Дукуваха АБДУРАХМАНОВ - «Сдержанность не означает неуверенность»
В эти дни на страницах российского онлайн-СМИ «Life News» появился материал некого Егора Созаева-Гурьева под названием «Евкуров: ингуши и чеченцы против изменения границы»,
в котором автор пытается выступить в роли аналитика в актуальном сегодня вопросе по определению административной границы между Чеченской республикой (Чечнёй) и Республикой Ингушетия.
Множество вопросов, которые вызывает данная статья, мы решили адресовать наиболее компетентному в данной теме человеку – Председателю Парламента Чеченской республики (Чечни), руководителю республиканской Комиссии (с чеченской стороны) по определению административной границы между ЧР и РИ Д.Б. Абдурахманову.
- Дукуваха Баштаевич, прежде всего, скажите, пожалуйста, в чем суть проблемы: идет ли речь о «передвижении» границы в ту или иную сторону?
- Спасибо за правильный вопрос. Хочу отметить, что мы не собираемся изменять границы по одной простой причине – вопрос стоит о подтверждении границ по 1934 году, других границ на сегодняшний день просто нет. Если эти границы были бы, указ тогдашнего Президента России Б.Н. Ельцина от 1992 года о создании Республики Ингушетия не заканчивался бы пунктами о том, что решение проблемных вопросов по Чеченской республике (Чечне) и Республике Ингушетия переносится на более поздний период. А если бы не надо было устанавливать границы, не было бы в таком виде указа Б. Ельцина. Если этого вопроса не было бы, высшие лица государства, в том числе Ельцин, Филатов, Черномырдин и др., им не занимались бы, не создавали бы комиссии по определению границ между ЧР и РИ и не утверждали бы положения об этих комиссиях.
Здесь должно быть понимание того, что руководство Чеченской республики (Чечни) не говорит об изменениях каких-либо границ. Речь идет, с нашей стороны, об определении границ между нашими республиками по 1934 году. И в этой связи хочу подчеркнуть, что все жители Чеченской республики (Чечни) и большей части Ингушетии согласны с тем, что границу надо определять.
- То есть чеченская сторона против изменения границ?
Мы же лишь говорим: давайте, как объединились в 1934 году, так и разойдемся. Хочу напомнить, что в свое время этим вопросом занимались Р. Аушев и Д. Дудаев. Вина Д. Дудаева была в том, что он пустил этот вопрос на самотек и завалил его, доведя ситуацию до того времени, когда началась война. Но при этом и Дудаев, и Аушев, создавая тогда комиссию, определились рассматривать вопрос именно по 1934 году. Это был незыблемый и единственно верный принцип, основанный на исторической и юридической справедливости. Именно поэтому сегодня и чеченская, и ингушская стороны должны взять за исходную точку 1934 год, когда были объединены два региона.
- Почему этот вопрос так остро встал именно сегодня?
Когда ингушская сторона создавала комиссии по определению границ между ЧР и РИ, чеченцы молчали, как молчали и ингуши. Но когда Р. Кадыров сказал, что, да, действительно, надо устанавливать границу, ингуши подняли шумную истерию. Почему? Почему чеченцы не должны делать то, что уже давно делают ингуши, и почему с нашей стороны это не правильно, а со стороны ингушей – правильно?
Повторяю, только после всего этого подключился к вопросу Глава ЧР Рамзан Кадыров. Да, если созданы комиссии, границу надо устанавливать. Но Р. Кадыров никогда не говорил об изъятии, отборе, отвоевании земель или передвижении границ. Чеченская и ингушская области в 1934 году сошлись в определенных границах и в 1992 году разошлись, не определив свои границы. И поэтому действующее законодательство, о котором так много говорит ингушская сторона, логика мышления, сложившаяся ситуация – политическая, общественная, экономическая (в плане хозяйствования) – все это говорит о необходимости решения этого вопроса.
И, кстати, весь пакет соответствующих документов и предложений нами тоже направлены в адрес руководства СКФО, Минрегионразвития, Республики Ингушетия и т.д.
- Издание пишет, что «идея Евкурова проста – ничего не менять»…
- Это как понимать? Что, в сущности, не менять? Если ничего не менять, для нас это однозначно означает 1934 год. Другого понимания у нас быть не может. И мы абсолютно поддерживаем Ю.-Б. Евкурова в его заявлении, что «в рамках закона у субъектов должны быть границы».
- Далее ингушский лидер говорит: «Мы не согласны с позицией Кадырова, потому что изменение границы не понравится жителям с обеих сторон». Что Вы можете по этому поводу сказать?
- Неправда. Повторяю, Глава ЧР Р. Кадыров никогда не говорил об изменениях границы, он всегда отмечал необходимость определения границы. И почему на той стороне жителям может не понравиться определение границы их субъекта? Где логика? А если ингушским властям не нравится определение границ, почему они инициировали этот вопрос? Снова нет логики. Подтверждаю, что чеченцам, как и многим ингушам, понравится, что будет определена граница их республики хотя бы потому, что их больше не будут втягивать в провокации по этому вопросу.
И еще. Двадцать лет чеченцы ругали Дудаева за то, что он не решал вопрос границ с Ингушетией. И что, кто-то хочет сказать, что они уже думают не так? Кстати, нужно отметить, что и ичкерийский Парламент принял в свое время постановление о закреплении оспариваемых земель за Чеченской республикой (Чечнёй).
- Автор утверждает, что в экспертном сообществе также резко выступили против каких-либо территориальных изменений на Северном Кавказе. Как Вы считаете, почему?
- А согласны ли Вы с прогнозом А. Малашенко, что любое передвижение границ там опасно и вызовет обострение ситуации?
- В тысячный раз повторяю: мы не говорим о передвижении границ. Это ингушская сторона хочет передвижения границы, то есть проведения ее по мнимой сегодняшней, якобы устоявшейся линии. Поэтому снова говорю: определение границ по 1934 году – это означает установление исторической справедливости. Это диктует логика государственного мышления, и по-иному быть никак не может. И никакого обострения это вызвать не должно, кроме как между болтающими блогерами и идущими на выборы лицами, которым нужны «очки».
Малашенко говорит об обострении потому, что, когда есть обострения, подобные Малышенко живут, а когда нет обострения, нет и их, так как нет работы для этих «экспертов».
- Тот же А. Малашенко утверждает, что федеральный центр должен в этой ситуации вести себя очень жестко…
- Центр должен был в 1992 году себя вести жестко, четко, определенно и настойчиво, чтобы не оставлять неясных вопросов между народами, которые составляют федерацию. И непонимание необходимости скорейшего решения этих вопросов привело к сегодняшней ситуации, потому что тогда власть была антинародная, коррупционная, бандитская и алкогольная; единственным стремлением ее было удержать власть, которую они случайно получили, и побольше урвать, придумав такое понятие, как «приватизация».
Хотя мы согласны с А. Малашенко в том, что в этом споре нет виноватых и правых и что этот вопрос нужно закрыть раз и навсегда, так как это одно государство и одна нация.
- Далее в публикации говорится: «О необходимости присоединить к Чечне районы соседней Ингушетии, населенные чеченцами, заявил летом Глава Чеченской республики (Чечни) Рамзан Кадыров». Так ли это на самом деле, Дукуваха Баштаевич?
- Нет, не заявлял. Этот вопрос встал тогда, когда, создав комиссию, вопреки установкам федеральной власти не обострять по границам ситуацию, поступившись принципами, устными договоренностями – как на федеральном уровне, так и межреспубликанских отношениях между руководителями субъектов – ингушская сторона в одностороннем порядке провела описание муниципальных образований на территории Сунженского и Малгобекского районов – фактически на территории чеченских земель. Это было сделано там, где не были подтверждены границы, и ингушская сторона просто не могла знать, их это земля или территория другого субъекта. Односторонние действия на территории с неопределенными границами – это просто юридический бандитизм.
Жаль, что наши великие предки – Талхиг, Ахмат, Байсангур и др. (в XIX в.), ведя отряды чеченцев на битвы с войсками великой Российской империи, которые вели известные на весь мир генералы и фельдмаршалы, победившие Наполеона, которых чеченцы побеждали в Аухе, Орстхое (Малой Чечне), Мартане, жаль, что они не знали, что воюют за ингушские земли. Тогда, в XIX в., не встречая на этих землях ингушей и находясь среди чеченцев, они думали, что они умирают за Родину, (землю предков) и за веру – Ислам.
- Как же так получилось, что исконно чеченские земли остались как бы в пределах ингушской территории?
- Они не остались на ингушской территории, так как их территория по границе с Чеченской республикой (Чечнёй) не определена.
Знаете, мне это все напоминает одну действительно имевшую место историю. Дома у Саида в Ингушетии жил в одно время чеченец, который приехал к нему в период проведения на территории Чеченской республики (Чечни) контртеррористической операции. Но прошло 8-9 лет, Чеченская республика (Чечня) была восстановлена, Грозный стал сказкой, появилась работа, есть, где учиться, улицы освещены, есть жилье, но тот чеченец продолжал проживать у Саида и вошел чуть ли не в роль хозяина его двора. И мы вынуждены были сказать этому чеченцу: здесь война закончилась, у нас уже даже лучше, чем в Ингушетии, возвращайся домой. Самому Саиду неудобно было ему говорить об этом, так как он был у него вроде в гостях. Да, это вайнахская территория, да ингуш Саид был тому чеченцу братом. Но при этом есть логика жизни: возвращайся, брат, в свой двор.
По-моему, сегодня ингуши уподобились тому чеченцу, который, прожив у Саида столько лет, возомнил, что он там хозяин. Ингуши, прожив на чеченских землях 20 лет, тоже возомнили, что они там хозяева. Да, если мы проживаем в единой вайнахской республике, они там хозяева; если мы в разных республиках, они жители этой республики, граждане РФ. Но если мы проводим границы, мы их должны проводить там, где они существовали. Мы не должны определять границы, исходя из того, что чеченец живет у Саида или ингуши на чеченском дворе, то есть по предполагаемым ими как свои территориям. Мы должны определять границы в ранее существовавших пределах. А то, что они существовали, доказывает документ 1929 года – последний, исторический, письменно подтвержденный. И 1934 год – год объединения чеченской и ингушской автономных областей.
Мы никому не предлагаем уезжать – это наши братья. Но если вайнахи создали две республики, надо определяться с границами. Если Ю.-Б. Евкуров отдал свои земли другой стороне и ему как руководителю надо решать вопрос своей репутации и политической карьеры перед ингушами и таким образом закрыть брешь в своем авторитете, это не означает, что он должен устраивать провокации между братскими чеченским и ингушским народами.
Сегодня ситуация дошла до абсурда. Спортсмены чеченцы и ингуши, которые выступали на единых подмостках, помогали друг другу, начинают по-иному смотреть друг на друга. Работники культуры – артисты, художники, музыканты – которые демонстрировали наше общее искусство на российских и международных площадках, втягиваются в эту нездоровую ситуацию. Историки – чеченцы и ингуши
– пишут разные истории одного вайнахского народа.
Многие чеченцы и ингуши имеют одних устазов, у них одни шейхи и овлияи. Что им теперь, из-за провокации, начатой отнюдь не чеченской стороной, тоже разойтись на религиозном пути?
А в это время наши соседи – одни нас упрекают за эту земельную возню, другие над нами смеются. Уважения нам это, конечно, не добавляет.
- С. Маркедонов говорит: «По мнению чеченского лидера, пора разрешить территориальные споры, сдвинув чечено-ингушскую границу на запад». Снова провокация?
- Далее автор пишет: «При разделе бывшей Чечено-Ингушетии в состав Чечни вошло 11 районов, а в Ингушетию – только три района, часть которых и оспаривают сейчас власти Чечни». Как и при каких обстоятельствах происходил этот раздел, Дукуваха Баштаевич?
- В той же статье отмечается, что Вы, как председатель чеченской комиссии, как бы стали в своих оценках ситуации более сдержанны. С чем это связано?
- Эти моменты необходимо преподносить правильно. Да, надо проявлять сдержанность, но я четко заявил, что мы ни на какие земли не претендуем, ни у кого ничего забирать не собираемся, в планах этого не имеем, но при этом территория Сунженского района – это чеченская территория, часть Малгобекского района – тоже чеченская территория (в районе Вознесенской). И у нас есть все основания так утверждать и отстаивать свою позицию. Орстхоевцы, на которых они ссылаются, это чеченцы. Когда им нужно – в политических, земельных или в других, судьбоносных дня народа вопросах – ингуши «записывают» в свою национальность и аккинцев, и галай, и мелхи, хотя всем известно, что в быту, в религиозных и других традиционных обрядах и ритуалах они (ингуши) их таковыми не считают.
Другой момент. В период Кавказской войны эти территории назывались Малой Чечней и входили в состав Имамата Шамиля, в советский период, точнее – в 1929 году верховной властью РСФСР были включены в состав чеченской автономной области, в 1934 году на момент объединения чеченской и ингушской автономных областей эти земли входили в состав Чеченской автономной области. А в 1936 году, как известно, Чечено-Ингушетия была провозглашена республикой.
И если я после встреч с ингушской стороной сказал, что пока мы работаем над документацией, не будем делать громких заявлений по этому вопросу, это действительно означало сдержанность. Но сдержанность не означает неуверенность. Я абсолютно уверен в том, что мы правы, что это территория чеченского народа, и она должна быть закреплена как территория Чеченской республики (Чечни) – в точности по границам 1934 года. А люди, которые там проживают, могут там жить столетиями, речь идет об установлении административной границы.
- Дукуваха Баштаевич, Вы сказали, что при Р. Аушеве ингушская сторона была согласна взять за основу 1934 год. Что изменилось сейчас?
- Исторические факты остались, поменялось лишь руководство. Сегодня в Ингушетии, наверное, никто не должен стремиться стать патриотом ингушского народа больше, чем генерал и Герой Советского Союза Руслан Аушев. Обратное никто не докажет, потому что основы ингушской государственности заложил именно он, а не болтуны и ходоки от политики. При этом всегда в постановках этого вопроса он был сдержан и корректен. В отличие от Р. Аушева, Ю.-Б. Евкуров не только устроил провокацию в земельном вопросе, но и поехал хоронить нашего врага и федерального преступника П. Грачева.
Р. Аушев, как честный перед историей ингушского народа человек, был более автономен в своих действиях и высказываниях, что не может себе позволить сегодняшнее руководство Ингушетии, которое свои провалы в управлении республикой решило закрыть громкими заявлениями о необходимости установления границы в желаемом для обывателя варианте. Это не государственный, тем более, не дружественный и не братский подход в разрешении ситуации между субъектами и сохранении братских отношений между народами. Это самая настоящая провокация.
Руководители парламентов и правительств при М. Зязикове тоже не раз имели устные обсуждения этого вопроса, в особенности в период проведения муниципальных выборов на территории двух республик. Но не было ни разу случая, чтобы мы неправильно выразились по отношению друг к другу, чтобы мы дошли до официоза или неуважения друг к другу. Ни разу между нами этого не было. Мы тогда общались друг с другом напрямую, за столом переговоров или за чашкой чая, а сейчас – через интернет, прессу или почту. Не кавказский это вариант.
Сегодня, не вдаваясь в подробности, не рассматривая исторические моменты, ведомые ложным патриотизмом, некоторые политики и журналисты осуждают руководство Чеченской республики (Чечни): почему, мол, они сказали, что чеченская земля – чеченская? Нас обвиняют – ни больше ни меньше – именно в этом.
- Вы говорили о недружелюбности. В чем это проявилось?
Когда я передал пакет наших предложений об определении границы и проект соглашения через своего руководителя секретариата руководителю его секретариата – лично в руки, М. Дидигов ответил мне в письме: «Прошу в дальнейшем соответствующие документы направляйте в наш адрес по официальным каналам связи». Ну, что ж, раз они так предлагают, придется мне это делать. Но это будет не по-вайнахски, не по-кавказски, и, тем более, не по-братски. Это будет американский, китайский и европейский вариант, но только не чеченский и не ингушский. У вайнахов всегда было принято: старший через младшего передает весть; она может быть или радостной, или тревожной, или предупреждающей, или информационной. Но это было так в наших традициях. Я действовал через своего младшего, думая, что, таким образом, высказываю свое уважение к М. Дидигову и более оперативно доставляю документ (не в течение недели, не через московские и окружные каналы, а за час прямо в руки). А он пишет мне в письме: эти предложения их комиссией не могут рассматриваться как официальные. Это, конечно, отписка. Это проявление неуважения. И это сделано специально, чтобы еще раз затянуть время и чтобы показать, какая у него там позиция государственная. На самом же деле неправильно все это.
- Дукуваха Баштаевич, как только вопрос об определении административной границы был поднят чеченской стороной, очень активизировалась и блогосфера. Особенным рвением отличились ингушские блогеры, которые своими многочисленными выпадами в Интернете напомнили переполох в потревоженном муравейнике…
Кто называет себя, не прикрываясь вымышленными именами и никами, это достойно, мы запишем их, придет время, ответим им. А кто себя не называет, это непристойно, это провокаторы, работники спецслужб и просто враги наших народов.
Пишут даже, что мне когда-то придется извиниться. За что? За то, что сказал, что чеченские земли – это чеченские земли?! Или за то, что напомнил, что заявления о том, что ингушский народ спас чеченский (как говорят некоторые ингуши) – это неправда? За то, что сказал, что многие чеченцы в трудные годы платили за лачуги (для проживания) по 100 и 200 долларов многим ингушам (хотя Р. Аушев и призывал их не делать это)? Я говорил это и буду говорить, потому что мне об этом рассказывали тысячи чеченцев. Конечно, среди ингушей много и тех, кто бескорыстно помогал беженцам, это, конечно, достойно уважения, что я и делаю.
А может мне надо извиняться за то, что я сказал, что поведение Ю.-Б. Евкурова недостойно, когда он выражается неэтично о чеченцах, которые в период проведения контртеррористической операции проживали на территории Сунженского района?
Или мне извиниться за то, что я говорю, что горе-писаки абадиевы – подлецы, а кодзоевы-историки – не честны?
Или мне извиняться за то, что я сказал, что земли Сунженского района – по 1934 году чеченские земли?
Нет, ни по одному из этих пунктов я извиняться не буду, потому что я прав. Я говорю – когда отвечаю, я действую – когда нужно Республике. И в своих действиях как историк, как Председатель Парламента ЧР, как председатель комиссии, я не выполняю семейные поручения. В своих действиях я выполняю поручения Главы, требования Конституции, волю и желание чеченского народа. Потому никому не надо меня упрекать, тем более, пугать в Интернете. Я в своих действиях абсолютно уверен, потому что за спиной у меня Глава, Конституция республики и три миллиона чеченцев. И я выполняю государственную задачу, реагирую на историческую необходимость и отвечаю вызову времени.
Не надо из меня делать врага ингушского народа. Я враг для тех, кто нечестен в земельных вопросах, кто искажает историю вайнахов, кто, спрятавшись за интернетом, оскорбляет представителей чеченского руководства, кто стравливает наши народы.
Я друг и буду им впредь ингушам-вайнахам – Белхароеву, Сакалову, Зязикову, Хамчиеву, Анташкиеву, Хамхоеву, Бокову, Бекову, Базоркину, Чахкиеву, Хаматханову, Дидигову, Гулиеву, Гагиеву, Аушеву и др. С кем встречался, учился, работал. Те же из них, кто по ложному патриотизму настоящего времени не могут быть в этом списке, выбор за ними, а время правды – за мной.
- Можно ли связывать, как утверждают эксперты, «внешнеполитическую» активность властей Чеченской республики (Чечни) с желанием Рамзана Кадырова выйти на федеральный уровень?
- Это мнение не только ошибочное, но мальчишеское в устах тех, кто это говорит. На федеральный уровень Р. Кадыров вышел тогда, когда ему за борьбу с терроризмом присвоили звание Героя России, признав его защитником Отечества – России. Он достиг этого уровня тогда, когда руководство страны присвоило ему звание генерала, признав его полководцем; когда общественность и все рейтинговые издания признали его самым дееспособным региональным руководителем Российской Федерации; когда опросы населения подтвердили, что, если бы проводили региональные выборы были проведены сегодня, то в своей республике сразу и безоговорочно Главой был бы избран Р. Кадыров. Проведение всероссийских фестивалей – это тоже выход на федеральный уровень. Когда на выборах Главы государства и Государственной Думы мы показываем лучший результат – это политическая высота, это тоже выход на уровень федерации.
Но Р. Кадыров – политик, который, давно пройдя уровень федеральный, вышел на международную арену. И в тот момент, когда он добился возрождения республики и отмены контртеррористической операции на своей территории, а в Стамбуле и в ООН признали Чеченскую республику (Чечню) и ее столицу самыми быстро развивающимися регионами в поствоенный период, – это уже был выход на международную арену. Когда Р. Кадыров вышел на прямое общение с лидерами государств СНГ и с руководителями могущественных держав исламского мира, это уже был выход на мировую арену. Когда представители спецслужб великих Соединенных Штатов Америки начали завидовать генералу Кадырову и учиться у него, как человеку, который сумел победить у себя терроризм, это тоже был выход на международную арену. Факт дарения нашей республике на вечное хранение священных реликвий, связанных с именем Пророка Мухаммада (мир Ему), - тоже было международное признание. Как и тот примечательный момент, что последняя Парламентская Ассамблея Совета Европы не отметила ситуацию в Чеченской республике (Чечне) как тревожную, в отличие от других северо-кавказских республик, это тоже достижение на международном уровне.
Когда в Грозном начали проводиться фестивали культуры с участием звезд с мировым именем, когда на «Ахмат-арене» играли звезды футбола планетарного уровня, когда «Терек» в 2004 году, выиграв кубок России, играл с польской командой, когда ансамбль «Вайнах» с триумфальным успехом выступает на всех континентах, когда наши студенты учатся в Англии и Германии, когда в Грозном проводятся международные конференции с участием богословов и ученых из 40 государств – это разве не выход на международный уровень?
А специального стремления показать себя в контексте желания, а не конкретных дел, у Р. Кадырова никогда не было. Потому что его заслуги в укреплении российской государственности среди соратников В.В. Путина неоспоримы.
И не прав эксперт С. Маркедонов, когда он говорит, что «уже не первый год Кадыров пытается позиционировать себя в качестве «президента всех чеченцев». В этом нет нужды, потому что проведенный два года назад Всемирный конгресс чеченского народа, в котором приняли участие представители чеченцев из всех регионов России, а также Запада и Востока, подтвердил заслуги Р. Кадырова в возрождении республики, в утверждении на ее территории мира и спокойствия. О многом говорит и то, что ложно осужденная некоторое время назад за террористическую деятельность Зара Муртазалиева, которая не была в республике 9 лет, возвратившись в Грозный, заявила, что она в шоке от происшедших преобразований и признает, что в республике нет ни одного напоминания о драматических днях периода контртеррористической операции. И это говорит женщина, которую на Западе хотели бы видеть врагом властей России и Чеченской республики (Чечни) и от которой ожидали критические выступления.
- В своих суждениях те же эксперты намекают, что, буквально, «идеи об ответственности за Ингушетию возникают у чеченского лидера не в первый раз». Как Вы это прокомментируете?
- Считаю, что С. Маркедонову не следовало бы быть таким циничным и не объективным. Нельзя понятия смешивать. Это, по меньшей мере, не честно. Когда коллега и брат Р. Кадырова Ю.-Б. Евкуров был ранен, он, как брат, постарался взять на себя возможный груз содействия Ингушетии в борьбе с терроризмом. Чувствуя свой долг перед ним, он заявил, что готов помочь в борьбе с нашим общим врагом.
Лучше бы С. Маркедонов написал о том, как по инициативе Р. Кадырова вся Чечня молилась за Ю.-Б. Евкурова, когда он был ранен. Это же, наверное, должен был сделать и С. Маркедонов, потому что наши враги – международные террористы – пришли и на его землю – территорию Российской Федерации.
- …а А. Малашенко утверждает, что «Чечня из-за войны всегда была на особом положении и ни один город в России так не выстраивали, как Грозный»…
И кто же должен был восстанавливать, если не федеральный центр, уничтоженный город Грозный, разрушенную в ходе проведения контртеррористической операции республику, а потом в самой настоящей войне с международным терроризмом – войне, которая была направлена на разрушение Российской Федерации и велась на ее территории. Здесь должны были объединиться все регионы и народы. Потому что чеченцы, подвергая разрушению свои дома, огню – свои земли, жертвуя тысячами и тысячами жизней, вместе с федеральными частями защищали Российскую Федерацию.
И в XXI веке передовым отрядом и оплотом России в борьбе с международным терроризмом, когда на нашу землю пришли бандиты из 51 государства, явился именно чеченский народ. Мы за независимость Российской Федерации положили на алтарь тысячи и тысячи жизней наших сыновей, за это отдал свою жизнь и Первый Президент ЧР Ахмат-Хаджи Кадыров.
Так же все должны знать, что за разрушенный Грозный виноваты как Дудаев, Масхадов, Басаев и Хаттаб, так и Горбачев, Ельцин, Грачев, Егоров, Шаманов и др.
Поэтому суждения А. Малашенко, С. Маркедонова и других экспертов, политиков и журналистов должны быть исторически честными, тактически выдержанными, не односторонними и объективными.
И возвращаясь к теме нашей беседы. Если можно создавать округа, если в новейшей истории объединялись субъекты федерации, образовывались национальные районы внутри республик, а за счет Московской области в 2,5 раза увеличена территория Москвы, почему нельзя законным путем установить административную границу между Чеченской республикой (Чечнёй) и Республикой Ингушетия
– единственными субъектами России, между которыми нет границ? Невольно напрашивается вопрос – а не выгодно ли кому-то отсутствие этих границ и не потому ли поднят весь этот вой? Для того, чтобы, не решая этот вопрос, держать очаг напряженности или подталкивать к столкновениям единый вайнахский народ?
- Благодарю Вас за интересную беседу.
- Спасибо.
Зелимхан ЯХИХАНОВ
сколько негатива в адрес чечни)) ребята мне пофиг на границы конечно, вай дала дел дуьсар долш дуьне ду хар, но меня очень поражает наглость не только политиков ингушетии но и самого народа! вы понимаете что эти земли входили в состав чечни до того как вас негодных прилепили к нашей цивилизации? после распада чиассср никто не определял границу, вопрос не в том менять границу а в том что ее даже если менять то для начала надо определить?задается вопрос как определить ? конечно же исходя из документов из федерального архивного центра, каков был состав чечни когда ингушетия прилипала к чечне? и все всем будет ясно! в случае агрессии,нетерпимости,непонимания отдельных граждан патриотично прыгающих на наших землях, немедленно ввести батальон запад в эти районы для того чтобы избежать провокаций и беспорядков, мы наведем порядок на этом кавказе! Дала дукха ваха войла Д.Абдурахманов ! Чечня это будущее кавказа и все это понимают но некоторые не хотят признавать..
Мне очень понравилось твое чувство юмора и оптимизм))) Я про "в случае агрессии,нетерпимости,непонимания отдельных граждан патриотично прыгающих на наших землях, немедленно ввести батальон запад в эти районы для того чтобы избежать провокаций и беспорядков, мы наведем порядок на этом кавказе!" Теперь ты тоже в этой общей куче пургаметов ))))
Если кто-то вас разгневал, значит, он вас одолел...
нас никто не злит,однако тот кто нас разгневал долго не живет, надо быть честными в этих разборках, вы не хотите верить хотя осознаете что это наши земли. ждите крымский сценарий )))
Объективности ради следует отметить, что историческая и исконная Чечня, с её «этнической» территорией, есть территория Чеченской Автономной Области, первая, в 1922 году, определившаяся своей «национальной» территорией и вышедшая из состава Горской АССР, тем самым заложив основу для последующего распада этого, бывшего тогда единым, государственного образования горских народов Центрального Кавказа, в составе которого остался тот же «братский ингушский народ», «брошенный» тогда чеченцами. Это означает, что чеченцы ещё в те времена определились со своими «этническими» и «исконными» землями, в рамках которых сами и отделились от остальных соседей, посчитав себя самостоятельным этносом, и, тем самым, первыми заимев статус национально-государственной автономии. Поэтому, никто из чеченцев с тех пор никогда такой факт не оспаривал. А все те территории, которыми в последующем «обросла» Чечня, – как то Грозненский автономный казачий Округ и Сунженский автономный казачий Округ (фактически ингушский, присоединённый в 1929 году к ЧАО не в качестве чеченских земель, а в качестве отдельного автономного образования), – есть не более чем «бонусы» от центральной власти, приданные ей с определённой политической целью – окончательно слить потом с Ингушетией – и могут считаться «исконно чеченскими» только условно и оспариваться с кем либо могут только «постольку поскольку». Как говорится, «Кремль дал – Кремль может и забрать, и передать, и оставить, и т.д.!».
Поэтому, отвечая согласием на требование чеченской стороны об «исторической справедливости» и «объективности», ингушская сторона вполне справедливо может потребовать от федерального центра вернуть Чечню в её «исторические границы», как того требуют сами чеченцы в отношении Ингушетии.
Пусть чеченские «братья» посмотрят по своим картам, что из себя представляла самоопределившаяся в 1922 году ЧАО без не только «исконно чеченских» частей Сунженского и Малгобекского районов, но даже без Грозненского (с городом Грозный), без Ачхой-Мартановского и иных равнинных районов, лежащих к северу от её гор, и столицей в селе Урус-Мартан, а вовсе не в Грозном и даже не в Гудермесе.
Третье. При «разводе» – не только семейном, но и государственном – обязательно требуется произвести раздел совместно нажитого имущества. Ингуши с чеченцами в одной единой республике – ЧИАССР – просуществовали более полувека, а значит, наживали и имущество. Распад той единой республики состоялся в 1991 году по вине чеченской стороны. Чеченцы с ингушами не поделили ничего из совместного имущества. В результате, что уничтожено войной – уничтожено (в том числе и то, что должно было принадлежать ингушскому народу), а что осталось – досталось Чечне. Вина за такие последствия целиком лежит на чеченской стороне, а, значит, и ответственность тоже, ибо руководство Чечни категорически отказалось в 1993 году, и в последующем, отдавать ингушам то, что им полагалось по праву: хотя бы предметы музейной, материально-культурной, исторической, духовной ценности, а также архивы, не говоря об ином. Часть из них была расхищена чеченцами, а остальное – уничтожено войной. В результате – ингушский народ не по своей вине и не по своей воле оказался лишённым этих своих невосполнимых богатств, собственности и наследия.
Но совместно нажитое имущество – это не только перечисленные выше предметы и реликвии, и не только хозяйственный комплекс, но и территория. В данном случае, это т.н. затеречные территории, оставленные за восстановленной центральной властью страны в 1957 году ЧИАССР для расселения на них возвращающихся из ссылки горных чеченцев (чтобы не пускать их снова в горы) и ингушей из оставленного (с письменного согласия председателя Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР, чеченца Гайрбекова) за СОАССР ингушского Пригородного района. Если чеченские «братья» о них забыли, то напоминаю: это – Наурский и Шелковской районы нынешней ЧР, в «сумме» превышающие всю территорию Ингушетии. Из ингушей, как известно, никто там не поселился, потому что у традиционно консервативных ингушей слишком сильны генетическая память и тяга к этнической родине, к «могилам предков».
Пусть чеченские коллеги ещё раз, напоследок, достанут свои карты и поведут на них пальцами по границам Чечни 1934 года и Чечено-Ингушетии – до и после 1957 года.
Конечно, чеченцы очень не любят, когда им напоминают о Наурском и Шелковском районах, сразу же говорят: «и ма дувца» (не говори об этом). Но как не говорить, если сами они требуют по «справедливости»? Ведь справедливость не бывает однобокой.
Справедливость требует и справедливого раздела совместно нажитых территорий тоже, т.е. т.н. затеречных территорий бывшей ЧИАССР, а это предполагает необходимость раздела их пропорционально между разделившимися чеченской и ингушской сторонами, т.е. субъектообразующими этносами той республики,.
Чеченские «братья» не должны забывать, что ингушская сторона имеет все права требовать такого раздела этих территорий или же, на «худой» конец, потребовать от федерального центра вернуть их обратно в состав Ставропольского края, как бывшие в прошлом казачьи районы, если чеченская сторона «по справедливости» настаивает установить межу с Ингушетией по 1934 году, т.е. вернуть административные границы двух разделившихся республик к состоянию 1934 года, когда их слили в один субъект. Это, разумеется, цинично, но справедливо по истине – как того требует чеченская сторона. Если можно заявлять и требовать чеченцам, то почему нельзя ингушам? Тем более что для ингушской стороны это означает «автоматическое» решение проблемы с теми территориями, что находятся сейчас под юрисдикцией РСО-А. Но ингуши так не поступают не потому, что чего-то боятся или имеют на то меньше прав, умения, возможностей, а исходя исключительно из братских побуждений к чеченскому народу и собственного «эздел» (этикета).
Четвёртое. Территориальное размежевание между Чечнёй и Ингушетией фактически уже состоялось, хотя и не совсем законное. Оно состоялось по факту «компактности» проживания чеченского и ингушского населения и согласно Соглашению, подписанному в 2003 году руководителями ЧР и РИ А.Кадыровым и М.Зязиковым в Магасе. Согласно этому Соглашению, в составе ЧР образован свой, чеченский, Сунженский район из трёх «отколовшихся» от ингушского Сунженского района селений (Серноводск, Ассиновская, Давыдеко) с центром в селении Серноводск. Фактически, в этом споре поставлена точка, хотя и довольна сомнительная в плане признания её легитимности ингушской стороной, если исходить из ст. 2 Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» от 04.06.1992 г.
Если чеченские политики не знают об этом факте, то сообщаю им, что «легитимность» тому факту с чеченской стороны придала Конституция ЧР, принятая в Чечне «всенародным голосованием» в 2003 году, в которой законодательно закреплены все населённые пункты и районы современной Чеченской Республики. Не думаю, что политики и власти ЧР об этом не знают.
Но удивляет даже не это, а то, как смеют они сегодня так безответственно вести себя и покушаться на самое «святое», что есть в современном чеченском обществе хотя бы в качестве внешнего атрибута – авторитет Ахмата Кадырова, в любви и верности к кому продолжают присягать все – от сына-президента Рамзана Кадырова до последнего клерка и «политика». Как можно не признавать сегодня в Чечне его решения и заслуги перед чеченским народом, и как можно так небрежно игнорировать его политическое наследие? Да, вообще, как можно государственным мужам и действующим политикам не уважать «исторический и осознанный выбор собственного народа»?
Но всё это понимается легко, если согласиться с тем, что они на самом деле есть только политические провокаторы, преследующие цели разжигания межнациональной розни в угоду какой-то иной стороне, тем более между «братскими народами», как они утверждают.
Пятое. Тут следует вспомнить и другое направление чеченской «экспансии» на современную Ингушетию. Это – попытки использовать т.н. орстхойский фактор, как один из формальных способов шантажа и давления на ингушскую сторону. Очевидно, что формальным «основанием» для этого берётся, помимо всего прочего, тот факт, что чеченец Джохар Дудаев являлся выходцем из многочисленного и широко в нахском ареале распространённого орстхойского тейпа ЦIечой, хотя его близкие родственники, в том числе родные братья, назывались ингушами.
Но даже этот фактор – орстхойский – тоже сомнителен и бесперспективен по сути. Потому что, единое орстхойское этническое общество – это уже далёкое прошлое из истории нахского сообщества, как одно из его «корневых» ответвлений, составившее впоследствии части современных чеченского и ингушского этносов, причём в ингушском этносе эта часть составляет почти его половину. Они есть сегодня те же ингуши, что и все остальные, корнями также уходящие в свои исторические родовые общества – то кхаькхалахой, то тIаргимхой, то фяппи, то цхьорой, то джIайрахой и т.д.
Если даже согласиться с тем, чтобы считать предгорную чечено-ингушскую равнину орстхойскими землями, как часто будоражит эту тему чеченская сторона, ссылаясь только на то, что предки современных «орстхойцев» жили на них до второй половины XIX века, то и это не более чем безвозвратно ушедшая в историческую глубину данность, не дающая сегодня никаких правовых оснований для претензий из-за них к ингушам со стороны современной Чечни. Наоборот, у современных Ингушетии и Чечни равные на эту равнину права на «наследование» – пропорционально по факту разделения потомков тех орстхойцев на чеченцев и ингушей. «Чеченские орстхой» живут в составе Чечни на своих исконных землях, а «ингушские орстхой» живут разбросано по всей Ингушетии, кроме её горной части. Все они потомки тех орстхой, что владели когда-то теми землями, которые составляют в том числе и части территории нынешних Сунженского и Малгобекского районов до их изъятия царской администрацией в XIX веке, осуществлённого, как известно из истории, в целях устроения на них казачьих линий в колонизаторских целях. Это означает, что, если исходить из принципа «наследования» территорий, как пытается обосновать свои претензии чеченская сторона, объявляя их чеченскими ещё и на том основании, что кто-то из путешественников на Кавказ когда-то назвал местных карабулаков (т.е. орстхойцев) чеченским племенем, то эти земли логически и фактически являются землями современных ингушей-орстхойцев – так же, как землями чеченцев-орстхойцев являются земли Ачхой-Мартановского, Урус-Мартановского и Грозненского районов нынешней Чечни.
А значит, исходя из той же логики и сложившейся исторической реальности, Сунженский и Малгобекский районы целиком, в устоявшихся административных границах, должны быть отнесены к Республике Ингушетия и должны быть признаны её составной частью, так как все ингуши, независимо от корней происхождения, есть сегодня единый ингушский народ, образовавший Республику Ингушетия.
Резюме по факту. В природе нет ни одного нормативно-правового акта или иного документа, указывающего на то, что современная Республика Ингушетия образована в границах Ингушской Автономной Области на момент её слияния с ЧАО в 1934 году. Отдельные высказывания ингушских деятелей или даже групп общественников в разные времена на митингах или в каких-то публикациях, обращениях и т.д. не могут приниматься в расчёт в решениях и делах государственной важности. А значит, и нет оснований заявлять, что за основу будущей административной границы Ингушетии с Чечнёй обязательно должна лечь именно эта или, вообще, какая либо иная дата (а тут, как сказано выше, можно брать множество вариантов). Республика Ингушетия, если об этом не знают чеченские «братья», образована в рамках реабилитации репрессированного ингушского народа на основании Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и в соответствии с его волеизъявлением, выраженным на всеингушском референдуме 30 ноября 1991 года, и по факту распада в 1991 году Чечено-Ингушской Республики по вине в одностороннем порядке вышедшей из её состава чеченской стороны.
Поэтому, самое логичное, мудрое, достойное и выгодное для сторон в данном споре, представляется следующее: не накаляя ненужные страсти и не обостряя напрасно и глупо свои добрососедские отношения, принять за основу сложившие на момент распада бывшей ЧИР реалии и узаконить их во имя того самого братского единства, о котором с таким упорством не перестает заявлять чеченская сторона.
А это значит: признать и узаконить административную границу между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, между фактически братскими народами, по периметру административных границ Сунженского и Малгобекского районов по состоянию на август-сентябрь 1991 года, отошедших тогда под юрисдикцию ингушских властей, включая пока ещё только формально отколовшиеся от Сунженского района РИ три населённых пункта: Ассиновская (жители которого в 1995 году письменно требовали считать себя в составе РИ), Серноводск и Давыденко. Тем более что именно такого подхода требует и ст. 2 Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» от 04.06.1992 г.
А иначе, все разглагольствования о братстве и желании возможного единства – не более чем лукавство.
+1000000все четко и справедливо,все по факту!
Если сердце доброе, то каким бы ни был острым язык, он не ужалит невиновного
Абдурахманов считает,что ведет себя сдержанно
Идеальный персонаж для Михаила Задорнова,получился бы искрометный монолог...
Твои слова, да комиссии бы на стол. Надеюсь они заходят на этот сайт и прочитают твой коментарий.
Факты хлещут прямо в лицо Абдурахманову,но цена этого вопроса слишком высока для него. Грубо говоря,пока барахтается во лжи...
Интересно,чем отличается тот же Грачев от Трошева,которого чеченское руководство сделало героем,назвав улицу в его честь?Они все подчинялись Ельцину,тогда против этой системы пошел только Аушев,за что многие,тот же националист Рогозин посчитали "что,он предал российскую армию в Чечне".
Абдурахманов и ему подобные считают,что "ТАКТИЧНО" можно пнуть соседа или брата и при этом сделав вопрсительную мину на лице,спрашивать,почему тот обиделся.Не знаю,что будет сейчас,как будут разграничены территории и как поведет себя центр,но об одном буду молить Всеышнего,чтобы в Ингушетии не разгорелась война,как когда-то в Чечне,потому что ингушам,в отличие от чеченцев,некуда будет бежать... Тогда для чеченцев был Аушев Руслан,который горой стоял за них,а теперь что?Назовите мне хотя бы одного руководителя из соседних регионов,который бы так нас принял? О,Аллах,спаси нас от войны!
НИКОГДА чеченцы не братьями ингушам, и не будут ими (братьями были мусульмане),
Никогда чеченцы не оказывали братскую поддержку Ингушам. (про ситуацию с беженцами и визиты в осетию чеченских делегаций в 92г. ник не забыл). Руководство Чечни всегда поднимало вопрос границы как только наметится хоть какое-то продвижение по пригородному как контр меру.
Эти слова не против чеченского народа, а антиингушской политики его руководства как нынешней так и предыдушей.
Не забывайте, что в команду Дудаева которого вы сегодня называете террористом, бандитом и предателем входил и А. Кадыров (в качестве муфтия) И Именно А. Кадыров поднимал сотни тысяч людей на войну против Интервентов и кяфиров - русских (он же их тогда так называл), а потом перешел на сторону объявленного им же врага и предал их. А Р. Кадыров он сын своего отца, что с него возьмешь?
Смена менталитетов. К вопросу о территориях Ингушетии
Первые казачьи станицы на территории Ингушетии были основаны в 1845г. — ст. Троицкая на месте ингушского селения Эбарг-Юрт и ст. Сунженская (переименована в ст. Слепцовскую в 1851 г.) на месте селения Курай-Юрт.
В 1847 г. на Терском хребте на месте ингушского селения Махьмад-хит1е была основана станица Вознесенская.
В 1860 г. на месте древних ингушских селений Ангушт и Ахки-Юрт были основаны станицы Тарская и Сунженская
В декабре 1860 г. наместником Кавказа Барятинским получено разрешение Александра II на устройство станицы Нестеровской, которая была основана в следующем 1861 г. на месте ингушского селения Г1ажар-Юрт.
В 1859 г. на месте селения Илдарха-г1ала была основана станица Карабулакская. В I860 г. не месте селения Алхасте была основана станица Фельдмаршальская. В I861 г. на месте селения Ах-Борзе основана станица Ассиновская. В 1861 г. на месте селения Тоузан-Юрт основана станица Воронцово-Дашковская. В 1867 г. на месте селения Шолхи основан хутор Тарский. Также выселены жители селении расположенных на Фортанге и Ассе — Галашки, Мужичи, Даттых и на их месте основаны станицы Галашевская, Даттыхская и хутор Мужичи.
Позднее казаки последних трех станиц, выселились из-за непригодности земель для обработки, но земли и лес оставались собственностью Терского казачьго войска до 1918 г. Ингушам приходилось арендовать свою же землю у казаков за плату Начальник Военно-Осетинского округа полковник Муса Кундухов (осетин по национальности, сыгравший в дальнейшем немалую роль в переселении части ингушей и чеченцев в Турцию), писал генерал-адьютанту Евдокимову: После описанною переселения в ущельях но Фортанге, Ассе, Сунже и Камбилевке, мелких хуторов и жителей никого не осталось, и дело это, к удовольствию моему, я считаю совершенно конченным.
Главная цель, которая преследовалось при основании станиц на месте ингушских селении, это вбить казачий клин между различными ингушскими обществами, между горными и плоскостными ингушами. По ущельям рек Камбилесвки, Сунже, Ассе и Фортанге горцы всегда связывались с плоскостными районами. Других дорог, связывавших горы и плоскость не существовало. Казачьи станицы были основаны по всему периметру Ингушетии. Ингуши оказались в полной экономической зависимости от казаков, запертыми в горах и обреченными на тяжелое нищенское существование.
Казачьим станицам были переданы огромные площади наиболее плодородных земель ингушей и в последующие десятилетия, вплоть до революции 1917 г. и Гражданской войны в России 1918-1920 п..
Выдержка «Очерки истории ингушского народа с древнейших времён до конца Х1Х века» Назрань. 2000 г. Нурадин Кодзоев стр.143-145
«... на 1920 год ингушам принадлежали следующие населенные пункты: два хутора Бамут, верхний и нижний Аршты, средний и нижний Бережки, Салиогач, Мергаз и другие...» стр.16. (русские на Северном Кавказе 20-30 годы ..." А.М.Гонов 1995 г.)
И это не полный перечень населенных пунктов, которые исторически принадлежат ингушскому народу, но в результате территориальных репрессий Российской империи, разного периода, были временно изъяты.
В этих условиях, уже в наши дни, на уровне законодательного органа Чечни, мы слышим новые отголоски территориальных репрессий, уже со стороны тех, кто сам, до последнего времени оставался жертвой всесторонних репрессий и насилия.
И это в отношении ингушского народа, который исторически, а может быть и в единственном числе оставался надёжной опорой братского содружества.
Видимо произошла СМЕНА МЕНТАЛИТЕТА.
Аналитический отдел ДСИ «Нийсхо»
Ю.ЛАТЫНИНА: "Я знаю человека, у которого жило 160 чеченских семей"
23.09.2012 10:57
Юлия Латынина, «Код доступа». - Рамзан Кадыров вдруг заявил, что часть Ингушетии – это исконные чеченские земли. А поскольку Ингушетия маленькая, то, собственно, это составляло практически 2/3 территории Ингушетии. И напомню также, что Чечено-Ингушская АССР при Советском Союзе была единой, то есть очень трудно все это дело разделить.
Ну, все это упирается в безграничную экспансию, которая свойственна чеченскому руководству, и плохие отношения Кадырова с Евкуровым, которые, собственно, начались потому, что Евкуров не спускает ему то, что спускают другие. Там были некоторые очень смешные эпизоды. Они начались, собственно, с того, что приехал Евкуров куда-то в Чечню, ему не дали выступить. Пошел на какое-то совещание – не пустили его охрану. Другой бы на его месте утерся, потому что Рамзана все боятся. А когда Кадыров приехал в Ингушетию, случилась ровно та же самая история: его охрану не пустили. Это не вопрос мелочности, это вот там вопрос, ты боишься Кадырова или не боишься, или ты отвечаешь ему тем же.
Непосредственным спусковым крючком в данном случае кадыровских заявлений послужил взрыв, который случился в Ингушетии в доме, в котором жили боевики. Потому что Кадыров немедленно сказал, что этот взрыв случился из-за спецоперации, мол, они следили за ними, их ликвидировали. А Евкуров – ну, мне трудно судить, прав он в данном случае был или нет, говоря это. Даже если это правда, Евкуров сказал, что никакая это была не спецоперация, а просто взорвалось случайно. Ну, вот, после этого Рамзан говорит «А вы отдайте нам землю».
Что мне в этой истории неприятно? 3 вещи. Вы знаете, ведь, в свое время Руслан Аушев, бывший президент Ингушетии мог бы зафиксировать эти границы на любом месте, котором бы он хотел – для этого ему 2 вещи было достаточно: а) не принимать чеченских беженцев и б) согласиться на войну 1999 года.
Ведь, тогда Аушева чуть ли не лично Путин уговаривал, там вот была бумага о том, какой плохой Масхадов, ее надо было подписать, и Аушев сказал «Я эту бумагу не подпишу», вернулся в Ингушетию, показал эту бумагу, сказал «Я ее не подпишу. Братский народ». Потом устремились в Ингушетию чеченские беженцы. Генералы российские закрыли границу. По приказанию Аушева лично ее открыли. И это делал человек не мятежный, это делал российский генерал, который, между прочим...
Знаете, вот, мало кто знает, в конце 90-х был такой эпизод у Аушева. Там в этот момент в Ингушетии тоже было очень много арабских эмиссаров, настоящих, вот тех самых. Так вот собрали всех глав администраций и сказали, что «В тех селах, в которых есть арабский эмиссар, вы за них лично отвечаете, что вы их доставите такого-то числа к самолету». И их доставили, 34 человека было, 32, по-моему, доставили к самолету, этот самолет отослали в Москву. Более того, это было в 1998 году (я сейчас в точности вспомнила), и там была еще очень маленькая смешная деталь, потому что этот самолет у Аушева был согласован с Масхадовым. Масхадов тоже должен был погрузить своих арабов и послать с глаз долой. И вот в тот момент, когда этот самолет уже стоит под порами и ингушские арабы сидят в этом самолете, звонит Масхадов и говорит «Ты знаешь, извини, меня тут только что взорвали. В общем, не будет моих арабов. Отправляй своих сам».
То есть это я к тому, что был человек, преданный одновременно России и вайнахам, абсолютно благородный, стопроцентный горец и стопроцентный русский офицер. И вот печальная история заключается в том, что его благородство не окупилось. Ингушетия сейчас сидит с этой границей как, прости меня...
Второе. Ну, честно говоря, на Кавказе, ведь, все территориальные претензии переживаются очень сильно.
Теперь представьте себе, 2 соседних народа, практически однокоренных народа, практически один и тот же народ. Ингуши, у которых чеченцы жили в статусе беженцев... Я знаю человека, у которого жило 160 чеченских семей, что-то в этом роде – я забыла точную цифру. Да? Вот, он их кормил, поил. И когда к нему пришли московские менты и сказали «Да ты тут боевиков кормишь», он сказал «А пошли вы туда-то», потому что это были несчастные люди, он не мог их прогнать. И он даже не стал выяснять, кто там.
И вот эти люди, которые тогда так принимали своих братьев, вдруг слышат, что вожак этих братьев говорит «А теперь ваши дома, ваши земли нам отдайте». Это переживается еще гораздо тяжелее, чем Курилы.
И третье, что меня потрясло. Меня потрясло, что в эту историю не вмешалось российское руководство. Как это так? Такие вещи нельзя говорить. Пересмотр любых границ на Кавказе – это караул! Максимальный уровень ответа, который мы слышали, - это Хлопонин, да? Какой авторитет из себя Хлопонин представляет для Кадырова? Где Кадыров и где этот самый, как его, Хлопонин?
И четвертое (уж я не могу не добавить свои 5 копеек). Вот, когда я услышала эту историю, кто у кого охрану куда не пускал, я вспомнила совершенно точно тот же самый эпизод в «Хэйкэ Моногатари» – это великий японский эпос XI века. И я подумала. Вот, по другую сторону хребта есть Грузия, Что Грузия обсуждает? «У нас, оказывается, в тюрьмах пытают заключенных». Это обсуждение западной нации. Это то, что обсуждает нация в XXI веке. А как строится политика по другую сторону хребта? Кто у кого охрану не пустил как в XI веке в японском феодальном государстве.
Я не хочу сказать, что это неправильно, что охрану не пускают. Это правильно. Когда вы живете в феодальных терминах и при феодальном строе, вы ведете себя так, как японские самураи XI века. Но проблема-то в том, что сейчас XXI-й.
ИСТОЧНИК: "Эхо Москвы", Код доступа от 23.09.2012
Кстати, это урезанный вариант интервью. Полный читайте тут:
http://parlamentchr.ru/content/view/1645/1/
P.S. Зачем что-то удалять с текста, где не вы автор? Или это как с границами - авось УСТОИТСЯ?...
Кстати, это урезанный вариант интервью. Полный читайте тут:
http://parlamentchr.ru/content/view/1645/1/
P.S. Зачем что-то удалять с текста, где не вы автор? Или это как с границами - авось УСТОИТСЯ?...
"Да он старая коммунистическая проститука, это все знают." Даже не проститутка, а шлюха - это ты. А если нет, повтори эти слова в лицо Абдурахманову. До тех пор, пока ты этого не сделаешь, ты останешься шлюхой. Только шлюха может кидаться за спиной словами, не имея ни духа, ни смелости, ни мужества сказать то, что думаешь, в лицо.
Хрен вы землю получите...... Это я тебе и всем вам в лицо скажу
Или я реально тупая,или я действительно все не понимают бред некоторых чеченских политиков???Ответьте мне)Он неск раз в интервью повторил,что чеченцы не хотят менять границы!"А чего вы тогда добиваетесь???))Толком объясните для недалеких?"Мы лишь хотим установить границы"Тут же начинает брехать,это наши земли блаблабла?Разве это речь разумного политика?или бабы базарной?Какие земли,вы о чем ,народ?кто за кого воевал,что за байсангуры ,кот воевали за чеченцев,а не ингушей?)))Мы не прошлое,прошлое давно ушло,вы че??а давайте всех раселим на своих исторических местах?Вы знаете хоть скока народы сменяли место проживания?Немцы в прошлом жили на территории славян,давайте они потребует часть земель России?а болгары,белоруссы?))Чеченское руководство,вы в школе учились?Вы знаете термины глобализация,интернационализация?Какой 1934?тогда еще АССР был,вы хотите оставить Ингушетию с двумя районами?))
Если сердце доброе, то каким бы ни был острым язык, он не ужалит невиновного
таки тупая якщо не понимаешь то что четко,ясно написано в данной статье и не раз)) часть малгобекского и сунженский район это чечня!
Уважаемая Г1алг1аевна! Мы, чеченцы, учились не только в школе, в отличии от вас, которая и читать не умеет. ДА, МЫ НЕ ХОТИМ МЕНЯТЬ ГРАНИЦЫ, ПОТОМУ ЧТО ГРАНИЦЫ - Е Д И Н С Т В Е Н Н Ы Е И М Е Ю Щ И Е Ю Р И Д И Ч Е С К У Ю С И Л У - это границ по 1934. Границы были тогда. В 1992 году две республики разъединили, НО ГРАНИЦЫ ПРИ ЭТОМ НЕ ОПРЕДЕЛИЛИ. И эти 20 лет и по сей день никаких границ между нашими республиками не было и нет. Читайте внимательней.
Вы не только не просто не знаете историю своего народа, уважаемая Г1алг1аевна, но не имеете уважения к этой самой истории. Мы ПОЛУЧШЕ вас - тебя в частности - знает и эти, и другие термины. А за терминами прятаться не надо. Найдите в себе мужество посмотреть правде в глаза. Не было никаких границ эти 20 лет - ни юридически, ни как и иначе. А было лишь то, что ваш глава называет "устоявшиеся границы". Надо действовать в рамках закона, а не чего-то устоявшегося. А в рамках этого самого закона вам следовало бы побороться за свои, ИСКОННО ИНГУШСКИЕ земли, наличие которых в юрисдикции Осетии, похоже, вас волнует меньше, чем чеченские земли, ВРЕМЕННО оказавшиеся подконтрольными ингушским властям.
я прекрасно знаю историю не только своего,но и других народов!))Но я красиво и сдержанно излагать не умею,действительно,почитай Правдоруба Сунженского-он единственный,кто все по факту изложил!!почему 34 года?че сам не знаешь?кто-то сказала и все подхватили?а после этого не было никаких изменений законных и до этого?)))а?))Вы же хотите справедливости ,так соблюдайте ее!Дай тут конкретный исторический ответ по факту
Если сердце доброе, то каким бы ни был острым язык, он не ужалит невиновного
Зеламх,перечитайте Правдоруба на этой странице и убедитесь,что Абдурахманов и его подельники в нокауте... Все остальное-эмоции.
Почему наша власть позволяет себя чморить в открытую????? У нас же вы все крутые
Бид ба Дукмавахи кертач боллар!
Да он старая коммунистическая проститука, это все знают.
Молодец, все перевернул. Хетара Геббельснаькъан ва ер зурм дик локх укхо.
Дукваха Дал дукх ма вохвол хо....я в шоке...вот ер БЫ шон ши мабара НОХЧИ ТИСЧА БОЛХ......
.....
Отправить комментарий