Как быть, если вы нашли потерянную кем-то вещь?
Каждый из нас сталкивался с тем, что случайно находил какую-то потерянную вещь и задавался вопросом, как ему поступить, что следует делать согласно шариату.
Тому, кто уверен в себе, желательно подобрать находку, а тому, кто не уверен - нет, но разрешается. Нечестивцу (тот, кто изредка совершает большие грехи, либо постоянствует в совершении малых) нежелательно подбирать находку. Если нечестивец обнаружит находку и подберёт её, то имам отбирает у него её и отдает честному и доверенному человеку. Если находку подобрал несовершеннолетний ребенок, то его отец или мать должны забрать ее и заняться поисками хозяина пропавшего предмета.
Ислам разрешает нам подбирать, ради сохранения, предметы.
Если кто-то подобрал находку не с намерением овладеть ею, а лишь с намерением сохранить - то найденный предмет считается аманатом (то есть, это предмет, который человеку доверили на какой-нибудь срок). Если он отдаст его имаму, то тот должен принять его. Тот, кто нашел какой-нибудь предмет, обязан объявлять о нем в местах общественного скопления, таких, как рынок, мечеть. А в наше время это можно сделать и по телевидению, радио и т.п. - каждый день утром и вечером, затем - в неделю раз, потом - в месяц один раз и так до истечения одного года. Все расходы, связанные с оплатой объявления, ложатся на того, кто нашел, если он взял (подобрал) эту находку с намерением овладеть ею, а если он подобрал ее (находку) лишь для сохранения от порчи, то все затраты оплачивает имам, взяв эти деньги в долг на имя хозяина.
Если находка не представляет особую ценность - ее не нужно объявлять в течение года; достаточно столько времени, по истечении которого потерявший откажется от дальнейших поисков. По истечении года, нашедший, для того чтобы овладеть находкой, должен произнести слова: «Я овладел тем, что нашёл!» Если после этого объявится хозяин и потребует возврат именно того предмета, который он потерял, а нашедший захочет отдать аналогичный предмет взамен того - то отвечают хозяину, что отдают именно тот предмет. Если к нашедшему находку придет некий человек и будет утверждать, что это его вещь и не сможет ее описать, либо привести свидетелей - то ему ее не отдают. А если он ее опишет и нашедший поверит ему - он вправе отдать ее тому человеку, но не обязан, до тех пор пока не удостоверится в том, что тот, кто пришел за потерянной вещью, действительно является хозяином, а не обманщиком. И он имеет право требовать доказательства того, что он является хозяином данной вещи. Например, привести свидетелей, которые подтвердят, что данный предмет принадлежит именно ему. Тем не менее, не следует в подробностях рассказывать, что было найдено, чтобы за находкой не пришел обманщик, желающий завладеть ею не по праву. Вместо подробностей следует дать общее описание вещи. Например, человек может сказать, что нашел какое-то украшение, предмет одежды или кошелек. Когда предполагаемый хозяин вещи придет и даст подробное описание этого украшения, предмета одежды или кошелька, следует отдать ему вещь.
Как поступить в случае, если вы нашли потерянную кем-то вещь?
Если человек нашел на дороге, тропе или в месте скопления людей какой-то предмет, запрещено (харам) поднять его и оставить себе. То же касается случая, когда человек приглашает гостей для угощения или с какой-то иной целью и кто-то из них забывает у него в доме свою вещь, запрещено брать эту вещь и оставлять себе. Если человек подбирает утерянную кем-то вещь, он должен делать это с намерением найти хозяина и вернуть ему ее.
Если человек нашел что-то и не стал поднимать, на нем нет греха. Но если он нашел вещь в таком месте, что велика вероятность того, что кто-то другой, вместо него, подберет эту вещь и не вернет владельцу, для этого человека становится обязательным (ваджиб) подобрать потерянную кем-то вещь и вернуть хозяину.
Как только человек подобрал найденную им вещь, на него ложится обязанность найти ее владельца и вернуть ее ему. Если он подберет вещь и положит ее обратно или возьмет вещь себе, не разыскивая ее хозяина, он совершит грех. В данном случае не играет роли, нашел он ее в безопасном месте, из которого она бы не пропала, или в том месте, где было небезопасно, то есть не имеет значения, была на нем обязанность подобрать ее или нет. В обоих случаях действует одинаковое правило: как только человек подобрал вещь, он обязан найти ее владельца. Ему не разрешается вернуть вещь на место, где он ее нашел.
Если человек активно разыскивает владельца найденной им вещи и публично объявил о своей находке, но так и не может найти хозяина, и его покидает всякая надежда вернуть вещь владельцу, следует отдать найденную вещь в виде милостыни. Если этот человек сам беден, дозволено оставить вещь себе. Если появится владелец и потребует свою вещь уже после того, как человек отдал ее в качестве милостыни, он (владелец) может потребовать возмещения стоимости утраченной им вещи. Если он одобрит эту милостыню, то получит за это награду.
М.МУСЛИМОВ
Сердало
Отдать владельцу как еще тут быть.
Отправить комментарий