Роль ингушской женщины в обществе История и современность
Существует общепризнанное мнение о том, что цивилизованность общества определяется прежде всего положением в нем женщины. Это не имеет никакого отношения к феминизму. Речь идет, прежде всего, об уважении к женщине, признании ее умственных и моральных достоинств. В этом отношении ингушская история способна дать мастер-класс всему цивилизованному человечеству.
Роль женщины в ингушском обществе не просто существенна, но и особа.
Если во многих других обществах мужчина признавался человеком понимающим в отличие от женщины толк во всех вопросах и потому имеющим право поучать жену во всем, ингушская мораль признает, что мужчина понимает толк в мужских делах и не вмешивается в женские дела так же как и женщина – в мужские.
Женский разум – кхалсага хьаькъал - высоко ценился среди ингушей.
Каковы же были представления об идеальной женщине?
Если мы обратимся к самому надежному источнику –фольклору, то увидим, что роль женского ума – доминирующая.
Замечателен образ красавицы-жены Барахой–К1анта, мудрость которой не дала разгореться войне между ингушами и войском грузинского царя, который, влюбившись, во что бы то ни стало решил отобрать ее у Барахой-К1анта. Примечательно то, что Барахой-К1ант прислушался к ее совету, не считая для себя зазорным поступить так, как надоумила жена.
Именно образ этой женщины воплотил в себе идею гуманизма народного эпоса, утверждающего равенство женщины с мужчиной.«Послушай жену и сделай наоборот» - не ингушская поговорка.
А как же красота? Неужели внешности женщины не придавалось значения? Конечно же, придавалось. Более того, красота считалась привилегией женщин. Назвать мужчину красивым означало оскорбить его. Но красота ингушской женщины была особой. Женщина - ингушка красива своей заботой о детях, о благосостоянии семьи. Женщина – хранительница домашнего очага. Это не просто слова. Семья, быт, отношения с соседями, родственниками – во всех этих вопросах требовался немалый женский ум.
Во многих областях: в медицине, педагогике, сферах обслуживания, т.е. там, где необходимы гибкость ума, коммуникабельность, женщины и ныне занимают руководящие посты. Заметьте, даже если в этих сферах руководители - мужчины, заместителями обязательно становятся женщины…
А женщины–министры, женщины–ученые! Обратите внимание: если мужчине для своего карьерного или творческого роста, как правило, нужны какие-то жертвы (перекладывание всех семейных проблем на женские плечи, стимулирование творческого подъема неправильным образом жизни и т.д.), то успешные женщины-ингушки (руководители, ученые, деятели культуры и искусства) в своем подавляющем большинстве – хорошие жены, матери, бабушки… Это при том, что одновременно женщины умудряются с удовольствием обеспечивать тыл для мужа, стремящегося к профессиональному росту, считая, что быть женой достойного супруга – самая высокая ступень карьерного роста женщины!
Фольклор свидетельствует, что к женщине-хранительнице очага обращаются герои в трудных жизненных ситуациях, в ней ищут поддержку и опору. «Нас не родившая мать» - уважительно называют ингушскую женщину даже представители других народов в народном эпосе.
Некий князь объявил большой приз тому, чей скакун прискачет последним. Двум всадникам, которые еле плелись на своих скакунах, встретилась умная женщина. После разговора с ней всадники помчались во весь опор.
Что же она им посоветовала?
Да просто… поменяться лошадьми!..
Об уме и сообразительности женщины свидетельствуют: «Сказание о бесстрашном муже и находчивой жене», «Барахой-К1ант» и многие другие.
В названиях сказок почти нет внешних характеристик героинь, а «солнцеликая» – не внешнее описание: лик может светиться лишь внутренним светом – умом.
Красивое лицо называют «лир доага юхь»; это – главный признак красивого лица, от него исходит сияние. Общеизвестно, что сияние может исходить только от одухотворенного лица. Лицо женщины, не отягощенной интеллектом, может иметь правильные черты, но такую женщину скорее назовут хорошенькой, чем красивой, а тем более – «лир доага». Остальные достоинства подразумеваются, т.к. они должны по закону гармонии соответствовать прекрасному лицу, от которого исходит сияние. Идеальная девушка и идеальная хозяйка дома в ингушском фольклоре - красавица Мисалмат. Ее лицо «излучает свет, сияние и спорит с солнцем и луной».
В знаменитом предании к Тайми Биболту приехали грузинские князья узнать о том, почему Биболт стал такими звестным мужчиной, и застали его подметающим двор. Биболт встретил и проводил их должным образом, несмотря на то, что гости высказали ему в лицо свое мнение о том, что он не тот мужчина, которого они ожидали увидеть, т.к. боится собственной жены. Биболт пообещал показать им, кто он есть на самом деле. Как только князья выехали за село, он в одиночку пленил их и привел обратно в собственный двор. Перепуганные пленники все же спросили у него, как все это понять. «Основной причиной того, что меня чтит «вся страна» является то, что меня чтит моя жена. Когда жена меня стала почитать и уважать, меня стали уважать дети, семья. Когда меня стала уважать семья, стали уважать соседи, друзья. Когда стали уважать соседи, стало уважать все село. Когда меня стало уважать все село, стала уважать, почитать вся страна. Честь мужа оберегает жена. Нет ничего зазорного в том, чтобы помогать своей жене, подметать свой двор. Оттого, что будешь избивать свою жену, мужчиной не станешь».
Устами Тайми Биболта народ характеризует идеальную женщину: это та женщина, которая способна создать своему мужу доброе имя. Это предание – яркое свидетельство того, какое большое значение придавалось в ингушском обществе женщине. «Хорошая жена из никчемного мужа делает именитого мужа».
Женщина никогда не будет уважать и любить мужчину, который не уважает ее, любовь без уважения для ингушки унизительна. Другой вопрос, что женский эздел – свидетельство мудрости и религиозности ингушек – не позволяет умной женщине афишировать свою обиду на грубого и невоспитанного мужа.
«Хочешь узнать цену кого-то из мужчин – спроси женщину» – гласит ингушская пословица.
В народе бытует представление о «благородном молоке»: кровь – отец, молоко – мать. Самое главное – достойное продолжение рода. Ребенок, вскормленный глупой женщиной, не мог быть умным, поэтому, выбирая жену, обращали внимание на ее ум, на ум ее матери, бабушки по материнской линии. «Хорошее молоко дает хорошее потомство, плохое молоко дает плохое потомство».
Еще один интересный момент: если у чеченцев «саг», у украинцев «чоловик», по латыни «vir» - это только «человек» и «мужчина» , то у ингушей слово «саг» применимо и по отношению к женщине. Это еще одно доказательство равноправного положения женщины в обществе.
Примечателен тот факт, что, казалось бы, чисто мужское понятие «денал» - присутствие духа в минуту опасности, бедствия или горя, применимо и по отношению к женщине. Например, женщине, стойко переносящей обрушившееся на нее горе, ингуши дают такую характеристику: «Ч1оаг1а денал долаш саг я из» (Она обладает большим мужеством). Более того, женщина, которая поступала так, как поступил бы на ее месте къонах, получала самую высокую оценку: «Из къонахчал долаш саг я». В фольклоре немало сказок, преданий о смелости и мужестве ингушских девушек и женщин: «Сестра семерых братьев», «Девичья башня», «Как женщины одолели врагов», «О том, как девушки вышли замуж за огонь» и т.д.
Поведение ингушской женщины по отношению к мужчинам нельзя трактовать поверхностно, каждая деталь имеет глубокий смысл. Например, уступая дорогу мужчине, идущему вблизи, женщина говорит примерно: «Пусть дорога твоя будет благополучной». Мужчина благодарит ее и желает ее братьям и близким благополучия.
Многие думают, что это принижает женщину, наоборот, женщина, демонстрируя уважение к мужчине, демонстрирует прежде всего уважение к самой себе. Это форма самовыражения и утверждения собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства характеризует ингушскую женщину, начиная с преданий старины глубокой.
Ингушка свободна в самом лучшем смысле этого слова. Недаром в старину говорили: порабощенная и униженная женщина не может рождать настоящих мужчин.
З. ЦУРОВА
Да не иссякнет Галгайское семя вовеки!!! Пусть исчезнут чужеродные тела из нашего народа навсегда!!! Амин йа АЛЛАХ!!!
Все умирают...но не все живут по настоящему!!!
Цу ханчог1 вей хан кхал наьх денал тахан болаж бо цац бо ма1 нахал дукхаг1 ханнад. Стоит только прочитать роман С. Чахкиева ''Выйти замуж за огонь'', о многом задумаешься. Тахан сий довж латт, шой ц1ен, тейпан, къаман сий доа до. Карьеру сделать надо яхаж сванашк маьри ухаг йолаж йи цхьац йо вей кхахьпаж, ц1и яц цар из марька. Царел муг1аг1 ба шоаж ат дуне дуадда моттаж, шой тейп, къам 1акъесса моаташкашцани яхаж йолаж йо ма1 йи ях хьамаж. Хьаьта а, теш со Г1алг1ай ц1и йог йоацальг, ба вейн йикхи иманаг1, деналаг1, эзделаг1 бизза Къунахи, Мехкари. ДАЛ сий долд цар.
Все умирают...но не все живут по настоящему!!!
Отправить комментарий