Шейх Батал Хаджи:«Вставай, брат, быстро, это же знание, и больше не делай так!»

Из числа этих праведников-овлияов был великий сын ингушского народа Шейх-Устаз из с.Сурхахи Батал-Хаджи Белхороев! Ему было уготовано судьбой нести свет истинной веры в лачуги безграмотных горцев, ещё недавно находившихся во власти языческих верований своих дедов и отцов.

Эта тема закрыта для обсуждений

Великий Шейх из Сурхахи родился в 1824 г. в местечке Сомйох около с. Г1ажар-Юрт (с. п. Нестеровское) в семье горца Анарбека Белхороева. С самого раннего детства остался он без родителей. Ему не было и семи лет, когда умерла мать, вскоре не стало и отца. Сводные братья отдали его на воспитание родственникам по материнской линии в Чечню, где он провел восемь-девять лет. Это было время, когда Кавказская война шла к своему завершению. Для молодого Батала борьба за чистоту религии стала смыслом жизни, только в вере в Аллаха он видел смысл своего дальнейшего существования на земле. Однако, преследуемый врагами, он вынужден был еще около десяти лет скрываться в горах и лесах, ведя жизнь полную опасностей и лишений.
В то время в Чечне в с.Илисхан-Юрт жил святой Шейх-Устаз Кунта-Хаджи, сын Киши, распространявший свет истинной веры на территории Чечни и Ингушетии.
Возмужавший и окрепший в борьбе и лишениях, Батал часто бывал у Святого Устаза Шейха Кунта-Хаджи, советовался с ним по многим волнующим его вопросам.
Однажды, в очередной раз посетив его, он спросил: «Где бы мне свить свое гнездо?». И услышал в ответ: «В Сурхахах!». Так, по воле Аллаха Милостивого и Милосердного проповедник Слова Божьего, борец за чистоту Веры Святой Устаз Батал-Хаджи оказался на западной окраине Ингушетии и осчастливил своим присутствием маленькое ингушское село Сурхахи.
В 1859 г. еще до пленения Шамиля, Святой Устаз Кунта-Хаджи отправился к святым местам в Мекку и Медину. Там он провел три года. Возвратившись оттуда, начал проповедовать святое учение – Тарикат, основоположником которого является Абдуль-Кадар-Гилани-Шейх, живший в XII веке в Ираке.
К нему стали приезжать люди из разных уголков Кавказа, из самых отдаленных мест, терпя лишения и преодолевая большие трудности, с одной лишь целью – принять тоба у Святого Устаза!
Особенно много было ингушей, так как высокие идеалы нравственности, порядочности и человеколюбия, проповедуемые Святым Устазом, соответствовали общепринятым нормам морали, традициям и обычаям ингушского народа.
Однажды к Святому Устазу Кунта-Хаджи прибыла большая группа людей из Ингушетии. Во время беседы с ними он указал на стоящего рядом с собой человека и спросил: «Вы знаете этого человека?» «Нет, а кто это?» – спросили они в ответ. «Воистину, это Устаз, Шейх из Сурхахов - Батал. Отныне вы можете обращаться к нему за советом и принимать тоба», - сказал он.
С тех пор ингуши стали принимать тоба Батал-Хаджи. В числе первых были представители сел Насыр-Корт, Сурхахи, Ачалуки.
Обращаясь к человеку, решившему принять тоба, Святой Устаз Батал-Хаджи обязательно спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?» И лишь получив утвердительный ответ принимал человека в свое братство.
Надо сказать, что учение, распространяемое Святым Устазом из с.Сурхахи, так же как и учение Устаза из Илисхан-Юрта, было Кадарийским Тарикатом.
Оба великих Устаза говорили своим последователям: «Не может посланник Аллаха (с.а.с) сказать что-либо от себя, кроме как от Аллаха, Творца своего, не может Устаз сказать что-либо от себя, кроме как от Пророка своего, не может мюрид сказать что-либо от себя, кроме как от Устаза своего. Иначе вечное проклятие ляжет на них».
Они требовали от своих последователей неукоснительного выполнения требования Святого Корана, Сунны пророка Мухьаммада (с.а.с). Святой Устаз из с.Сурхахи часто повторял своим последователям: «Вы знаете, каким должен быть мусульманин? Если в силу каких-то причин он согрешит, то должен тут же пожалеть об этом, попросить прошения у Всевышнего и каждый день стремиться к хорошему, всеми силами избегая греховного. Возможно, Аллах простит его».
Святой Устаз Шейх Батал-Хаджи из с.Сурхахи был очень скромным в быту и жил плодами своего труда. Своим последователям он говорил: «Не смотрите на чужое добро. Воистину нет ничего лучше пропитания, добытого честным трудом, своими руками».
О доброте и человеколюбии его до сих пор сохранилось очень много преданий. Он всегда был рядом с теми, кто нуждался в помощи, был одинаково милостив к людям и животным. Весь его земной путь изобилует примерами, подтверждающими это. Божья благодать исходила от него. Даже больной человек, проведя рядом с ним некоторое время, чувствовал невероятное облегчение от недуга. К великому сожалению, наш бедный язык и скудный разум не в состоянии в полной мере понять, осмыслить и выразить все те качества, которыми обладал Великий Устаз из Сурхахи. Нам остается только судить о его Миссии по его многочисленным благочестивым высказываниям, действиям, поступкам.
Он говорил своим сподвижникам: «Если вы, где бы то ни было, увидите людей, ссорящихся, из-за чего бы то ни было, то немедленно идите к ним и разведите их».
Постарайтесь рассудить их, неправому скажите, что он неправ. Если слова не помогут, постарайтесь силой унять его, если и сил не хватит, чтобы унять его, скажите ему: «Я не хочу попасть с вами в Ад, хотите туда - дорога для вас открыта», и оставьте его, кем бы он вам не приходился, и на вас не будет греха. Неправому говорите, что он неправ. Правому говорите, что он прав. Воистину, тот, кто свидетельствовал неправильно, будет проклят и тот, кто не свидетельствовал правильно, тоже будет проклят».
Так, не силой, не угрозами, а исключительно Словом Божьим наставлял он людей на путь истинный.
Святой Устаз часто повторял своим последователям: «Если вы услышали, что умер ваш брат мусульманин, а вы в это время работаете, то не тратьте время даже на то, чтобы опустить поднятый топор, бросайте его, если он находится сзади - назад, спереди - вперед, и поспешите на похороны, чтобы проводить в последний путь своего брата мусульманина».
Святой Устаз обозначил 14 вещей, семь из которых сделал обязательными для исполнения (ваджаб), и семь из которых сделал запретными (харам) для своих последователей. Ваджаб: шахьадат, ассалат, ассовм, аззакат, алхадж, солидарность с правоверными, исполнение шариата. Харам: курение, пьянство, блуд, воровство, подлость, клятвопреступление, доносительство.
С вятой Устаз говорил: «Истинный мусульманин должен олицетворять собой честность, порядочность, мужество, благородство, высокую нравственность, чистоту в делах и помыслах. Тот, кто не в ладах с этими требованиями, нам не брат и нам с ним не по пути».
1. Шейх-Устаз из Сурхахи говорил своим последователям: «Знания и ум человека, к сожалению, бессильны объять необъятное, и ему не понять сущность Аллаха, и поэтому Всевышний через своих посланников ниспосылает свои откровения людям и джинам. Милость его безгранична, только сотая доля откровений ниспослана на землю, остальные 99 долей ждут праведных мусульман в мире ином. Мухьаммад (с.а.с) является «печатью пророков», последним пророком, посланным Всевышним на Землю. И мы, истинно веруя, повторяем: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухьаммад пророк Его»!
2. Особое внимание Святой Устаз обращал на своевременное исполнение обязательной пятикратной молитвы. Он говорил: «Каждая молитва-намаз имеет свое название и свое время, которое должно неукоснительно соблюдаться. Намаз надо исполнять, тщательно соблюдая все требования Ислама. Правильно и своевременно исполненный намаз облагодетельствует вас».
Праведник говорил: «Если мусульманин, проснувшись утром, даст взойти солнцу, не сотворив утреннюю молитву-намаз, то ему нет нужды тратить воду». Смысл этого высказывания нет нужды даже пояснять.
В с.Сурхахи жили люди, которые пять раз в день совершали джума-намаз (джамаат - общественный, в обществе). Святой Устаз про них сказал: «Воистину они являются защитниками нашими перед Всевышним, так как благодать Божья нисходит на то место на земле, где совершается джамаат». Праведник сам никогда не упускал возможности совершить джума-намаз. Он часто говорил: «Если вы пойдете на пятничную молитву при условии, что вам дадут полную мечеть золота, то идите, так как благодать Божья, которая нисходит на совершающих пятничную молитву, больше этого золота». Так же он говорил: «Если человек пропустит без уважительной причины три обязательных пятничных молитв, то есть опасность, что он может стать безбожником. Каждый человек, которому исполнилось 15 лет, должен молиться».
Святой Устаз говорил: «Молитва есть основа Веры, и для надлежащего ее исполнения надо приложить максимум усилий, так как правильно совершенная молитва благоверного мусульманина – это дорога в Рай.
3. «Абсолютно все, что не очищено уплатой Зяката, для вас является харамом»! – говорил Святой Устаз своим мюридам.
Однажды он поднял с земли кукурузный початок, очищенный от зерна, показал его окружающим и сказал: «Вот с чего не полагается Зякат».
4. Святой Устаз говорил: «Если человек нарушает хоть один день поста в месяце Рамадан, то он не сможет его компенсировать, если даже будет поститься всю жизнь». Особое внимание он обращал на своевременное разговение, не откладывая на позднее время, говоря, что посланник Аллаха (с.а.с) поступал так же.
5. Батал-Хаджи сказал: «Хадж – один из столпов Ислама, и выполнить его, если для этого имеется возможность, обязанность каждого мусульманина. Аллах Всемогущий прощает совершившему Хадж все его предыдущие грехи».
Он говорил: «Не сойдет паломник с горы Арафат, кроме как очистившись от всех своих грехов».
6. Святой Устаз говорил своим последователям: «Воистину самое лучшее на Этом и Том свете, это когда мусульманин с чистым сердцем и любовью смотрит на своего брата мусульманина, протягивает ему свою правую руку для рукопожатия и говорит ему: “Мир вам, милость Аллаха и Его благословение”, а приветствуемый отвечает своему брату мусульманину: “И вам мир, милость Аллаха и Его благословение”. Если бы вы знали силу этого приветствия! Сотни и сотни, тысячи и тысячи, бесчисленный сонм ангелов повторяет эти слова вслед за ними, и несутся к престолу Всевышнего, моля Его о милости и благословении всем праведным потомкам Адама. Может ли быть что-либо лучше этого?»
«Что бы между вами не случилось, из-за чего бы не возник спор, при разборе вы должны руководствоваться нормами Божьего закона – Шариата», - говорил он своим последователям.
Он не уставал повторять: «Я свидетельствую вам, тот из вас, кто, будучи даже правым, уступит во имя Аллаха, получит вознаграждение за это на Том и Этом свете, во много раз лучшее уступленного вами».
7. Святой Устаз говорил: «Я распространяю свет учения посланника Аллаха (с.а.с), вы же, мои последователи, должны уподобиться его соратникам-асхабам и распространять этот свет дальше».
8. Святой Устаз категорически запретил своим мюридам курение табака.
Он сказал своим мюридам: «Аллах не разрешает своим творениям наносить себе увечья, табак же увечит не только курильщика, но и всех вокруг. Это большое зло. Пройдет много времени, пока люди поймут это. Какого большого зла они избежали бы, если бы послушались нас сейчас».
9. Точно так же Батал-Хаджи запретил своим последователям потребление спиртных напитков, под каким бы то ни было предлогом. Нет никакого секрета в том, какой вред пьянство наносит всему человечеству. В России это, например, является бедствием национального масштаба.
10. Вопрос о том, к чему приводят беспорядочные половые отношения, даже обсуждению не подлежит. Это бедствие не российского, а мирового масштаба. Разрушение семьи, страшные болезни, ужасные преступления стали чуть ли не нормой во всем мире.
11. Святой Устаз категорически запрещал своим мюридам присвоение чужого имущества, под каким бы то ни было предлогом. Он говорил своим последователям: «Если кто-либо съест украденное у мусульманина, то в этом мире он заслуживает отсечения руки, в том мире гореть ему в Аду, молитва его не будет принята, все в его доме становится харамом». Его спросили: «Можно есть краденное у не мусульманина?» «Конечно, нет, – был ответ. - Мусульманин, может быть, и простил бы вам в Том мире украденное, не мусульманин, возможно, не сделает это никогда». Однажды его спросили: «Что есть кража?» «Если, идя куда-то по своим делам, вы увидели лежащую вещь и прежде чем поднять ее оглянулись по сторонам, не видит ли вас кто, то какая бы малость это ни была это будет кражей», - ответил праведник.
12. Святой Устаз запретил обманывать даже обманувшего тебя раньше. Он говорил: «Нет большего зла для честного человека, чем потерянное доверие кого бы то ни было, даже если этот человек сам является обманщиком».
13. «Клятвопреступник – величайший из грешников и ему уготован Ад», - говорил Он своим мюридам.
14. «Никогда не выдавайте секреты людей и не разглашайте их недостатки, ведь это недостойно мусульман», - говорил Святой Устаз.
Отправляясь к месту последней ссылки, Святой Устаз в задумчивости остановился на последней ступени вагона, потом обернулся к своим провожатым и сказал: «Я благословляю вас всех и прощаю вам все грехи и обиды, кроме тех людей, кто вольно или невольно предавал своих братьев-мусульман. Ибо человек, который доносит и выдает чужие секреты, подобен гремучей змее и свинье, и даже хуже их».
Аллах сказал: «Если человек скроет недостатки людей, которые знает только Аллах и он сам, в Судный день Аллах скроет часть недостатков этого человека, если же выдаст, то Аллах вскроет недостатки этого человека, которые знает только Аллах и он сам!». Нет в мире ни одного человека без единого недостатка, ведь у каждого человека есть свой внутренний мир. Каждый имеет право на свободу совести, никакой закон, никакое право не требует от нас попрекать друг друга недостатками, поэтому нужно ценить и беречь каждого.
Значимость братства мусульман Хаджи оценил высоко. Это показывают его следующие слова: «Молитвы, которые вы совершаете, и зикр, который вы произносите, оставляя братство без внимания, будет стоять там где-то на небесах, не доходя до Всевышнего. То, что повелевает Аллах и нравится мне – это братство среди вас». Почему Хаджи акцентирует внимание на братское отношение среди мусульман? Потому что без этого религия не может сохраниться, не может быть совершенной, полной, достаточной. Когда отсутствует братство, люди разделяются на богатых и бедных, слабых и сильных, здоровых и больных, грамотных и безграмотных. Сколько их? В результате образуется нездоровое общество. Вот именно поэтому Ислам возложил на нас братство.
В один прекрасный день Батал-Хаджи возвращался домой, решив один спорный вопрос. Он сказал своему спутнику: «Для разрешения спора достаточно двух людей с чистыми сердцами». Сам Хаджи всегда спешил к такому делу. Ему было не по душе, когда люди враждовали между собой.
«Если возникнет среди вас какой-то вопрос, то решите его по Корану и сунне Пророка. Если кто-то схватил твою шапку и не хочет возвращать, говоря: «Решим вопрос по шариату», и, если ты откажешься идти, а после не согласишься с тем, что вынес шариат, это является признаком неверия», - сказал Батал-Хаджи.
Хаджи всегда осуждал воровство. Он сказал: «Всевышний повелевает, Пророк учит, и я говорю вам оставить воровство!» Однажды, собрав людей, он сказал: «Последствия воровства будут чреватыми, я собираюсь возвести мольбу, чтобы последствия воровства пошли против того, кто его совершает». Вознеся свою мольбу, Батал-Хаджи сказал: «Всевышний, возможно, внял моей мольбе, и с сегодняшнего дня, если кто-либо совершит воровство, его последствия окажутся против него самого, или против его потомков. А тот, кто разбогател от воровства, находится в опасном положении перед Всевышним».
«Не только верующего, но даже и неверующего не обманите», - сказал Хаджи. А посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не обмани того, кто вверил тебе что-то, и если кто-то тебя обманул, то не отвечай ему тем же».
Краткость сего повествования, к сожалению, не позволяет донести до читателей все благочестивые высказывания и богоугодные дела Святого Устаза. Хаджи из с.Сурхахи обладал глубокими знаниями. Он говорил: «То, что мне известно – это хорошо, а услышав, что где-то есть знания, непознанные мною, я устремился бы туда, даже если мне пришлось бы ползти на коленях».
Батал-Хаджи сказал: «Боюсь, что глупый человек попадет в Ад. А между глупым человеком и огонью Ада преград всего лишь в толщину яичной скорлупы. Тот, кто считает, что его разум достаточен, тот заблудился, клянусь величием Аллаха, мне не нужен разум, который не признает народ».
Один из людей, который посетил Хаджи в ссылке в Козельске, присел, подложив газету. Устаз воскликнул: «Вставай, брат, быстро, это же знание, и больше не делай так!»
Царская администрация дважды безвинно высылала Батал-Хаджи вместе с семьей в г.Козельске Калужской губернии. В первый раз в 1892 году. Там он провел пять лет. Вернувшись из первой ссылки, Батал-Хаджи отправился в путь, чтобы совершить Хадж в Мекку и Медину.
Девяностолетний шейх во второй раз был сослан в 1911 году. На этот раз Хаджи провел там три года.
После непродолжительной болезни, в 1914 году, осенью, находясь в ссылке в г.Козельске Калужской губернии, Шейх-Устаз из с.Сурхахи Батал-Хаджи перешел в мир иной.
25 октября 1914 г. его тело было предано земле в с. Сурхахи при большом стечении народа. На месте погребения сегодня находится «Зиярат» Святого Устаза Шейха Батал-Хаджи.
Так окончился многотрудный земной путь Святого Устаза Шейха Батал-Хаджи.
В заключение хотелось бы привести здесь одно из его высказываний, которое он неоднократно повторял:
«Сказал как-то посланник Аллаха (с.а.с): «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!»
Посланника Аллаха (с.а.с) спросили: «О, посланник Аллаха, когда два человека встречаются, кто из них приветствует другого первым?»
«Тот, кто ближе к Аллаху Всевышнему».
Это было жизненным принципом Святого Устаза, алима, мыслителя и праведника. Этому он учил других.
Мир Ему, Милость Аллаха и Его благословение да будет с ним, с его последователями, потомками и с нами!
Аминь!!!

Разработано tikun.ru © 2009 - 2021