"Я этот путь всегда смогу найти. Там на Восток могилы пролегли..."
В школьные годы каждое лето летал к родному дяде в Казахстан. Жил он тогда в северном городе Кокчетав (Кештетау-казах.; синегорье- русский). А в 100 км находится курортная зона Боровое, куда мы ездили отдыхать. Если ехать по так называемой внутренней дороге через Щучинск, то слева на холме виднеются старые могилы. Мы всякий раз останавливались у дороги и шли к этим могилам. Дядя говорил, что это похороненные в годы депортации ингуши и чеченцы. На меня тогда это произвело сильное впечатление.
Мне всегда была интересна история возникновения этих могил, известны ли имена погребенных? Эти люди так и не смогли увидеть свою родину, горы, Кавказ.
Не так давно я вновь вспомнил о тех могилах. Не знаю почему я вспомнил про них, но теперь меня уже интересовало другое. А в каком же состоянии сейчас могилы наших предков, которые похоронены в Казахстане? В социальной сети познакомился с молодыми ингушами Шамсуддином Гадоборшевым и Бузуркиевым Исламом, которые живут в Алматы и вместе с другими ингушами и чеченцами ухаживают за Карасуйским кладбищем.
Бузуркиев Ислам:
За могилами мы давно ухаживаем. Это одно из первых вайнахских кладбищ.
Еще наши отцы ухаживали за этими могилами, кладбищем. А сегодня мы, их дети, продолжаем это дело. Приходим, отчищаем от старой травы, красим. Где-то забор покосился-выравниваем. Стараемся содержать в надлежащем виде. Все знают, что здесь похоронены вайнахи и это будет позор, если мы не будем следить за могилами наших предков.
Эти кладбища появились в 1944 году в начале депортации. Старики рассказывали, что шедший эшелон с депортированными остановился рядом с железной дорогой. Вынесли 156 человек, среди которых были старики, дети, молодые парни и девушки. Было дано разрешение и там их всех похоронили. Кто-то умер от болезни, кто-то от холода и голода. Дорога была тяжелая. Это те первые могилы, которые появились тогда. На некоторых есть надписи на арабском языке вязью, на других не сохранились, просто стоят могильные плиты (чурты).
Шамсуддин Гадаборшев:
Наша работа делается ради довольства Аллаха. Это богоугодное дело, это наш порыв сердца. Это наша память и наш моральный долг. Каждый, кто считает нужным, приходит и помогает.
Обычно в мечете после пятничного намаза имам объявляет, что необходимо провести субботник. Мы собираемся и едем вместе. У нас у каждого здесь кто-то похоронен из родственников. Земляки некоторые дают деньги, которые идут на покупку кисточек, краски, лопат и другого рабочего инвентаря. Официальные власти Казахстана тоже готовы приходить к нам на помощь в любое время. Они всегда нам помогают, когда возникают какие-либо затруднения, к примеру с оформлением необходимых документов для захоронения или перезахоронения человека и ряд других вопросов.
Бузуркиев Ислам:
Молодежь наша, к сожалению, не очень активна. Ее много, но хотелось бы больше динамики от нее. В основном те ребята, которые приходят в мечеть, они и составляют нашу группу по уборке кладбищ и прилегающей территории. Нас не мало, одним словом.
После уборки мы читаем Коран, делаем дуа по умершим мусульманам. Иногда и имам наш приезжает помогать.
С помощью Аллаха, будем и дальше продолжать свою деятельность и привлекать наше молодое поколение. Если кто-то ищет или желает найти могилу своего родственника в Алматы, то мы можем посодействовать поиску.
Беседовал Ибрагим Костоев
Блог Ибрагима Костоева
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам гипсовать могилы, писать на них что-либо, делать на них какие-либо построения и ходить по ним”. ат-Тирмизи 1052, Ибн Маджах 1563. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
В этом хадисе довод на то, что писать что-либо на памятниках нельзя!
Абуль-Хайядж аль-Асадий (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в свое время направил меня посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей»”. Муслим 969.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что Сунной является не возвышать могилу над землей слишком высоко. Ее следует поднять на пядь и сделать землю ровной”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/32.
В Выше приведенном хадисе сказано, что “могила пророка (мир ему и благословение Аллаха) возвышалась от земли на пядь”. Ибн Хиббан 2160, аль-Байхакъи 3/410, иснад хороший.
Это и есть могила в соответствии с Сунной.
Не следует забрасывать могилу так, чтобы земля возвышалась над ней больше чем на пядь, но при этом нужно учитывать, что если не песок, а земля (глина), то она со временем осядет. Ученые говорили, что не следует возвышать могилу больше, чем на такую высоту, по которой можно узнать, что это могила, во избежание того, чтобы не наступать на нее.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам гипсовать могилы, писать на них что-либо, делать на них какие-либо построения и ходить по ним”. ат-Тирмизи 1052, Ибн Маджах 1563. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
В этом хадисе довод на то, что писать что-либо на памятниках нельзя!
- Не следует читать Коран у могил, внушать мертвым произнести "шахаду", давать азан и икъама.
- Не следует повышать свой голос на кладбищах, кроме как по необходимости.
- Не следует писать на могиле имя умершего, дату его рождения и смерти.
- Не следует устанавливать на могиле светильник или лампу.
- Не следует чрезмерно усердствовать в уходе за могилой, пропалывая ее или очищая от травы и т.п.
- Не следует постоянно поливать могилу водой, класть на ее цветы, или сажать деревья. См. “Ахкамуль-джанаиз” 333.
Пусть АЛЛАХ примет их благие деяния.Молодцы.
Отправить комментарий