Ах, эта свадьба, свадьба…

Молодой чиновник министерства сельского хозяйства России Висангирей Джабагиев был желанным женихом для любой ингушской девушки – блестяще образованный, с хорошими перспективами в службе. Родители, разумеется, искали ему партию в Ингушетии, но до них дошел слух, что сын безнадежно влюбился в Петербурге в воспитанницу смольного института благородных девиц. Тогда они обратились за помощью к известному в петербургских салонах «князю» Шаби Майсигову. Они просили его отговорить сына от женитьбы на польской княжне. «Князь» Майсигов попытался добросовестно выполнить просьбу. В один из своих приездов в столицу Шаби стал настойчиво уговаривать своего друга подчиниться воле родителей.

Хорошо говорят, сказал Висангирей, я послушаюсь тебя и подчинюсь воле родителей, если ты будешь настаивать на своем после того, как сам ее увидишь. На том и порешили. Увидеть девушку Ш. Майсигову удалось на балу у внука Шамиля. Пораженный ее красотой, Шаби якобы сказал, что Висангирей непременно должен на ней женится. Родителей Шаби Майсигову удалось уговорить, и в один из дней на перроне Владикавказского вокзала появились 40 всадников. Они погрузили своих коней в теплушки, сами разместились в пассажирских вагонах и направились в Варшаву. Три дня и три ночи продолжалось в имении Байрашевских свадьба. Здесь были песни и танцы и пляски, и джигитовка. Жаннета рассказала, что несколько лет назад была в родовом имении матери и нашла долгожителя, который с восторгом вспоминал о той знаменитой и невиданной в этих краях свадьбе. Потом, конечно была свадьба в родном доме родителей В. . казалось бы, что Жаннете уже чуждые обычаи Ингушетии, которую она покинула 70 лет назад. Но такова уж наверное природа вайнахов. Одев на голову платок как это делают наши старые женщины она ничем не отличалась от окружающих ее женщин. И слезы, слезы, слезы.., после каждого воспоминания о родине, о тяжкой жизни на чужбине… И сколько их, вайнахских женщин умерло на чужбине или доживают свой век, тоскуя по родине. Среди них и дочери Тапы Чермоева, которые по рассказам сведущих людей до последнего времени жили в Париже. А может быть они еще живы? Всем нам, живущим на родине , надо сделать все, чтобы трагическая жизнь вайнахов, оказавшихся после большевистского переворота на чужбине, стала известна нам .

А. Гадаборшев, член СЖ СССР

ВПУТЬ,осталось тут из твоих комментариев непонятное для меня. Путаница в "показаниях"))) Смотри. Ты пишешь: "это были другие времена. Во главу угла ставились достоинство,благородство поступков,доблесть,честь". Дальше пишешь(обращаясь к Асе):"не применяй терминологию и логику сегодняшней политики..."
В связи с этим у меня возник вопрос,а как назвать то,что ты привел такое "Эхк хотел использовать трения с кабардинцами... и под шум волны стать князем"?! В данном случае ты пытаешься представить его как политического агрессора,а не доблестного воина. Извини за иронию,но информация,которую приводишь ты об этом отрезке времени не зафиксирована Романовыми в Москве. И не надо обвинять Эхка в смерти Газда. Тогда и сейчас была конкуренция(в данном случае как воин Газд ему проиграл),а в "политическом" плане(имею в виду срыв выборов)-выиграл. Старики,жившие в селе Эхк-юрт(разных тейпов)рассказывали много историй об отвоеванных Эхком населенных пунктах и что не сам он выдвинул свою кандидатуру,а его выдвинули стоящие за ним. Не надо пытаться умалить его достоинство,говоря,что он "использовал" момент.
Мне 30,думаю мы можем говорить на равных))

Конечно, эта история не касается архивов Романовых.
Кроме стариков из разных тейпов, которых я тоже видел и слышал на самом деле много, особенно в детстве, у меня дружеские отношения с прямыми потомками и Ахка и ГIазда, которые тоже в подробностях, само собой, знают эту историю. Они и сами подтверждали, что именно сам Ахк мечтал быть князем и инициировал это процесс. Ни до, не после, никаких претензий к нему не было. Это был действительно авторитетный и уважаемый человек. Но именно в этом месте была осечка. Это была именно политическая агрессия. И единственная ситуация, когда тщеславие взяло верх в нем.
Понятное дело, что мои аргументы типа "я дружу с прямыми потомками и они-то знают" - могут тебя не убедить.
Поэтому задам тебе вопрос, вытекающий из твоих же знаний и подтверждающий мою правоту: если он сам был не причем и его выдвигали те, кто за ним, то почему же он сам воспринял этот поворот событий как личное оскорбление и предложил лично ГIазду выступить в соревновательный поход?
Что бы понятнее было, представь, собирается сход народа (а тогда мерседесов и асфальтных дорог не было, чтобы быстро приехать, сотовых телефонов не было, чтобы всех обзвонить, интернета не было, чтобы всех оповестить о теме схода) - это было важнейший, тяжело организуемый, растянутый во времени процесс. Все знали по какому вопросу и кто собирает народ. И вот, когда вся подготовительна работа была проведена, на самом сходе вышел такой результат. После слов ГIазда сход проклял на семь поколений того, кто еще когда-нибудь поставит в народе такой вопрос. И если это решение - глас народа, мудрость народа - то по логике, не причастный к этому Ахк должен был быть с народом единого мнения, он должен был обрадоваться что "сия чаша его миновала". А вместо этого он был оскорблен и унижен до такой степени, что вызвал ГIазда на соревнование в воинской доблести. Этот факт ты же не ставишь под сомнение. Есть еще один очень важный нюанс, почему Ахк так оскорбился тогда, но здесь, на открытом форуме, я не могу об этом говорить - это вызовет просто бурю. И это лишний раз подтвердит факт оскорбленности лично Ахка, что в свою очередь, подтверждает его личную заинтересованность и желание стать князем.
Думаю, ты согласишься с тем, что из всех стариков различных тейпов именно старики-потомки действовавших лиц знают эту историю лучше других. А я свои знания почерпнул именно из этих источников. Потомки Ахка и сегодня сожалеют, что не стали тогда князьями и прямо об этом говорят: кто в шутливом тоне, кто всерьез. А некоторые, встречаясь на мероприятиях с потомками ГIазда, в шутливом тоне упрекают их типа: "ага, вот они, обломщики" или "вот не лез бы ваш ГIазд тогда, были бы мы все князьями сегодня над этим ...народом".
А что касается природы утверждений, что "он не сам, это его выдвинули" - это как в кино - "не виноватая я, он сам пришел!". Почитай книгу Идриса Абадиева (который тоже Евлоев, если что) "Эздел" и ты ужаснувшись, как там вся эта история извращена, задашь себе вопрос: а зачем Абадиеву (Евлоеву) это описывать в таком виде? Зачем так нагло врать? И ответив самому себе на это вопрос, ты решишь сам - Ахк или не Ахк выдвигал себя князем.
P.S. И это не я обвиняю Ахка в смерти ГIазда, а Ахк себя сам корил, что стал причиной процесса, который привел к смерти товарища и лишил народ такого мудреца. Ведь признавать свои ошибки - на это нужна сила духа, это свойственно только достойным людям.

Тогда,ВПУТЬ,возьми свои слова обратно насчет "тогдашнего благородства,чести" и т.д. Была политика и конкуренция. Вот ты говорил,что их было несколько представителей от разных тейпов,но поименно не назвал ни одного,кроме Эхка и Газда. Прямые потомки Эхка имеют ко мне отношение по матери и почему-то никакого сожаления по поводу облома с князем не замечал. Может когда-то слова Газда считались мудрыми,но после того,как тот же Аушев сказал,что "мы из-за этого существовали как стадо без пастуха" в корне пересмотрел взгляд на все это.
И еще,если Газд принародно его обломал то ни о какой дружбе речи быть не может. Друзья таких обломов не допускают. Из чувства такта что-ли.
И откуда инфа,что Эхк себя корил? Да они и без того чуть ли не каждый день смотрели в глаза смерти и теряли товарищей...

Ты затронул очень много тем сразу. Ей-Богу, отвечать мне приходится гораздо пространней, чем вам - спрашивать)) но я рад этому. Погоди немного и я отвечу на все.

Никаких вопросов и ответов,идет обычное противопоставление мнений и взглядов на то,что когда-то происходило и все. Понятно,что каждый из нас останется при своем мнении... Вопросы скорее риторические.

Что-то растянулась ваша дискуссия))) вы уже повторяться стали,скучно...

Наьн йиш бехк боаккхш я Embarassed

Насчет мата беру слова обратно. Раз назвал значит так оно и есть! Насчет темы я узнаю кто он был и специально здесь это напишу. Не за тем чтоб кто то извинялся или кем то себя признавал а просто напишу и все раз за это пошел спор.

Шаби Майсигов -был в охране Александра 111. Называли князем и считался им там в питере. Но никто не говорил что он был князем здесь. Как получил это звание, детали писать не буду. Если так нужно, напишу в личку.

Эта охрана называлась Его Императорского Величества Лейб-Гвардии конвой.
Как получил - это очень интересно. Но очень бы хотелось подтверждение того, что он вообще его получал. Действительно, в представительстве Дома Романовых дадут эту справку, если к ним обратиться. Их контакты есть в интернете. Буду ждать в личку. Очень нужно, спасибо тебе.

Может и так называлась, я в подробности не вдавался. Написал все что узнал, потому что сказал что напишу. Обратиться туда я тоже не могу, это же не вопрос жизни и смерти чтоб прям так все выяснять.

Даьл раьза хилва. Даьла аьттув боаккхалба ))

А я примерно догадываюсь кто ты ))))) Мы совсем недавно чуть не встретились по одному вопросу просто у меня не получилось попасть в республику, так и осталось. Наверно оно и к лучшему, иначе не хорошо вышло бы.

ВПУТЬ,мне непонятно одно:ты в подробностях расписываешь,что Эхк инициировал сход,что в последующем из-за него Г1азд двинулся на кабардинцев и был убит и т.д.,но вместе с тем,ставишь под сомнение(ссылаясь на некоторые источники)вообще причастность Эхка к "княжескому" вопросу. И можно ли в этом случае ссылаться на какие-то документы или все же в данном случае нужно опираться на рассказы старожилов? Чак,мне кажется,опирается на достоверный источник(его дед передал то,что до меня сегодня дошло от моих предков).

Если ты внимательней прочтешь то, что я написал, то увидишь, что я того же мнения, что и вы с Чаком. И считаю именно это правдой. До меня почти в таком же виде это от предков это дошло. Я сказал "по мнению некоторых историков" есть сомнения, и они их хотят для себя этот вопрос до конца прояснить. Это даже не их окончательный вывод, не позиция. Только пока что сырое мнение, но на чем-то основанное. Вот когда они закончат свои исследования мы и узнаем. Или не узнаем, если они не правы будут.
Еще раз повторю: я так не думаю. Я думаю так, как рассказал. Ваша с Чаком инфа почти полностью совпадает с моей. Спасибо вам за выдержку, терпение и такт в общении))

Дискуссия с соблюдением этических норм-это главное.
Вот жду,когда выйдет книга И.Кодзоева об Эхке и Г1азде. Посмотрим,что накопал историк-трудоголик на эту тему.

Хорошо! Я тебе приведу если ты мне для начало докажешь - КТО ТЫ ТАКОЙ ЧТОБ Я ТЕБЕ ПРИВОДИЛ КАКИЕ ТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА???? НУ ВОТ КТО ТЫ ТАКОЙ??? ХОЧЕШЬ И ТРЕПЛОМ БУДЬ И КЕМ УГОДНО КО МНЕ БОЛЬШЕ НА ТАКОЙ ТЕМЕ НЕ ПОДЪЕЗЖАЙ.

Я почти такой же человек как и ты. Ты - ник "Мумади Орстхо", я - ник "Впуть". Если бы я взял ник "Махмуд гелатхо" или "Жосарк цхьоро" - ты бы по-другому ко мне относился?
Это интернет, малыш, не нервничай. Здесь не люди сходятся, а их мнения. Одни могут быть голословными, а другие - обоснованными. Ты пишешь - и я пишу. Я точно знаю, что пишу - у меня есть доказательства. Ты мало знаешь - у тебя нет доказательств. Если есть - приведи. Это же общение обезличенное. Или ты думаешь, что если я увижу тебя глазами - то со страху мнение свое изменю? Это вряд ли.
P.S. Почему "малыш"? Потому что истеришь caps lock-ом и термины употребляешь детские - "не подъезжай". Взрослые достойные ингуши так не выражаются и, априори, уважают собеседника. Это Эздел. Учись. Удачи))

Меня зовут Магомед, отец называет Мумади. Родом я из Барсуки мы Мержоевы. Это я объясняю потому что ты почти такой же как и я. Теперь значит по твоему выходит то что я трепло это Эздел а то что не подъезжай это не Эздел ? Брат, а не слишком ли ты о......л хочу я тебя спросить. Выходит то что тебе неизвестно кому доказать я должен поехать в Москву и искать счастье ??? А не слишком ли ты ......... Снова спрашиваю я. Мне 33 и кто из нас малыш смотри теперь сам. Нашелся мне Эздел саг

ты и читаешь, видимо, не очень. Я нигде не сказал, что ты трепло. Я сказал, что такого князя не было и вежливо попросил не писать непроверенных вещей. Потому что читающие это все дети верят этому и разносят со временем как истину. Так и рождаются всякие небылицы. Ты обиделся на это мое вполне безобидное замечание и довольно хамски ответил. Заметь, Шабызгири не обиделся. Прочти еще раз - сам увидишь, что первым перешел границы вежливости именно ты. В том своем ответе ты продолжил утверждать неправду. И вот здесь я уже предложил тебе доказать свои слова. Так в чем же проблема? Докажи. И ездить я тебе никуда не предлагал - запрос можно отправить по почте. И получить ответ с печатью. И треплом получусь я. Ты же правду говорил или нет? А на счет счастья - это же присказка - разве ты не знаешь? Ну а тебя дальше понесло - вплоть до мата в последнем сообщении.
И еще. Я живу в Назрани. Мне сорок лет. Называть свое реальное имя мне глупо - слишком многие меня знают и не поймут такой несерьезности. Скажут: "Связался старый дурак с детьми в интернете". Одни из моих соседей - Мержоевы из Барсуков. Конечно, можно связаться с тобой и рассудить по-правде так, что тебе придется извиниться за свой мат, но не хочу портить из-за этой ерунды отношения с соседями. Уж очень они хорошие люди и любят все меня. Да и вообще, это же интернет. Если бы мы обсуждали эту тему в реале, то ты знал бы кто я, из какой семьи, какими знаниями и положением обладаю и даже спорить бы со мной не стал. И с моей стороны до слова "трепло" не дошло бы, потому что ты и спорить бы со мной не подумал - глупо выглядело бы при людях. А уж матом сказать тебе бы и в голову не пришло. Поэтому если хватит тебе духа - извинись за мат, ты же меня братом назвал. Или брат теперь уже тоже ругательство? Или у нас уже и с братьями матом говорят?
А что касается слова "трепло", то я призываю всех всегда профессионально относиться ко всему, что мы делаем. В том числе и к историческим вопросам в интернете. Тогда и жизнь нашего народа станет лучше. А то на форумах наших ребят часто обвиняют в дилетантстве и использовании бездоказательной информации - слухов. И если я что-либо напишу непроверенное и бездоказательное - то стану треплом я. Всех благ тебе, Мумади.

В YouTube есть фильм о Джабагиевых
"Дочь В Джабагиева"
Очень интересно!

аватар: Шабызгири

князь не Майсигов Шаби, а другой Майсигов имя не помню

На сегодня невесты "оттуда" не знают,что такое ингушская свадьба. Ограничиваются банальным знакомством с родственниками мужа и все.

Кстати,автор забыл уточнить,что княжна из Польши,но татарка по национальности,звали Халима.

А еще говорят этот князь Майсигов когда к нему приезжали в гости эти всякие княжны он от жд вокзала до своего дома выложил дорожку из ковров ))))))) ну в Нясаре где то. Достоверный факт.

Уважаемые Мумади Орстхо и Шабызгири!
В тексте слово "князь" взято в кавычки. Прошу Вас быть по-внимательней, а то лет через пятьдесят какой-нибудь нынешний подросток будет готов поклясться, что "в юности еще читал, что был такой "князь".
Не было в истории Ингушей никаких князей. Никогда. Была одна попытка выбрать князя, да и ту обломал народ в лице славного Газда. Слава Аллаху.

Уважаемый впуть или как там тебя. Этот Майсигов был князем. В Питере он был или на луне это не важно, факт в том что был. Они являются нашими родственниками, и я тоже это не просто так придумал все. Если это так интересно то я узнаю детально и напишу. И князья были и герои были и предатели были так что не будем на этом заострять внимание.

Это такое пренебрежение - "или как там тебя"?
Или ты слово "уважаемый" воспринял от меня как оскорбление?
В любом случае - я ничем подобного обращения не заслужил.
А теперь по сути.
Я утверждаю,:
1. До прихода России у Ингушей никогда не было никаких "князей" и никакого вообще разделения на сословия - это предмет гордости всех нахских племен. Никогда не было господ и рабов. Ася Евло должна была бы это знать, потому что Эжи Эхк, от которого произошли Евлоевы, хотел стать князем, но Газд, от которого Газдиевы идут, не дал этого сделать. Происходило это все на сходе народа в горах по этому вопросу. Здесь долго все описывать - почитайте предания Ингушей, почитайте историю своего народа в конце концов.
2. После прихода России и вхождения Ингушей в ее состав, ни одному человеку титул князя не был дан. Были наследные дворяне - всего три (3) человека - один Ахушков и двое Базоркиных. И больше никого. Во всяком случае в царском доме Романовых)) Наследное дворянство - думаю понятно - это титул дворянина, передающийся по наследству по мужской линии. Это первая ступенька в титулярном реестре. Следующий титул - граф. Даже титула графа ни у одного ингуша не было в российской иерархии. Не говоря уж о князе, который выше.
Итог: если ты - Мумади Орстхо - не приведешь мне документальных (а не таких - типа двоюродная бабушка сказала) доказательств того, что твой родственник был князем, я с полным правом буду считать тебя треплом и неучем.
Если приведешь доказательства, я публично признаю себя таким треплом и неучем и извинюсь перед тобой в присутствии всего сайта.
Доказательством может быть только номер записи в "Реестре дворян Российской Империи". Их представительство есть в Москве. Обратись - и будет тебе счастье.

В 17 веке галгаевцы воевали с
кабардинцами. Поэтому кто-то среди
галгаевцев предложил «избрать над
галгаевцами правителя (князя)»,
который создаст властные структуры и
поведет народ против врага.
Для этого созвали Совет Старейшин.
На пост в «князи галгаевцев»
выдвинули Газда – предводителя
одного анти-кабардинского отряда.
Командир Газд пришел на Совет,
одетый в белую черкеску, которую
вместо серебреного пояса обвязал
веревкой. Изумленные старейшины
спросили у Газда, почему он обвязал
черкеску веревкой. Газд ответил:
«правитель будет идти галгаевскому
народу также, как эта веревка идет к
белой черкеске».
Исходя из такого мудрого ответа,
Совет Старейшин решил отныне и на
вечные времена, что над галгаевцами
«нельзя ставить
правителя» (поскольку это приведет к
Вечной войне между властьимущими и
остальными).
--------
Есть предание из далекого 13 века,
когда жил къонах Меда Акки. Он
захотел стать князем (правителем) над
народом. У него было три брата, и
Мед сказал им:
— У нас, как и у других народов,
должен быть свой князь [правитель], и
это не нарушит братское родство.
Давайте будем считать меня за князя
[правителя].
— Нет, — ответили братья, — сейчас-
то, может, мы и не поссоримся, но со
временем твое потомство будет
кичиться перед нашим потомством,
говоря, что мы, мол, княжеского
рода, а вы - рабы. Нет, из нас никто
не будет князем [правителем].
--

ИСТОРИЮ САМ ЧИТАЙ ЕСЛИ ТЫ НИЧЕГО О НЕЙ НЕ ЗНАЕШЬ И СЧАСТЬЕ В МОСКВЕ САМ ИЩИ ТЫ ПОНЯЛ??? ХЬАЙ БАГИН ДЬОЛ ДИЛЛАХ ТЕХЬА

Мумади,данная историческая справка неточная. По крайней мере не такая,какую мне передал дед от прадеда.

Тогда исправь где именно?

Тут написано,что выдвигался Газд и он же явился,чтобы отменить выборы.
Как мне известно,Эхк был реальным кандидатом и Газд этим поступком привел к отмене выборов.

Ааа догнал. На пост 'Выдвинули' Газда. Кто его выдвинул это другой вопрос. Может его же вояки может остальные. Ситуация такая- что тебя выдвигают как кандидата может ты и не знаешь но тебя предложили всем. Ты приходишь и говоришь вот так то так это нам не нужно. Может он даже и не знал что Эхк тоже кандидат, по крайней мере я не думаю что тогда так открыто обломал бы другого при всех.

В том то и дело,что обломал)) пошли на спор(как мне известно)кто больше кабардинцев выпроводит. Решили наступать с двух сторон. В результате Газд был убит.

Чак, ты многое правильно говоришь. Инициировал сход народа Эжи Ахк. Чтобы стать князем, но не одним, а в числе еще нескольких. А ГIазд похоронил эту тему. Ахк хотел использовать трения с кабардинцами по поводу захвата теми наших исконных земель и под шум волны стать князем. Но для главенства над объединенным войском не надо было быть князем. У ингушей избирался баьчча - военный вождь. Избирался исключительно по военным качествам - не только личной доблестью, но и стратегическим и тактическим способностям. Есть сведения, что однажды таким баьчча был избран шестнадцатилетний парень. И баьчча подчинялись на период войны все - и отцы и дяди. Вражда на это время останавливалась - рядом плечом к плечу воевали кровники. Так что для Ахка это был только удобный повод. В жизни они с ГIаздом были друзьями. И когда ГIазда убили, сам Эжи Ахк вернулся и отбил его труп, который не смогли сразу увезти с поля боя. Он, по рассказам стариков, очень горевал, что из-за его затеи в основе, в итоге погиб ГIазд - один из достойнейших Ингушей и его друг.

Я точно знаю одно. Эта история связана с Темрюком который с помощью своего зятя грозного ивана и с помощью казаков двинули на нас. Но есть и другое. Это сегодня скрывается но это было- между ингушами, орстхо и кабардинскими князьями был военный союз в борьбе против россии. Этот союз был до последнего и воевали до последнего пока некоторые люди не изъявили желание подать в подданство россии. Фишка была такая, что отдельные племена типа не дают покоя и спокойной жизни. В итоге всех разделили кто то раньше ушел кто то позже. Однако даже когда в конце все же согласились на договор то начали его с таких слов - Мы никем не покоренный народ. Так начинается текст договора о вступлении Ингушетии в состав.

Добровольно и только добровольно. Было бесполезно заставить нас сделать подобный шаг...

Я не совсем тебя понял. Ты говоришь то что здесь написано, или то что тебе дед передал от прадеда?

Мой первый абзац построен из того,что ты скинул. Второй-противопоставление этому.

До это я понял. От перестановки - сумма. Если я и ошибся то незначительно.

Хорошо! Я тебе приведу если ты мне для
начало докажешь - КТО ТЫ ТАКОЙ ЧТОБ Я
ТЕБЕ ПРИВОДИЛ КАКИЕ ТО
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА???? НУ ВОТ КТО ТЫ
ТАКОЙ??? ХОЧЕШЬ И ТРЕПЛОМ БУДЬ И КЕМ
УГОДНО КО МНЕ БОЛЬШЕ НА ТАКОЙ ТЕМЕ
НЕ ПОДЪЕЗЖАЙ.

Ну еслиб ты написал толком ник я бы соответственно и ответил. Имени я не знаю поэтому и написал так, без подколов. Насчет князей, зачем так копать историю если четко говорится что он был им в питере. Мы в курсе что князей небыло. Во времена войн с кабардинскими князьями кто то предложил избрать лидера- князя. Тот кого хотели избрать, не помню его данные пришел на сход в белой черкеске и пояс повязал обычной веревкой. На что один старик удивившись спросил, как ты так мог сделать и для чего. Как не идет этой белой черкеске веревка, так же нам не идут князья. Вот и весь расклад!

А Мальсаговы,которым при царе присвоили дворянский титул или Эжи Джабагиев(отец Висангирея)-вроде об этом не раз писалось.

Ася, есть дом Романовых, его сегодняшняя глава - княгиня Мария Владимировна Романова - недавно приезжала в Ингушетию. Их архивы целы и невредимы. В Москве есть официальное представительство дома Романовых. Достаточно сделать туда запрос - и будет официальнейший ответ. Это же не "шарашкина контора". Повторяю еще раз - ни у одного ингуша кроме тех, кого я перечислил выше, наследного дворянства нет. Это сто процентов, как бы неприятно это не было некоторым нашим соплеменникам. Есть только Ахушков Ховди, Базоркин Мочко и Базоркин Бунухо. Если у кого есть доказательства - грамоты о присвоении дворянства - пусть выложат их и все. Это же элементарно.

Странно,что у уничтоженных Романовых сохранились все виды документов,архивных материалов. На сегодня нашими историками со всех точек мира собираются все новые и новые материалы о нашем народе. Так что,ВПУТЬ,я не стал бы чего-то утверждать.

Чак, как можно малоизученностью ингушей ставить под сомнение сохранность документов дома Романовых? Перед революцией они много что вывезли и уехали почти все, кроме семьи императора, и архивы их были в полном порядке. А данные о нашем народе никогда и не были собраны и изучены как положено. Весь северный Кавказ - практически terra incognitа для академической исторической науки все западной цивилизации: с тех пор, как эта наука стала развиваться и по сегодняшний день. До прихода России на Кавказ - это средние века и историческая наука только начала складываться. А с тех пор, как Россия на Кавказе - тут войны сплошные и теория "старшего брата - русского народа", который нас чуть ли не говорить научил. Мы вообще, можно сказать, еще не изучены.

А кто сказал,что я не в курсе насчет Эхка? Да,Г1азд сорвал выборы князя,на котором основным кандидатом был Эхк. На сегодня можно рассуждать по-разному,но от отмены выборов князя среди ингушей не исчезла клановость и деление на сильные и слабые тейпы. Как когда-то сказал Р.Аушев,мы добились того,что существовали,как стадо без пастуха. У кабардинцев были князья и что,это повлияло на самобытность и их обычаи? Все временно...

Об этой истории мне очень хорошо известно.
Не было там понятия "основной кандидат". Да, именно Эжи Эхк инициировал этот процесс, зная что он точно будет князем, если народ согласится. Но лишь в числе пяти князей: по одному из родов трех селений - Эги-Кал, Хамхи, Таргим, из аула Баркин и из Евлоевых. Это те роды, которые контролировали вход в горы по Ассе. Был в этом числе еще исчезнувший (насколько я знаю) род Ферта-Шоулы. Но к моменту выборов князя их уже не было.

Эхк являлся предводителем в освобождении ингушских земель от кабардинского подданства. А у воинов шансы на лидерство есть всегда.
Вопрос: Г1азд отменил бы выборы,если бы у него был шанс быть избранным?

А как он их отменил, если он был бы никто? Если есть человек, который может поставить вопрос о выборах, то тот, кто этого не дал сделать - никак не меньшим авторитетом обладал, если не большим.
Был не то что шанс - однозначно были бы князьями и Эжи Ахк и ГIазд и еще три человека. Вопрос тогда не стоял об одном князе, речь была об институте княжества как таковом, о разделении на хозяев и холопов.
Ася! Это были другие времена, люди были другие, правила игры были другие. Во главу угла ставились достоинство, благородство поступков, доблесть, честь. Я очень тебя прошу: не применяй терминологию и логику сегодняшней политики к людям тех времен. Сравнение их с сегодняшними политиками и методами политики - оскорбление для них, оскорбление их памяти. Какие выборы? Какие шансы? Эти люди были Древние Ингуши - воплощение доблести и чести. Это как раз и были Эзди Нах, у них ход мысли другой был, - такой о котором мы сегодня вопрошаем: мичад Эздел? Мичад шо - Эздел долаш нах?
Для справки: ГIазд был старшим из Эги-Кала. Эги-Кал - старший аул из трех вышеназванных. Эги был старшим из братьев, Хамхи - средним и Таргим - младшим. Так и аулы стоят: выше всех - Эги-Кал, второй по высоте - Хамхи и ниже - Таргим. Это три села - колыбель Ингушей. Это место и называется ГIалгIайче. Именно тут и жило общество ГIалгIай. Это сравнительно недавно по историческим меркам все другие наши общества стали себя так называть и это слово стало самоназванием всех ингушей. Если интересно почему - могу отдельно не в этой теме рассказать. Местность Трех селений - на ингушском - Кхаь Кхаьле - на русском - Таргимская котловина - это перекресток: на север по Ассе выход на равнину, на юг - в Грузию, на запад - в горную Ингушетию, на восток - в Чечню. Образно считалось в те времена, что "ум - в Эги-Кале, военная сила - в Хамхи, финансы - в Таргиме".
И ты ставишь под сомнение уровень ГIазда - самого уважаемого человека из Эги-Кала, из главного аула Галгайче? Он потому и смог остановить это дело, что авторитет его был больше и слово мудрее. А авторитет тогда не покупался и не продавался за деньги, как сейчас, и не присылался сюда из Москвы. Авторитет зарабатывался всей достойной во всех смыслах жизнью, прозрачной в глазах людей как на ладони.
Что касается "предводительства в освобождении ингушских земель от кабардинского подданства" - это не так. Никаким предводителем Эжи Ахк никогда не был. Сам процесс противостояния с кабардинцами никогда не был централизовано управляем. Это были эпизодические действия отдельных родов и семей по принципу каждый сам за себя. Объединения сил родов случались, но в единичных случаях и лишь на короткое время для решения конкретной задачи, и единого командующего в таких делах не бывало. И одну из самых главных ролей в этом очень длительном историческом процессе возвращения ингушей на плоскость после нашествия Хромого Тимура сыграла Россия уже в его конце. Последний военный предводитель в нашей истории - баьчча - избирался всем народом во время войны с Хромым Тимуром.
P.S. Некоторыми историками ставится под сомнение участие Эжи Ахка в истории с князем. Они утверждают, что это было еще раньше, чем он жил. Участие же ГIазда и сама история под сомнение не ставятся. Лично я считаю, Эжи Ахк участвовал. Буду так считать, пока мне не докажут (как положено) обратное. Во всяком случае это пока не закрытый на сто процентов вопрос.

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
   __     _____   ____     __   
/ /_ |___ | |___ \ / /_
| '_ \ / / __) | | '_ \
| (_) | / / / __/ | (_) |
\___/ /_/ |_____| \___/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021