Рукописи горят
Для Северного Кавказа, пережившего за последнюю сотню лет несколько войн и раздираемого противоречиями сейчас, актуальны проблемы сохранения исторических ценностей. О судьбе культурного наследия народов Северного Кавказа в вооруженных конфликтах и социальных катаклизмах рассказывает историк и политический деятель, академик АН Чеченской Республики Явус Ахмадов.
Значительная часть нашего культурного достояния была утрачена во времена Второй мировой войны, после депортации чеченцев и ингушей, ликвидации республики. Тогда государство официально уничтожало все, что было издано на чеченском и ингушском языках, все, что было связанно с историей и культурой народа. Вплоть до того, что название народа вычеркивалось из энциклопедий, справочников. По замыслу сталинских чиновников, мы должны были исчезнуть с лица земли. Слава Богу, этого не произошло.
Когда-то каждый уважающий себя мулла в Чечне имел обширную личную библиотеку, где хранились исторические и богословские рукописи, печатные книги на чеченском языке, переводы. Все это было утрачено безвозвратно, их безжалостно сжигали сотрудники НКВД во время депортации.
Лишь после возвращения чеченцев и ингушей на родину удалось восстановить в фондах музеев то немногое, что уцелело от рук НКВД. Во многом благодаря героическому подвижническому труду семей русских интеллигентов, работников библиотек, музеев. Они хранили довоенные печатные издания на чеченском языке, музейные экспонаты, прятали. Так были спасены и возвращены в музейные фонды несколько сот книг и уцелевшие предметы культуры, быта народа.
Позже восстановленному республиканскому музею были переданы экспонаты из Государственного этнографического музея СССР, которые сохранили его сотрудники. Ученым в голову не пришло последовать примеру НКВД, которые выносили экспонаты республиканского музея во двор и предавали огню.
Однако нужно отдать должное и советской власти. Именно в то время был сделан большой шаг вперед в изучении и сохранении культурного наследия. Если до революции представление о народах Северного Кавказа в России были весьма поверхностны, то в СССР началось серьезное изучение, документирование.
Так, в дагестанском Институте истории языка и литературы имени Гамзата Цадасы собран самый значительный на Северном Кавказе фонд рукописей, в основном арабо-, тюрко- и ираноязычных. Они достаточно полно отражают социально-экономическую и общественную жизнь народов Дагестана, начиная едва ли не с четырнадцатого века.
В Армении существует всемирно известное хранилище древних рукописей Матенадаран. В нем собран ряд древнейших документов, исторических сочинений в основном на армянском языке, посвященных событиям на Ближнем Востоке, Персии, Армении, Грузии, есть и упоминания о Северном Кавказе.
Другое большое собрание документов по культуре и истории Кавказа находится в Грузии, в историческом музее и государственном архиве, где хранятся материалы, описывающие положение дел на всем Кавказе в XIX и XX веке. Есть и более древние тексты на грузинском языке, относящиеся к XI - XII векам, где содержаться сведения о народах Северного Кавказа.
Фото: Chechnya.in
Благодаря труду дагестанских арабистов, таких как Тимур Айтберов, было издано около десятка документов на арабском, исходящих от чеченских князей и алимов XVIII-XIX веков.
К великому сожалению во время первой и второй чеченских войн значительная часть фондов музеев, краеведческого и художественного, была уничтожена или захвачена мародерами всех мастей. Большая часть культурного наследия народа утрачена. Что-то было сожжено, что-то украдено и вывезено за границу. Например, только чудом на дагестанской таможне удалось пресечь вывоз за границу известной картины «Пленение Шамиля».
Когда-то я работал в республиканском музее и помню, сколько старинных дамасских, иранских, дагестанских, чеченских клинков хранилось в запасниках. Эта уникальная коллекция утрачена безвозвратно. Одно время историческое оружие пользовалось популярностью на Западе, чеченские клинки вывозились за границу массово.
В боевых действиях был поврежден ряд памятников архитектуры, занесенных в мировые реестры. Боевые, жилые башни и склепы использовались противоборствующими сторонами по их историческому назначению, в них укрывались, вели перестрелки. Впоследствии нашему министерству культуры и музейщикам пришлось долго реставрировать памятники архитектуры.
Лишь небольшую часть произведений искусства нашего народа удалось впоследствии найти в развалинах музеев, архивов. В течение нескольких лет их реставрировали в мастерских ряда музеев Москвы. Позже эти экспонаты были возвращены в Чечню.
Сейчас в республике проводится большая работа по восстановлению культурного наследия. Недавно был открыт Национальный музей Чеченской республики. Оборудовано новое здание, где можно выставить практически все экспонаты, имеющиеся в наличии. По документам из центральных архивов страны наши ученые по крупицам восстанавливают уничтоженный республиканский архив.
Понемногу накапливаются фонды с предметами быта, орудий труда, оружия. Что-то из раритетов выкупается, что-то приносят музею в дар.
Я думаю культура Чечни сейчас в надежных руках, у нас на данный момент довольно сильное министерство культуры, возглавляемое Дикалу Музакаевым, народным артистом республики и заслуженным артистом России. Национальный музей возглавляет Ваха Асталов, также умелый и талантливый руководитель.
Проблемы Чечни актуальны и для других республик. К сожалению, я не большой специалист по истории культуры всех народов Северного Кавказа, но можно с уверенностью сказать, что проблема утраты культурного наследия в политических перипетиях касается всех народов.
В последнее время в республиках Северного Кавказа налаживается планомерная работа по восстановлению утраченного культурного наследия. Есть научно-исследовательские институты, которые занимаются историей и этнографией своих народов. Например, у нас в Чечне есть Национальная Академия, в Дагестане есть специализированный центр РАН.
Сегодня первостепенной задачей в вопросах сохранения исторического наследия является сближение народов через развитие взаимопонимания и взаимодействия российской и национальных культур.
К сожалению, даже в СССР эта работа имела планово-отчетный характер. А после перестройки была заброшена и она. Сейчас кое-какая работа ведется, проводятся фестивали, выставки, но бессистемно, от случая к случаю. Дальнейшее развитие межкультурного диалога нам крайне необходимо.
http://kavpolit.com/
Из чеченского народа вышли именитые религиозные деятели... Сегодня происходит какой-то надлом,какая-то третья сторона мутит что-то,а мы поддаемся.Народам не нужны трения.Обидно.
Отправить комментарий