«Одноклассники.Ру» или «Одногрешники.Ру»?
В размеренную и расписанную адатами-обычаями жизнь мусульман стремительно ворвался Интернет. Сегодня любой молодой человек может пообщаться с девушкой не только украдкой, на улице, чтобы не видел ее отец, но и через бесчисленные форумы, чаты, мессенджеры, «Skype», «ICQ» и социальные сети вроде «Одноклассников», «В контакте», «Facebook» и т. д. Насколько это дозволено мусульманам, и каковы границы подобного общения представителей разных полов?
Предварительные условия
Вне всякого сомнения, интернет и средства, которые он предоставляет для общения – форумы, чаты, мессенджеры, социальные сети, - являются мощным средством, которое может принести пользу Исламу и мусульманам в деле распространения полезных знаний, призыва к Исламу, получения информации о положении мусульман. Но эти же каналы общения могут быть и средствами распространения нечестия, общения запретного и порицаемого Исламом, как в случае недозволенных контактов чужих друг другу мужчин и женщин.
Шейх Фейсал Мавлави, заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям, утверждает, что общение через Интернет между юношей и девушкой подобно общению между ними в обычной жизни. Это общение должно соответствовать правилам обычного общения, то есть, во-первых, оно не должно быть праздной болтовней ради развлечения. Для этого общения должна быть веская причина, делающая его необходимым.
К примеру, разговор между юношей и девушкой, позволяющий уточнить рабочие моменты, если они являются сотрудниками одной компании или партнерами по бизнесу; или, позволяющий уточнить учебные вопросы, если они являются одноклассниками или однокурсниками. Во-вторых, данное общение не должно выходить за рамки этого разговора по необходимости. То есть оно не должно с рабочих или учебных моментов уходить в ту же праздную и отвлеченную болтовню.
В-третьих, девушка, если разговор идет через «Skype» или иные голосовые видео-сервисы, должна быть в хиджабе. А если общение идет на форуме, через мессенджер или социальную сеть, вроде «Одноклассники.Ру», и если на ее страничке вывешена ее фотография, то там она обязательно должна быть в хиджабе. В-четвертых, общение не должно касаться запретных в Шариате тем, и парню, и девушке следует в общении придерживаться скромности и стыдливости.
Опасности интернет-общения
Проблема в общении парней и девушек через интернет заключается в том, что через него, даже если они и не видят друг друга, между ними все равно возникает привязанность и дружба. Даже если общение между ними началось с благородных и чистых целей, со временем оно будит в них взаимный интерес друг к другу, вызывает взаимные симпатии и тягу, которые потом перерастают в более сильные и болезненные привязанности.
Во-первых, что касается установления подобных отношений, привязанности чужих друг другу мужчины и женщины, то это, однозначно, запрещено Исламом, если только у общающихся нет намерения связать свои жизни браком. Аллах Всевышний говорит в Коране о верующих женщинах: «Если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей» (4:25).
Во-вторых, казалось бы оправданное общение через интернет, рано или поздно, приводит к его превращению в нечто большее. Приводит к увлечению парней девушками, чужих жен чужими мужьями, и наоборот. Сегодня интернет полон свидетельствами и рассказами о том, как разрушались семьи из-за того, что жены или мужья увлекались общением через социальные сети или форумы с чужими супругами.
В-третьих, данная привязанность возникает из-за того, что каждый общающийся по интернету показывает своему собеседнику только свои хорошие черты и скрывает свои недостатки. Оттого в сознании собеседника возникает идеализированный, далекий от реальности образ того, с кем он общается, а его возбужденное воображение рисует этот образ невероятно привлекательным.
Оттого, у молодых девушек или парней, столкнувшихся с первыми сложностями супружеской жизни, может появиться неправильное представление о том, что его супруг далек от идеала, а вот собеседник по интернету этому идеалу соответствует. Это является началом разрушения только сложившейся молодой семьи, или, по крайней мере, остывания интересов молодых супругов друг к другу.
В-четвертых, интернет является пространством общения, в котором нет социального контроля, нет контроля окружающего общества. А ведь общественный контроль, порицание и напоминание со сторону окружающих, со стороны родителей, соседей, братьев по вере является для верующих дополнительным фактором сохранения веры и надлежащего поведения.
При общении через интернет все эти ограничители снимаются. Оттого и опасность того, что слабый верой человек может поддаться соблазнам и искушениям, достаточно велик. При общении через интернет у юноши или девушки может возникнуть соблазн коснуться запретных тем, увлечься эмоциональным общением. А ведь чем большее эмоциональное возбуждение испытывает человек при общении, тем сильнее у него возникает привязанность к тому, с кем он общается.
Именно через эти двери шайтан (да убережет нас от него Аллах) может проникать в сердце человека и сбивать его с праведного пути. Всевышний сказал в Своей Книге: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (2:168); «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (24:21).
В-пятых, в ходе такого общения по интернету, рано или поздно, приходится начать лгать. К примеру, если в момент общения на форуме или по чату в комнату дочери войдет отец и спросит, с кем она общается, она же не скажет «с одним парнем», но предпочтет соврать и сказать «с одной подружкой». Или если муж спросит свою молодую жену, общалась ли она до свадьбы с парнями по интернету, она также, скорее всего, предпочтет соврать и ответить «нет».
Границы дозволенного
Все это нисколько не означает абсолютную запретность общения между парнями и девушками посредством интернета. Как утверждает известный саудовский ученый, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, нет греха на мусульманке пользоваться интернетом, но запретно установление крепких связей, привязанности и дружбы между парнями и девушками, в том числе и через интернет.
Что касается границ дозволенного общения парней и девушек, мужчин и женщин через интернет, то, как говорилось выше, дозволено такое общение, которое становится обязательной потребностью. К примеру, общение между журналистами, репортерами разных полов по рабочим вопросам. Общение через форум или социальную сеть между ученым и теми, кого он наставляет, между учителем и его ученицами, которые могут задавать ему вопросы, уточнять домашнее задание и т. д. также не предосудительно. Дозволено общение, в ходе которого призывающий к Исламу увещевает своих собеседниц к соблюдению предписаний Шариата, к праведности и т. д.
Пока общение не выходит за эти границы рабочей, учебной или просветительской потребности, и пока соблюдаются предписания Шариата – хиджаб, стыдливость и скромность - подобное общение является дозволенным. Если же оно, как утверждает саудовский ученый Ибн Джибрин, начинает выходить за указанные пределы, если в общении парня и девушки появляются элементы восхищения, отвлечения пустыми и запретными темами, взаимного увлечения, соблазнения, то подобное общение становится запретным. Тогда его нужно сторониться, стремясь к довольству Аллаха и страшась Его наказания.
Салих Ибрахим
Я в инете нахожу нужную мне информация рецептик там,или там бытовую информацию,чем у кого то спросить,чтобы не сказали что я чего то не умею,так же легче) а по соц.сетям это двояко хорошо это общаться с родными издалека там,и еще закрыть профиль для чужих.и все
«Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма!».Хадис Какая разница между ними девушками ингушка, русская, сомалийка, американка? Такая же какая и среди мужчин !!! Богобоязненность....вот и всё
Братья и сестры послушайте эту лекцию ради Аллаха свят Он и велик ... Мохаммад , человек и его послание.Всё просто - ВОТ НАШ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ http://www.youtube.com/watch?v=r_PZVFuStmw
Я скажу , что от инета, каждый черпает для себя то что ему нужно. Это как говорится в меру своей испорченности. Не надо всех грести под одну гребёнку. Благодаря инету, я вылечила тяжёлое заболевание суставов, помогла избавиться многим соседям от недугов.Научилась готовить, шить, вязать. А где этому можно в данное время научиться бесплатно, если не в инете? Очень много хорошей и полезной информации об ИСЛАМЕ, и много всего другого. А испорченных уже не испортит какой то там инет. Одноклассники -это только связь с дальними родственниками, бывшими одноклассниками и ничего более.
А у меня есть страница вконтакте и как-то не стыдно в этом признаваться)
Я там много чего нового узнала о религии посредством разных подписок и групп. И необязательно переписываться с парнями, и тем самым портить репутацию всех девушек подряд. Можно и правильно будет занять время приобретением знаний, в том числе, и вконтакте.
__________________________________________________________
Смотря на религию, судят о людях, а не по людям судят о религии!
А зайдите на сайт знакомств(Мамба) на майл.ру, напишите , что вы из-за бугра, другой национальности и т.д. и пообщайтесь с "нашими" девчатами)))
И чё? Ты вырос до клавиатуры и не понимаешь, что все люди разные? И правда думаешь,что постоянно представляющиеся праведницами, такие и есть? Ерундой не занимайтесь! Просто своих сестёр отслеживайте. И будет вам порядок. А то я знаю парочку парней, сёстры которых живут в соцсетях, а сами они постоянно обсирают чужих девочек.
и чё? Портупея через плечо! Сказал к тому, что не фига здесь строить из народа "девственницу", заблядовал народ и это видно невооруженным глазом. Знает он парочку парней, удивил, балин.
Ты за весь народ здесь не говори. Не клевещи, не черни. Как вы вообще можете ср.ть на своих?
Извени братам нам такого не нужны)))
Это я предложил для познания, так сказать, чтобы не обманываться на счет "наших" целомудренных барышень))))
Я знаю у нас есть испорченые девчонки,но я уверен что веруюших,хороших,честных умных,прядочных намного больше.Скажи честно брат а сам ты зачем заходил на эту мамбу?)))
отвечу честно)) так же посоветовали посмотреть, что там твориться и я проверил)) дамы там, я тебе скажу, зажигают не по-детски))
Что тут можно сказать,жаль их что до токого докатились.Смотреть их не стану нервы не хочу портить.
Я знаю много семей, который разрушились из-за соц.сетей.
В общем не обольщайтесь,Рай по всей видимости не светит никому
Но и не отчаивайся нет греха который не простит Всевышний если чловек искренне раскаится в нем перед Аллахом.
У меня нет аккаунтов ни в одной сети!
У меня есть и я его использую по назначению.Это палка о двух концах допустим есть оружие самообороны его можно использовать по назначению а некоторые совешают с ним преступления.и человек если хочет совершить грех то и без соцсети его совершит.Нужно правельно воспитывать молодеж прапогандировать истинные ценности то чем мы всегда гордились в первую очередь веру в АЛЛАХА,богобоязненость.А унас в последние годы развился комплекс материальной неполноценности,люди соревнубтся между собой домами,машинами у кого круче свадьба.Женится очень накладно требует больших финансов и многогие мои друзья сидят им уже за 30,и все это ведет к греху парни сидят до 30-35 а то и больше и девушки.Есть естественные потребности организма вложеные в нас Всевышним и с ними тяжело боротся.
Простите пожалуйста,а по какому назначению? Это мое сообщение было на которое Вы ответили,я просто не могу придумать им ни каких значений важных для меня в этой жизни,поэтому и интересуюсь,может чего то не знаю).
Конечно отвечу раз так вехливо спрашиваете))Я подерживаю связь со старыми друзьями и родствениками которые в европе и штатах и нашел их с помомошью соцсети.
Во Франции наши комнатные муджахеды, учат людей как правильно жить, а ихние жёны целыми днями сидят в однок. и т.д. это правильно?
Откула такая осведомленность?ты за себя бойся они сами будут отвечать за свои грехи.
За меня не беспокойся,просто интересно они призывают к джихаду других, а сами прячутся здесь,воруют все что попадется оправдываясь, что у не мусульман можно воровать
)))) нах яц иж . Я тоже говорю про это.
а я познакомилась с мужем в одноклассниках и знаю еще пару таких случаев.у нас хвала Аллаху все хорошо.но все же есть большой вред для мусульман в этих сайтах,как в принципе и пользы.только надо с умом использовать данные условия.
Для кого опасно для кого это метод даавата...народ выбор есть везде, не теряйте время попросту, а тем более совершая запретное...ПРИЗЫВ...ВОТ НАША СИЛА
мантировкой по башке
а что ментов перестреляли ,кафешки и магазины с алкоголем по взрывали ,так что бери эту команду в.....сидящих на этом форуме и вперед с монтировкой по домам ,вылавливать женщин у компа ,кстати грят больше всего развратничают в сети замужние женщины ,пока их мужья лекции на сайтах читают о нравственности другим.так что ув в.......начните со своих жен )
а что ментов перестреляли - я тебя с удовольствием перестрелял бы , тварь я хьо. Дукх наха зулам дыр ож бехк боцаш.
стреляй гад ,я здесь ))))))))))))))
Кхал пати я хьо.
Держи,стреляю!Всё-ты умер!
Ёлы-палы! Оказывается, там развратничать можно? А я-то, дура, с подружками болтаю, типа "как дела?", "где тушь покупала?", "чмоки-чмоки"...Эх, сколько упустила)))
смейся,смейся ,получишь скоро монтировкой за свои чмоки-чмоки))
Монтировка на меня не поднимется, я очень хорошая)
докажи))))))
Не могу, не положено с чужими дядями встречаться)Могу тебе по почте пиццу отправить)
мантировка п1ельгаш ма 1ет
К месту,по моему-Обвинить женщину в том,что она не совершала-значит,подать ей идею...
да шо ты говришь))))чо серезна?))вах какой умный мысль сказал
бухьахьахьахьа, прикол, прямо в яблочко. )))))
В смысле начать с жён-это монтировкой её?
По Исламу девушка может общаться только в присутствии попечителя ! Посмотрите что говорят ученые о ситуации когда девушка ведет перепись с мужчиной который не является родственником Это является запретным действием в Исламе!
Смотря кого она попечителем выбрала. А если провайдера?))
Вопрос:
Ассалам алейкум.
Можно ли брату и сестре общаться по интернету, если они хотят сделать никях друг с другом? Можно ли говорить друг другу такие слова как “я буду скучать”, если они действительно испытывают такие чувства к друг другу, но не разговаривают по телефону и не видят друг друга, и не слышат голос.
Если можно в деталях. ДжазакумуЛлаху хойрон!
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Это поистине очень важный, актуальный и достаточно многогранный вопрос в наше время.
И в этом небольшом исследовании не будут подробно разобраны все стороны этого вопроса, и также не будет попытки вывести что-то вроде “последнего слова”, однако, как в случаях и с другими религозными вопросами, будет указано на ту точку зрения, которая кажется отвечающему более очевидной, с упоминанием основных мотивов для этого.
Следует заметить, что современные требующие знание и ученые разошлись во взглядах на вопрос общения посредством интернета посторонних друг для друга представителей противоположных полов как в основе, так и в случае наличия определенных условий.
Однако, то мнение, к которому склонился отвечающий – запрет в основе общения с противоположным полом с целью знакомства, или просто общения.
И это мнение Постоянной Комисси и других современных ученых.
И можно сделать пояснение, что запрет имеет место во всех подобных положениях, кроме как в случае полной невозможности найти супругу обычным, принятым у мусульман на протяжении веков способом, и страха совершения гнусности.
Следует заметить, что разрешающие такого рода поведение (общение с целью знакомства) в основе, опираются на два основных момента.
1. То, что общение посредством интернета не попадает под положение уединения, запрещенного хадисами.
2. Наличие пользы и облегчения для мусульман.
Ответ на первую мотивировку будет следующим:
Очевидно, что говорящий это понимает из запрета уединения с посторонней женщиной лишь только вероятность совершения полового акта с ней или подобное этому из форм прямого контакта.
В то время как в Шариате есть доказательства указывающие на то, что искушение женщиной, и вред от этого не ограничивается лишь на этом.
Сказал Всевышний Аллах(смысл):
“Приукрашена для людей любовь к страстям (удовольствиям) исходящих (получаемых, присутствующих в женщинах) от женщин.“
Сура аль- Имран 14.
Сказал имам ибн Касир в тафсире этого аята:
Сообщает Всевышний о том, что приукрашено для людей в этой жизни из видов удовольствия, в виде женщин, потомства. И Он начал с женщин, так как их искушание (или искушение ими) самое сильное.
Как пришло в достоверном хадисе (аль-Бухари) то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Я не оставил после себя ни одного искушения более опасного для мужчин кроме женщин.”
Если же цель в них будет – достижение целомудрия и многочисленность потомства, то это требуемо, желательно и поощряемо, как упомянуто об этом в хадисах с побуждением к браку.
См. Тафсир ибн Касир этого аята.
Сказал имам ибн Хаджар в тафсире хадиса который упомянул имам ибн Касир:
В этом хадисе – указание на то, что искушение женщинами, самое сильное искушение, превышающее искушение чем то другим. И свидетельствует этому также слово Всевышнего Аллаха(смысл):
“Приукрашена для людей любовь к страстям (удовольствиям) исходящих (получаемых, присутствующих в женщинах) от женщин.”
Сура аль- Имран 14.
И установил их Всевышний из числа любви к удовольствям (страстям), и начал с них до других видов для указания на то, что они – основа в этом.
См. Фатхуль-Бари 9\138
Как мы видим, как аят так и хадис – общие в своем указании на опасность искушения женщинами с одной стороны, т.е. общий в отношении средств к этому искушению, и это не обязательно должно исходить:
Во-первых, лишь от уединения с женщиной.
Во-вторы,х лишь от взгляда на нее, слышания ее голоса, прикосновения к ней.
Однако смысл в этом – наличие искушения, и это вполне возможно путем общения с ней, хоть и не прямого.
С другой стороны, это не ограничивается лишь на совершении некоего гнусного поступка именно с конкретной женщиной, которой был искушен мужчина, в той или иной форме, однако в общем женщина как род – искушение для мужчины, он впадает в фитну, и в том состоянии он может совершить те или иные запретные действия..
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине Всевышний Аллах предписал сыну Адама его долю прелюбодеяния, он его совершит как бы то ни было. Ведь прелюбодеяние глаз – взгляд, прелюбодеяние языка – произношение, и душа мечтает и желает, а половой орган подтверждает это все или отрицает.”
См. аль-Бухари 6243 и др.
Сказал имам ан-Науауи в тафсире этого хадиса:
“Смысл этого хадиса заключается в том, что сынам Адама предопределена их доля прелюбодеяния. И из них есть те, кто совершает настоящее прелюбодеяние путем введения полового органа в другой половой орган, запретный для него.
Из них есть тот, чье прелюбодеяние будет ненастоящим (метафорическим в отношении определения его как прелюбодеяние) путем запретного взгляда, слушания о прелюбодеянии и тем, что связано с его достижением, или же прикосновение рукой, как например прикосновение к чужой для него женщине, или ее целование. Или же направление к прелюбодеянию шагом, или взглядом, или прикосновением, или запретными разговорами с чужой женщиной или подобное этому. Или же мыслями, в сердце. Всё это – виды метафорического прелюбодеяния. Затем половой орган подтверждает это или отрицает. И смысл этого в том, что человек может осуществить настоящее прелюбодеяние половым органом или нет.”
См. Шарх Муслим 16\206
Как мы видим, Шариат в общей форме побуждает мусульман остерегаться тех путей которые могут привести их к состоянию фитны.
И если это ясно, то при переписке между двумя молодыми людьми, целью которой изначально ставится брак, со всеми вытекающими из этого положениями, если к этому еще добавлен обмен фотографиями, то нет сомнения, что за этим следует искушение или как минимум это сильная причина для этого.
И пришло в Кувейтской Энциклопедии Фикха:
“….Что касается приветствия (Салам) мужчиной женщины, то если эта женщина будет его женой, или рабыней, или одна из тех, брак с которыми ему запрещен, то его приветствие ее будет сунной, и ее ответ ему – обязательным…
Если же женщина будет чужой для него, то если она будет старухой, или женщиной, к которой нет полового влечения, то приветствие ей (им) будет также сунной, и ответ для нее (ему) – обязателен.
Если же женщина будет молодой, есть страх искуситься ею или тем, кто поприветствовал, то приветствие ей и ее ответ, положение этого – нежелательность у маликитов, шафиитов, ханбалитов. И упомянули ханафистские ученые, то что мужчина отвечает ей (если она поприветствовала) про себя, и она также отвечает про себя, если он первым поприветствовал. И шафиитские ученые ясно заявили, что ей запрещено (тахрим) отвечать ему.”
См. Маусуатуль-Фикхия 2\8827
Следует заметить, что слова этих ученых следует понимать как то, когда есть лишь вероятность искушения, вероятность появления каких-то мыслей в случае приветствия. Что же касается того положения, когда это искушение уже присутствует, и это приветствие лишь его увеличит, то в этом случае не может быть разногласия в полном запрете этого.
И если, как мы видим, нет разногласия среди ученых в нежелательности приветствия в случае лишь наличия вероятности искушения, и этонесмотря на то, что в этом положении нет также уединения, это может быть единственная встреча где-то на улице, рынке и т.д., то что тогда сказать о длительных переписках с обменом фотографий, различного рода выражениями и т.д.?
Нет сомнения, что чем дальше и глубже уходит это общение – это создает определенное состояние у переписывающихся, состояние, о котором вышеупомянутый хадис говорит как о прелюбодеянии, хоть и метафорическом, которое может перерасти в настоящее.
Следовательно стало ясно, что мотивировка отсутствия полного уединения достаточно несостоятельна.
Что же касается польз, то этому противостоит наличие вреда, а как известно из правил по фикху – Отталкивание вреда – приоритетнее достижения пользы.
Что же касается видов вреда, то в придачу к вышеупомянутому можно добавить, чтотакой способ знакомства противоречит принятому у мусульманам на протяжении веков способу знакомств и сватовства. Так как в большинстве случаев опекун девушки не знает о ее переписке. Также в свою очередьмужчина имеет в этом случае дело с девушкой, а не с ее опекуном, что противоречит цели Шариата в установлении опекуна для девушки в виду ее слабости, излишней чуствительности.
Затем, если расценить начало общения как сватовство, то в случае, если еще другой молодой человек пишет этой девушке, и она ему отвечает, и он знает, что она начала переписку с другим и даже если не ответила ничего первому, т.е. не согласилась, то в этом случае второй молодой человек попадает у некоторых ученых под хадис, запрещающий сватовство на сватовство другого мусульманина. Из этого следует вражда и ненависть среди мусульман.
Также наличие многих личностей, цель которых лишь развлечение и мерзости.
Т.е. как мы видим такой метод знакомств, если сделать его в основе разрешенным, входит в сильное противоречие со многими положениями Шариата, и его целями.
Заключение:
Сказал Всевышний Аллах (смысл):
“Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы.”
Сура ан-Нур 30.
Известно что этот аят – основа в запрете взгляда на женщин, так нет сомнения в том, что взгляд – одна из сильных причин искушения.
В то время когда есть нужда для этого, как сватовство, или лечение – это разрешено по степени нужды.
См. аль-Мухаззаб 2\423,аль-Фурук 1\347
Т.е. этот аят и вышеупомянутые указывают на то, что основа в общении противоположных полов – закрытие дверей приводящих к искушению, и если это так, то эта дверь открывается лишь в случае наличия реальной нужды, и лишь в той степени и форме которой достаточно для ее удовлетворения.
Следовательно в случае наличия возможности нормального знакомства и сватовства, переписка в такой форме, о которой было упомянуто с наличием разного рода вреда, не может быть оправдана, так как в таком случае в ней нет нужды ввиду наличия другого средства, включающего в себя намного меньше вреда.
Это лишь несколько моментов, упоминание которых достаточно разумному мусульманину и мусульманке чтобы отдалиться – в своей основе – от такого рода сомнительных форм знакомств, если в этом нет острой нужды.
Аллах знает лучше.
============================================
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Всевышний сказал в Коране
43. Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания.
Хорошая статья.Но скажи,пожалуйста,Abdullahi,почему "Уалейкум",а не "Ва Алейкум"? Извиняюсь за невежество,может я,что упустил.
potomu chto v arabskom alfavite net bukvi (v), ona proiznositsya kak (w).ili kak Уа.
одно я точно знаю, что соц сети это зло!
А когда-то Кощеем и Ягой пугали(((((((((((((((((((
Отправить комментарий