Сохраним русский язык
27 декабря на базе гимназии «Марем» под эгидой Министерства образования и науки РИ состоялась республиканская научно-практическая конференция работников образования «Русский язык – духовный и культурный собиратель народа».
В работе конференции приняли участие министр образования РИ М.Хасиева, профессор ИнгГУ Т.Жеребило, учителя русского языка и русской литературы всех школьных учреждений республики.
Открывая работу конференции, министр образования поблагодарила собравшихся за то, что, несмотря на предпраздничные хлопоты, оставив все дела, они готовы обсудить то состояние, в котором пребывает сегодня русский язык.
- Перед педагогической общественностью, в том числе и перед учителями русского языка и литературы, стоят важные задачи, - подчеркнула М. Хасиева. – Необходимо реализовать принятый недавно Закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющий весь комплекс вопросов образования - от организационно-правовых до социально-экономических. Он закрепляет долгосрочную перспективу развития отечественного образования.
Как обычно, интересен был доклад специалиста по теории и методике обучения русскому языку профессора ИнгГУ Т. Жеребило, который она озаглавила «Русский язык «на грани нервного срыва»: тупик или новый виток языковой эволюции».
По мнению Т. Жеребило, лингвисты редко могут наблюдать такие ошеломляющие процессы в истории языка, которые запущены сегодня в информационном обществе. Идет мощное расшатывание языковой системы, активизировалась лексика, находящаяся за пределами русских словарей. Нельзя не обратить внимание на грамадный массив новой лексики, не включенной еще в толковые и терминологические словари, но при этом «стремительно заполняющей тематические поля, с наибольшей полнотой отражающие изменения, происходящие в современном информационном обществе».
Приведя несколько примеров заполнения русского языка новыми лингвистическими терминами, которые уже твердо осели в нем, профессор заметила, что возникает «впечатление языковых катаклизмов, что дает основание и лингвистам, и средним носителям языка говорить о порче, разложении, кризисе, упадке современного русского языка и ставить вопрос не только о его сохранении и спасении, но и о духовном возрождении».
О духовно-нравственном воспитании учащихся посредством фразеологизмов и афоризмов говорила в своем выступлении учитель ингушского языка и литературы, русского языка и литературы СОШ №2 с.п. Инарки А. Картоева. Акцент сделан на системе работы по привитию учащимся любви к русскому языку посредством фразеологизмов и афоризмов, которые обладают большим воспитательным потенциалом, так как связаны с духовной жизнью народа, его культурой и содержат в себе нравственный закон и здравый смысл».
По мнению А. Картоевой, основная задача учителя–словесника заключается в том, чтобы научить учеников «правильно пользоваться русским языком и воспитать в них духовно-нравственные ценности».
Кто развит духовно - хорошо владеет русским языком, убеждена учитель русского языка и литературы гимназии №1 Малгобека
М.Тамбиева. Выступая перед собравшимися, она лишний раз подчеркнула, что «во все времена о культуре народа и его духовности судили по языковому богатству и отношению к родной речи.
С интересом были заслушаны доклады учителя русского языка и литературы гимназии «Марем» П. Горбаковой, учителя русского языка и литературы лицея №1 Магаса Е. Банхаевой, учителя русского языка и литературы СОШ Али-Юрта
Л. Костоевой, учителя русского языка и литературы СОШ №7 с.п. Орджоникидзевское С.Умаевой, учителя русского языка гимназии Назрани
Т.Ажиговой.
Выслушав и обсудив доклады выступавших, констатируя, что изучение русского языка является определяющим условием формирования национального самосознания и становления личности подрастающего поколения, отмечал, что в практике преподавания русского языка не всегда уделяется должное внимание развитию речевой культуры учащихся. Участники конференции приняли следующую резолюцию:
1. Акцентировать внимание учителей-словесников республики на необходимость популяризации и мотивации изучения русского языка как государственного языка международного и межнационального общения.
2. Совершенствовать профессиональную подготовку учителей начальных классов, русского языка и литературы в области методики преподавания русского языка и литературы.
3. Активизировать работу по внедрению новейших информационных технологий в сфере изучения русского языка и литературы.
4. Рекомендовать образовательным учреждениям разработать и внедрить в практику тематические классные часы, внеклассные мероприятия и родительские собрания, посвященные русской культуре, рядом с которой существует наша национальная культура.
5. Привлекать к активной работе и более широкому участию в различных форумах, конференциях, круглых столах молодых преподавателей русского языка и литературы.
6. Поощрять учителей русского языка и литературы, достигших успехов в научно-исследовательской работе и проектной деятельности обучающихся по развитию языковой культуры в республике.
Мадина КОДЗОЕВА
Изменим жизнь к лучшему
Месяца два назад наша газета подняла тему некачественного обслуживания пассажиров на назрановском маршруте №13. Речь шла о том, что салоны почти всех «Газелей» обветшали и фактически непригодны для пассажироперевозок. Реакция на визит корреспондента «Сердало» и последующую публикацию от руководства автотранспортного предприятия последовала незамедлительно.
Публикация была признана объективной. И было заявлено, что предприятие не имеет возможности заменить ветхие транспортные средства, но недостатки будут устранены по мере возможного. В действительности определенные попытки в этом направлении были предприняты. Но это сравнимо с несколькими стаканами воды во время большого пожара.
И вот на днях встретилась одна из этих маршруток и сразу привлекла внимание большими красными цифрами «13» на лобовом и боковом стеклах. Все «Газели» на 13-м маршруте желтого цвета и только одна белого цвета. И это единственная приличная маршрутка изнутри и снаружи на данной линии. И только у этой белой маршрутки номер маршрута помимо трафарета обозначен вдобавок большими цифрами на переднем стекле и с боку. И вот такой же «почерк» еще у другой маршрутки. Но самое интересное и приятное открылось при посадке – салон полностью обновлен лучшим образом.
- Салоны всех ваших «Газелей» так же преобразились? – на одной из остановок поинтересовалась у водителя корреспондент «Сердало».
- Не знаю. Я отвечаю только за свою машину. Недавно в нее пересел с белой «Газели» этого же маршрута. Она в таком виде находилась – стыд и срам. Вот и обновил своими силами.
Пересел с «Газели» белого цвета №13!
Теперь все ясно откуда взялись большие цифры маршрута в дополнение к трафарету издалека без труда можно разглядеть номер маршрута и почему в салоне просторно, чисто, комфортно, что для наших микроавтобусов большая редкость. Хотелось бы узнать имя водителя – человека, которому небезразлично общественное достояние и для которого слова «человек красит место» имеют реальное воплощение.
- Иса Гаркуев
Остается надеяться, что созданный Исой прецедент получит продолжение. И не только на государственном автотранспортном предприятии, в ведении которого находятся «Газели», обслуживающие маршрут №13 Назрани, но и среди водителей, занимающихся перевозкой пассажиров в частном порядке.
Мадина КОДЗОЕВА
«Сердало»
нам бы свой язык сохранить..........,
Отправить комментарий