Школу и (или) жизнь экстерном?
Написать на эту тему меня подтолкнула недавняя встреча с одним из школьников старшего возраста. На мой вопрос, в каком он классе учится, паренёк ответил, что перешёл в 10-й «последний» класс. Почему последний, поинтересовался я. Оказалось, что родители решили: он должен сдать экзамены экстерном и за один год «освоить» материалы двух классов.
Тут на память пришли многие другие примеры подобного рода, когда школьники сдают экзамены экстерном, после чего становятся студентами вузов.
Мой собеседник не отличался большими знаниями в учёбе. Обычный среднестатистический школьник, которого не то что вундеркиндом, но даже твердым «хорошистом» нельзя назвать. Более того, по физическим данным, в первую очередь, по росту, он подходит к школьнику 7-8 класса. И вот этого парня родители решили протащить через так называемые экстерны!
Я на миг представил его студентом какого-нибудь престижного вуза крупного мегаполиса, куда богатые родители его пристроят после сдачи экзаменов экстерном. Опыт в этом деле со старшим сыном они уже провели.
У родителей, педагогов и самих учащихся нет единого мнения о пользе или вреде экстерната. Одни считают это хорошей формой обучения, и у детей есть возможность показать свою самостоятельность и ответственность. Другие полагают, что знания, которые здесь дают, поверхностные. Приказ министерства образования и науки России об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году, и с тех пор число получивших аттестат полного среднего образования экстерном, стремительно растет с каждым годом.
От университетских преподавателей часто слышал о том, как они мучаются со студентами, поступившими после экстренного окончания школы, и теперь учатся в вузе вместе со старшими по возрасту сокурсниками. И такого рода контингент является для преподавателей вузов настоящим бедствием в силу многих причин. Ни учиться должным образом, ни вести себя в большинстве своем они не могут. Они еще чувствуют себя беззаботными школьниками.
Необходимость учиться в школе до определённого возраста не была взята с потолка. Это связано, прежде всего, с физическим и духовным ростом ребёнка. Природа есть природа. Значительно её опередить или обмануть не удается или удается исключительно малому количеству людей. И зависит это не от желания родителей или других людей.
Что заставляет родителей идти на такие шаги? Думаю, исключительное нетерпение, стремление выжать из своего чада как можно быстрее и как можно больше практической пользы.
Когда экзамены экстерном сдает вундеркинд, это можно понять. Но таких эксклюзивно одаренных парней и девушек можно пересчитать по пальцам одной руки. В чем тогда смысл и необходимость заканчивать школу экстерном для значительного количества наших школьников?
Наверное, психологи квалифицированно могут объяснить эту проблему. Но и нам ясно, что идти против природы и выиграть бой удавалось только единицам.
Это ж стремление - побыстрее выжать из парня или девушки требуемое - переходит в поствузовский период. Побыстрее женить или выдать замуж - тоже одна из задач родителей. И такие браки часто не выдерживают испытания временем.
Юные молодожены не могут, как правило, ни нормальную семью создать, ни, соответственно, исполнять трудную роль ингушского зятя, отца семейства и другие формы ответственности женатого человека. Сердобольные родители сами за них исполняют обязанности нового родственника.
К спешке во всем и вся можно отнести и ставшее анекдотичным стремление родителей жениха чуть ли не в день свадьбы или на второй день пригласить родичей невесты на традиционный послесвадебный прием. Наши предки эти обычаи не сами на майдане придумывали. Всякие обычаи были продиктованы многолетним опытом жизни.
Мне также кажется, что это легенда, придуманная нами о том, что в старину наши парни поздно, по нынешним понятиям, женились, якобы из-за того, что долго не могли собрать денег на калым. Уверен, что многое было связано с тем, что парню и девушке нужно было психологически созреть для семейной жизни. Сейчас этого не требуется, да и никто не задумывается над этим. Главное, побыстрее и удачнее, с материальной точки зрения, женить или выдать замуж.
Очень часто родители пытаются пристроить студента 4-5-го и даже 3-го курса на работу в госучреждение, желательно в органы государственной власти. И никого не волнует, насколько он психологически и профессионально готов к соответствующей ответственности.
Можно привести массу других примеров и форм нашей спешки в воспитании и обустройстве детей. Жаль, что нет исследований на эту тему…
Но, тем не менее, задуматься не мешало бы. Ради будущего наших детей.
П. ХАСБОТОВ
газета Сердало
Спасибо автору за тему.Когда я поступала в академию,пришлось забыть про сон,еду и жизнь на земле,а когда поступила,то понимала,впереди длинная дорога знаний ,усыпанная трудностями.Каждый человек должен пройти школу,институт,чтобы задать первоначальный курсор в жизнь,полную как плохим так и хорошим,но речь идет не о часах,проведенных за партой,а о социальном развитии человека,его духовности и формирования личности. Страшное преступление совершает тот родитель,который покупает своему ребенку аттестат и устраивает в институт с кричащим названием, обрывая школьные годы,ради липовых студенческих.Очень умные и талантливые ребята остаются без возможности успешно поступить, из за недорослей,чьи папы "честно" ворощат гос бюджет и без труда отбивают места в ведущие вузы столицы.За нами и так уже закрепилась дурная слава,что не учиться приходим ,а моды показывать, да тачки +еще фоткаться на айфон,а то инстаграм обидится,а контакт Дурову нажалуется.
Статья актуальна как некогда. Вот как разорвут порочный круг в сфере образования, так дело поправится. Только где это слабое звено в круге. Если учитель будучи слабым учеником окончил с помощью родителей и с их помощью поступил в ВУЗ и также окончил ВУЗ, с помощью блата устроился учителем. Его ученики повторяют этот путь, это не только в сфере образования. Всё идёт к самоуничтожению интеллекта, не осознавая об этом. Даже учителя старой закалки коих всё меньше остаются, на которых и держится пока то ешё что так жалко выглядит. Слабое участие родителей в воспитании школьника видно в развязанном поведении учеников в отношении учителей. Добавим к этому мизерную З/ПЛАТУ учителям. Это только главные причины низкого уровня всё понижающего образования.
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, НО ЛЮДИ УСЛОЖНЯЮТ ЕЁ.
Хорошая статья, как говорится, "на злобу дня". Количество "недорослей" физических и нравственных стремительно растёт среди нашего народа. Ещё вчера он стоял на углу с друзьями и мерился айфонами, а сегодня его женили на такой же "соплюшке" дабы не упустить выгодного или перспективного родства. Какой из него муж и глава семейства, если он ни одного рубля в своей жизни не заработал? Кем он управлял или командовал в своей недолгой жизни, чтобы справиться с такой ношей? Обидно, но деградация идёт, как снежный ком... Всё измеряется деньгами и нужными связями. Инфантильность в сфере образования стала нормой. Зачем учиться, если родители заплатят за нужное количество баллов ЕГЭ и потом устроят в нужный ВУЗ? В своё время мы успевали и учиться хорошо, и заниматься спортом, дома пахать и летом подрабатывать. Хулиганили по-мелочи и получали сполна за это.Машины нам родители не покупали, хотя могли позволить каждому из детей купить. Просто были общепринятые правила игры и нормы, позволявшие вырастить нормальных людей.
Чистая правда вашими устами,очень радостно от того,что есть люди,видящие этот ужас и понимающие,на сколько губительна продажная система образования .
Отправить комментарий