или передумал либо со знакомым укатил в неизвестном направлении. Стыдно было отменить вызов? А превратить свой вызов в обман не стыдно? Уважайте чужую работу, себя уважите тем самым в первую очередь.
Кстати, родители, если они оплачивают воспитательные процессы, получение образования, профессиональную подготовку своих чад, должны и от своих любимчиков требовать соответствующих усилий в детском саду, школе или в вузе. Интересную информацию к размышлению дает в одном из своих интервью Вячеслав Долгачев «Учительской газете» в №16 (апрель 2009 года). В интервью С.Хохряковой «Американские студенты хотят выжать из учителя все, что можно». Он - художественный руководитель московского Нового драматического театра, преподававший к тому времени в Кеннеди-центре – американском центре искусств, рассказывает о многом. Мы же обратим внимание на некоторые аспекты, на два вопроса и ответы на них.
« - Имеют ли американские студенты хоть какое-то представление о русском театре?
- Нет, конечно. Они только знают, что есть такой великий русский театр, Станиславский, Михаил Чехов. Но когда начинаешь копаться, оказывается, что ни Станиславского, ни Михаила Чехова они не читали, а только собираются. В отличие от российской высшей школы у американцев действуют совершенно иные структурные законы. Вы преподаете, и в конце семестра вам студенты выставляют оценку. Они пишут, что им понравилось или не понравилось в профессоре, стоит ли его еще приглашать. Допустим, я преподавал один семестр в университете, а в следующем вывешивается моя фамилия и чистый лист. А дальше ко мне записываются или не записываются. Я могу остаться без работы, если студенты ко мне не запишутся.
- А ваши заокеанские студенты – образованные люди?
- Не буду всех чесать под одну гребенку. Но, думаю, что, как и наша молодежь, они не слишком образованны. Хотя в отличие от наших современников американцы хотят выжать из вас всё, что можно. Я замечал, как меня не отпускают после окончания занятий. Люди заплатили за час, а вы с ними занимаетесь полтора часа, и это замечательно – получить больше за те же деньги».

Согласитесь, эту практику, когда наш ученик будет выставлять оценку учителю и тем самым определять быть ли тому вообще учителем в будущем, слепо переносит на нашу действительность – будет почти катастрофа. Но вот взять нечто полезное и рациональное из подобного подхода к образованию, вполне разумно и полезно. В оценке любого труда или услуги, на каком бы уровне и в каком бы статусе они не осуществлялись, должна быть возможность оценить обе стороны процесса. К сожалению, много лет наблюдая за различными процессами в различных областях, в которых мы реализуем наши возможности, планы, права и обязанности, приходишь к старому выводу: можно еще прибавить, улучшить коэффициент полезного действия. Почти всем без исключения. Признание этого факта никого не унизит и не умалит заслуг, а просто сделает нашу жизнь, всех и каждого значительно лучше.

У. УЛЕМОВ
Сердало

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
   __     ____    _____   ____  
/ /_ | ___| |___ / | ___|
| '_ \ |___ \ |_ \ |___ \
| (_) | ___) | ___) | ___) |
\___/ |____/ |____/ |____/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021