«О чем не расскажешь словами…»

22 декабря 2014 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась персональная выставка Башира Халитовича Даурбекова «О чем не расскажешь словами». В ее экспозицию вошли более 60 произведений живописи и графики, написанных художником в различные периоды творческой деятельности.
Пейзажи пишут многие художники. Для одних это своего рода тренировка глаза: возможность сохранять остроту восприятия цвета; для других пейзаж может быть поиском фона для задуманной композиции; третьи пишут естественную среду, где природа – место действия героев картины, а пейзаж целиком подчинен ее замыслу. Но есть такие художники, для которых изображение природы – смысл творчества. Это особая категория художников, умеющих только в пейзаже наиболее полно и глубоко выразить свои чувства, свои мысли, свое мироощущение. Ограничив многообразие живописи рамками одного жанра, они целеустремленно осваивают его многообразную структуру, живописную специфику, пластические возможности.

Пейзаж - один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе, и только глубоко переживаемое впечатление рождает произведение, в котором зритель, вслед за художником, может увидеть в давно знакомом и будничном уголке природы нечто поразительное, новое и волнующее.
Творческий путь талантливого ингушского художника Башира Даурбекова был определен с начала профессиональной деятельности - это лирический пейзаж.
Родился художник 27 мая 1954 года в селении Федоровка Кустанайской области Казахской ССР. В 1988 году окончил Краснодарское художественное училище. Является членом Союза художников России и Союза художников Республики Ингушетии. В настоящее время мастер преподает в детской художественной школе города Назрани. Воспитал несколько поколений талантливой молодежи, многие из которых выбрали непростую профессию художника.
Писать о живописи Башира Даурбекова и легко, и непросто. Его живопись эмоциональна, естественна, ясна и воздушна, ему удается погрузить зрителя в свой созданный образный мир - особое символическое пространство, где человек – лишь маленькая частичка природы и пассивный участник великого круговорота бытия. Невольно возникает вопрос, каков этот мир? Не исчезнет ли он через мгновенье, распавшись на неопределенные фрагменты, как сон, оставляющий смутные воспоминания. Художник предан «чистой природе» и своим искусством утверждает ценность и значимость обыденных, издавна знакомых нам уголков родного края. Достаточно назвать такие произведения, как «Старая мельница», «Поздняя осень. Барсуки» и многие другие, в которых мастерство художника как настоящего пейзажиста заключается в том, что уже в натурном мотиве он умеет определить и выделить главное, найти характерные черты и детали, которые присущи только изображаемому месту. И, таким образом, подчеркнуть его очарование и уникальность.
Башир Даурбеков мастер горных пейзажей, в которых красота гор с их чистотой и прозрачностью красок вторит душевному состоянию художника. Работы «Селение Баркин. Утро», «Вовнушки», «Селение Ний» изображают горные ландшафты Ингушетии, виды древних башен. Картины неоднородны по своей тематике и композиционному строю: одни насыщенные и напряженные, другие светлые и лиричные, но объединяет их щемящая, иногда суровая красота родной земли.
Художник много работает в разное время года, но особенно плодотворно и интенсивно осенью и зимой. Сопоставление трех зимних пейзажей «Зимнее утро», «Пасмурный день» и «Зимний пейзаж. Вечереет», написанных живописцем с натуры, дают ясное представление об определяющей роли света в работах мастера. Утро, день, вечер. Радостное ожидание утра, наступление яркого, сверкающего миллионами огоньков снега, освещенного солнцем дня и легкая грусть вечернего прощания – эти три разных состояния природы решены не только цветовым решением, но и живописной фактурой. Легкая, почти акварельная живопись в утреннем и дневном пейзажах сменяются более плотным пастозным мазком в вечернем пейзаже. Иной пример живописного решения в летних пейзажах, в которых все залито щедрым летним солнцем - это такие работы как «Лето. Отражение», «Лазурь воды». Композиции этих холстов построены на энергии цветовых ритмов и движения: по небу бегут, гонимые ветром облака, скользят по поверхности реки их легкие тени, а прибрежные кусты, колышущиеся под летним теплым ветерком, словно любуются в зеркальном отражении водной голубизны. Природа в этих работах наполнена полнокровным ощущением жизни.
Портретный жанр в творчестве Башира Даурбекова в настоящее время развивается по нескольким направлениям, тем не менее, в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Эти основополагающие принципы и стали отправной точкой для него, от которой ему удалось проникнуть в суть тех или иных явлений национального живописного искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собственным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности.
Большой интерес вызывают его графические портреты, а также автопортрет, написанные в различные периоды времени. Самобытность дарования Башира Даурбекова ярко проявилось в автопортрете, созданном художником более двадцати лет назад. В этой работе художник достигает жизненной полноты и правдивости благодаря композиционной изобретательности и своеобразных изобразительных средств. Художник выворачивает себя наизнанку, переведя в портрет то, о чем невозможно сказать словами. В этой картине автор показал не столько характер портретируемого персонажа и присущие ему индивидуальные черты, сколько органическую связь образа с внешней средой, пронизанную светом, чистотой красок, присущей пленэрной живописи. Образы, созданные художником в графическом исполнении, наиболее значимо выражают особенности художественного мироощущения, глубины его нравственной позиции, внимание к «таинственной лаборатории» человеческой души, все эти качества нашли свое отражение в таких работах, как портреты Иссы Плиева, Абоезида Бекова, Иссы Даурбекова, Нурдина Кодзоева. Для художника важнее всего не внешность изображаемого образа, а психологический анализ характера, возможность языком живописной пластики раскрыть для зрителя красоту и гармонию человеческой души.
Увлеченность художника неиссякаема, именно она помогает ему находить картинные мотивы там, где многие проходят мимо, не задерживая взгляда. Его умение превращать прозу в поэзию вызывает в памяти известное высказывание Н.В.Гоголя: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное…» Думается, эти слова имеют прямое отношение к творчеству Башира Даурбекова, которое неизменно привлекает внимание многочисленных зрителей. Его произведения можно увидеть в музеях, на крупнейших отечественных выставках. Он много работает, полон творческих замыслов, в его мастерской всегда чистые холсты, готовые к созданию новых произведений.
Лейла Алмазова
Сердало

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
   ___    _  _     _____    ___  
( _ ) | || | |___ / / _ \
/ _ \ | || |_ |_ \ | (_) |
| (_) | |__ _| ___) | \__, |
\___/ |_| |____/ /_/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021