Интересный диалог, найдите ошибки.
Диалог между последователем чистого ислама и традиционалистом
Взято тут: http://community.livejournal.com/ansari_shariata/28650.html#cutid1
С.Ч.И.: Ахмед, почему ты во время намаза держишь руки под пупком?
Традиционалист: Потому что так читали намаз мой отец, мой дед и мой прадед.
С.Ч.И.: Астагфирулла! Ты должен следовать не своему отцу или деду, а Пророку Мухаммаду—да благословит его Аллах и приветствует!
Т: Но я не видел, как читал намаз Пророк(с.а.с.)!
С.Ч.И.: Пророк (с.а.с.) во время намаза держал руки на груди!
Т: А ты что, видел Пророка (с.а.с.)?
С.Ч.И.: Нет, зачем. Так говорят ученые.
Т: Какие ученые?
Type your cut contents here.С.Ч.И.: Ну, имам Шафии и в книге Бухари так написано…
Т: А ногайцы ведь не шафииты, а ханафиты?
С.Ч.И.: Это неправильно. Не может быть ханафитского и шафиитского мазхабов, есть только сунна Пророка (с.а.с.)
Т: А Абу Ханифа разве не ученый?
С.Ч.И.: Ученый. Но не самый главный.
Т: А кто самый главный?
С.Ч.И.: А никто! Нужно придерживаться самого правильного мнения!
Т: А что значит самое правильное мнение?
С.Ч.И.: Самое близкое к сунне(традициям) Пророка (с.а.с.)
Т: Но как определять какое мнение самое близкое к сунне?
С.Ч.И.: Э, брат, да ты конкретный джахиль…Надо сравнивать с хадисами Бухари и Муслима, смотреть мнение ученых какой мазхаб они считают самым близким к сунне в определенных вопросах.
Т: А каких ученых?
С.Ч.И.: Ну многих: Усаймин, Ибн Баз, Албаний…
Т: А если я хочу просто следовать мазхабу Абу Ханифы, как делали мои предки веками?
С.Ч.И.: Это неправильно. Ведь он мог ошибиться и сказать что-то несоответствующее сунне. А если ты слепо следуешь одному человеку, то твой иман не примется.
Т: А тебе не кажется что для того, чтобы выбирать правильное мнение из слов ученых, самому нужно быть еще большим ученым.
С.Ч.И.: Зачем? Есть же хадисы, Коран…
Т: Ты знаешь арабский?
С.Ч.И.: Нет еще…
Т: Сколько толкований Корана ты прочитал?
С.Ч.И.: Пока ни одного…
Т: Но ты знаешь, что Пророк держал руки на груди во время намаза?
С.Ч.И.: Да, так написано в книге Бухари.
Т: Но в книге Абу Ханифы написано по-другому, откуда ты знаешь, какое из них правильное мнение?
С.Ч.И.: Абу Ханифа опирался на слабый (по достоверности) хадис.
Т: Почему он слабый?
С.Ч.И.: Его нет в сборнике достоверных хадисов Бухари!
Т: Когда жил Бухари?
С.Ч.И.: В 3 веке хиджры.
Т: А Абу Ханифа?
С.Ч.И.: Во 2-м веке хиджры.
Т: Так значит, Бухари написал свою книгу после того, как умер Абу Ханифа?
С.Ч.И.: Да, получается так.
Т: Тогда получается что когда Абу Ханифа приводил свой хадис, книги Бухари еще не было?
С.Ч.И.: Да, но это ничего не значит.
Т: В смысле?
С.Ч.И.: У Бухари самые достоверные хадисы.
Т: А ты что сам проверял?
С.Ч.И.: Нет, но так говорят ученые..
Т: Но ты же говоришь, что нельзя слепо следовать ученым?
С.Ч.И.: Ну…как нельзя…В смысле одному нельзя.
Т: А нескольким можно? Даже если слепо?
С.Ч.И.: Ну не слепо. Они же приводят хадисы…
Т: Ты же сказал, что не знаешь арабский?
С.Ч.И.: Но есть же переводы!
Т: А они всегда точно передают смысл с арабского? Думаю что нет.
С.Ч.И.: …
Т: Получается, ты тоже слепо следуешь этим ученым.
С.Ч.И.: Но ведь много ученых говорят что Абу Ханифа опирался на слабый хадис!
Т: Какие например?
С.Ч.И.: Я же говорил, Усаймин, Ибн Баз, Албании, многие шафиитские и ханбалитские ученые.
Т: А ханафитских ученых не было?
Б: Было, но они придерживаются мнения Абу Ханифы…
Т: А ты стало быть—истинной сунны?
С.Ч.И.: Стараюсь…
Т: Значит, ты знаешь сунну лучше Абу Ханифы?
С.Ч.И.: Нет, я просто следую за большинством ученых.
Т: Эти «большинство ученых» жили в первые века хиджры, или в более поздний период?
С.Ч.И.: В более поздний период.
Т: Абу Ханифа жил во 2-м веке хиджры, то есть он был ближе чем они к эпохе Пророка (с.а.с.).
С.Ч.И.: Это еще ни о чем не говорит.
Т: А то, что он признан знатоком религии—муджтахидом, наряду с имамами Маликом, Шафии и Ханбалем? О чем-нибудь говорит?
С.Ч.И.: Да, но не всему тому, что он сказал можно верить… Нужно выбирать правильное, соответствующее сунне.
Т: А имаму Бухари, Шафии, Ханбалю можно верить?
С.Ч.И.: Да, если они приводят достоверные хадисы.
Т: Ты можешь проверять достоверность этих хадисов, не зная арабский?
С.Ч.И.: Нет, но ученые сделали это.
Т: И ты полностью доверяешь этим ученым?
С.Ч.И.: Да, иншалла.
Т: А Абу Ханифе не доверяешь?
С.Ч.И.: Ну …не во всем.
Т: А тем—во всем?
С.Ч.И.: Сказал же, только если подтверждают свои слова хадисами и аятами!
Т: Но ты же сказал, что не понимаешь арабский, значит довольствуешься только переводами на русский!
С.Ч.И.: Ну и что? Я следую сунне иншалла, а не Абу Ханифе.!
Т: Нет, брат. Ты следуешь Усаймину, Албании, Ибн Базу и переводчикам хадисов имама Бухари! И ты говоришь, что Абу Ханифа мог ошибаться, а эти люди не могли! Они что—пророки или ангелы?
С.Ч.И.: Но их много, а он один!
Т: Нет. Ученых ханафитского толка было не меньше, Ибн Абидин, Суфьян Ас-Саури и др. и они не спорили с мнением Абу Ханифы в том , что руки нужно держать под пупком.
С.Ч.И.: Все равно ты не прав. Ты фанатично следуешь мазхабу! А нужно следовать сунне!
Т: Я не такой знаток чтобы следовать сунне: я не знаю арабского, не читал все сборники хадисов, не изучал правила фикха. Так же как и ты. Как же такой невежда как я может следовать сунне, и еще критиковать великих ученых? Я поступаю так, как поступали до меня и доверяю имаму Абу Ханифе, хотя не говорю что это самый правильный путь.
С.Ч.И.: А зачем же тогда следуешь ему?
Т: Затем, что мой народ ему всегда следовал. Его мазхаб укоренился среди ногайцев. Если бы исторически укоренился другой мазхаб, например, шафиитский, я бы следовал ему.
С.Ч.И.: Да ты просто джахиль, фанатик мазхаба!
Т: Возможно, но пока я не в состоянии изучать мазхабы и выбирать самое близкое к сунне Пророка мнение. Нет у меня таких знаний, а следовать за словами других ученых, тем более современных, отказываясь от своего исторического мазхаба, как это делаешь ты, я не считаю следованием сунне Пророка (с.а.с.) А теперь извини мне нужно идти. Ассалам алейкум!
С.Ч.И.: Ва алейкум ассалам.
Подобные диалоги (естественно, по другим проблемам) нередко возникают и в совершенно светских научных кругах.
я это вижу сплошь и рядом