Учёный, правозащитник, подвижник
Глядя на эту хрупкую и изящную женщину, не подумаешь, что за её плечами столько лет борьбы за справедливость и большого труда исследователя и учёного.
Трудно определить основную тему её исследовательской и правозащитной деятельности. Прочитаешь её многочисленные труды о классике ингушской поэзии Джамалдине Яндиеве, подумаешь, что вот она – главная тема. Познакомишься с трудами и деятельностью о нарушениях прав человека в нашем регионе – из-за обилия материала подумаешь, что только на одно это, наверно, потребуется много лет.
Возьмёшься прочитать фолианты и книжки о депортации ингушского народа и связанных с этим явлением процессах, - удивляешься всеохватности темы. Ингушское зарубежье, ингушское сопротивление, малоизвестные или почти неизвестные факты и деятели культуры и искусства из числа наших соплеменников – вот далеко не полный перечень её работ и тем исследований. Шамиль Ахушков, Висан-Гирей Джабагиев, Созырко Мальсагов, Ахмед Хочубаров, Абдурахман Авторханов, - этим персоналиям из истории ингушского народа она посвятила массу публикаций и исследований, открыла много неизвестных ранее широкому читателю страниц из их жизни.
И это всё - Марьям Джамалдиновна Яндиева. Сегодня она справляет свой юбилей. Хотя слово справляет вряд ли будет отражать суть этого явления. Вероятней всего, это будет проходить в кругу семьи, если вообще будет…
Её гражданская смелость порой удивляет и пугает тем, что далеко не каждый на такое способен. Просто не дано.
В 1975 г. окончила филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1978-1981 гг. училась в аспирантуре этого факультета и защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала в Чечено-Ингушском государственном университете (г. Грозный), в Литературном институте им. А. М. Горького (г. Москва), в Ингушском государственном университете (г. Магас), работала в Постоянном представительстве Республики Ингушетия при президенте Российской Федерации в г. Москве.
Не счесть добытых Марьям Джамалдиновной архивных материалов по разным страницам истории нашего народа. Она кандидат филологических наук и свою степень получила за исследование об ингушском историческом романе. И тут же отошла от этой темы, чтобы взяться за другие более злободневные и неисследованные темы. И преуспела в этом. Другие темы в основном исторического направления. И если бы существовала прежняя возможность присвоения ученой степени по совокупности научных трудов, Марьям Яндиева непременно получила бы степень доктора исторических наук, коих у нас почти нет. Но она явно не комплексует на этом.
У многих как самое полное собрание сведений исторического характера в личных библиотеках находится изданный в 1999 и 2001 годах двухтомник «Ингушетия и ингуши», подготовленный Марьям Джамалдиновной вместе с деятельным подвижником-исследователем Адамом Алаудиновичем Мальсаговым. Раз мы затронули тему «соавторства» в поиске и подготовке материалов, то нужно упомянуть и известного ингушского краеведа Берснако Джабраиловича Газикова. Все трое, будучи каждый самостоятельным исследователем, работают и в тандеме. Редкое явление в ученом мире. И в этом, я думаю, заслуга Марьям Яндиевой.
В 1996 году из-под пера Марьям Яндиевой вышел многостраничный (более 500) «Доклад о массовых нарушениях прав граждан ингушской национальности в Российской Федерации в 1992-1995 гг.» – результат её руководства Ингушским «Мемориалом».
В 2007 году вышел в свет большой сборник научных и публицистических статей Марьям Яндиевой «Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века».
Совсем недавно Марьям Джамалдиновна издала почти 600-страничный предельно насыщенный полезной и оригинальной информацией труд «Депортация ингушей. Причины. Обстоятельства. Последствия».
После двухтомника и между несколькими монографиями был целый ряд небольших по объему, но содержательных книжек по различным явлениям ингушской действительности. Достаточно перечислить некоторые из них: «Ингушское сопротивление: Ахмед Хочубаров в контексте времени», «Ингуши на фронтах Второй мировой войны», «Ингушетия между Сциллой и Харибдой…», «Депортация ингушей. Фальсификация и подлинные причины», «Общегражданский митинг ингушей 1973 года», «Джон ЛеКарре: кавказская игра», «Ингуши и Ингушетия в трудах и днях: Абдурахмана Авторханова», «Ислам FOREVER. Перечитывая В-Г. Джабагиева», «Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков», «Альтернативная ингушская проза и поэзия ХХ века: Исса Кодзоев. Али Хашагульгов». И это не полная библиография трудов и поисков юбилярши. Есть огромный массив её статей в российских и зарубежных печатных изданиях.
Как пропагандист, Марьям Яндиева выявила и донесла до читателя жизненный путь и творчество Шамиля Ахушкова, Висан-Гирея Джабагиева, Созырко Мальсагова, публицистику Ирины Дементьевой.
Быть дочерью большого Поэта, «последнего гусара» и человека, ни разу в своей жизни не поступившегося принципами, определённо, большая ответственность. И этот груз ответственности она несёт достойно. Не кичится этим, не спекулирует на этом, не ждёт и не хочет от этого дивидендов, а просто старается не омрачить память об отце. И успешно старается. Память об отце она хранит не только публикациями его трудов и трудов о нём. Марьям Джамалдиновну часто можно видеть в с. Балта, что располагается в живописном месте под г.Владикавказом вдоль Военно-Грузинской дороги, где родился и похоронен её отец Джамалдин Яндиев. Именно там она раздаёт сагIа землякам своего отца.
Может быть, на подсознательном уровне ей передалось и высокое чувство благородства и бескомпромиссного неприятия репрессивной системы власти от другого своего близкого родственника – родного дяди по материнской линии Созырко Мальсагова – автора пронзительно горькой и одной из первых книг, обличающих сталинизм, «Адских островов».
По сути, это тема отдельного разговора и анализа, но и язык трудов Яндиевой заметно отличается от привычного языка исследователей. Политическая терминология, сложные обороты речи, гротесковый налёт, превосходная степень эпитетов в отношении явлений и персоналий – вот далеко не полный перечень применяемых ею приёмов. Но от этого он не становится менее читаемым, а применяется для дополнительной характеристики повествования.
Почти всё последнее двадцатилетие Марьям Джамалдиновна работала в Постоянном представительстве Республики Ингушетия при президенте Российской Федерации в Москве. Не передать в газетной статье всего, что она сделала на этом посту в достижении справедливости в отношении нашего народа, в стремлении донести до широкой российской и мировой общественности первые шаги Республики Ингушетия на пути становления.
В её активе авторство и составление более 50 работ (книг и статей), опубликованных в России, Германии, Австрии, Швеции и Англии.
В рамках большого авторского проекта М. Д. Яндиевой "Защита и возрождение духовного наследия ингушского народа” подготовлено и опубликовано более 15 изданий, посвященных альтернативной, долгие годы советского периода неизвестной ("закрытой”) ингушской истории, культуре и литературе.
Долгие годы активной работы председателем Ингушского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» позволили выдвинуть М.Яндиеву номинанткой Нобелевской премии мира 2005 года.
Много можно было бы написать о Марьям Яндиевой, о её творческой и общественной деятельности, привести уйму примеров из ее подвижнического и бескорыстного труда. Но это, думаю, тоже найдёт своё воплощение.
Пока же хочется пожелать ей в день славного юбилея новых вершин в творческой и личной жизни!
Якуб ПАТИЕВ
Сердало
не читал не знаю
Кшы
Марем - творческая личность,тудоголик, но мне не понравилось,когда приехав к нам в университет она заявила,что роман Саида Чахкиева(Дала гешт долда цунна)"Золотые столбы" не роман вовсе,а всего лишь рассказ. С чего это вдруг,ведь это общепризнанный маленький,но роман?! Не понимаю...
Марьям Яндиева действительно истинный патриот своего народа, умная, мужественная , преданная женщина!
Ее труды можно отнести к "золотому фонду" ингушской науки,чего стоит один из ее работ про Ахмеда Хучбарова, выдающуюся личность не только ингушского,но и всего Кавказского сопротивления , народного героя!
Дал аьттув боакхалба хьа Марем!
Удалено
_______________________
РЕКОНКИСТА АЛАНИИ.....
Коль недоумок царствует подчас, В невежество как в тогу облачась, Мы виноваты в том, что покорились ничтожеству дурачащему нас. А.С. Пушкин.
Отправить комментарий