РАССКАЗ ДНЯ
Зима. Горная дорога, покрытая льдом и окутанная снежным туманом. На медленной скорости едет автомобиль с возвращающимися с похорон пассажирами. По пути ведется обычный разговор о суете жизни, о проблемах… Мимо мелькают суровые заснеженные горы. И вроде все как обычно, все идет так, как и планируется.
Но вдруг колесо соскальзывает с ледяного бугра, автомобиль теряет управление и катится к обрыву…
А дальше ущелье высотой около ста метров и горная река внизу. Все оцепенели и ничего не могут ни сделать, ни сказать. Но… Велик Аллах! Водитель вдруг стал вращать рулем, и машина возвращается на дорогу (надо отметить, что водитель имеет опыт вождения не более двух лет). Уже после, один из пассажиров вспоминает: «Преславен Аллах! Все происходило в течение нескольких секунд, в полном недоумении обо всем, но лишь мысли о неисполненных надеждах и планах крутились в голове: «Ведь столько планов, столько еще надо сделать, и не сделано. Неужели я сейчас умру?!» … Но почему так? Не потому ли, что эти надежды были тем, что заполняло сердце на тот момент?»
Был обычный день, обычный путь, обычные люди… Все то, что имеет место быть каждый день на этой земле. Необычно лишь то, что мы – смертные забываем, что смерть предопределена для каждого из нас и все мы на пути к ней. Мы забываем, что жизнь – это всего лишь путешествие, билеты куплены, каждый в пути, и пункт назначения – Вечность к Господу миров. Но лишь от того, как будет пройден этот путь, зависит исход – Вечность в Раю или Вечность быть топливом для Огня. Но грехи, надежды на этот мир, слабости души, любовь к запретному, гордыня и т.п. оружие шайтана – все это накапливается в нас в течение этого путешествия, и мы начинаем забывать: кто мы, для чего мы созданы и в чем наш исход.
Человек помнит лишь то, что поминает, а поминание хранится в сердце и мыслях. Казалось бы, разве может у мусульманина возникнуть трудность с произнесением шахады перед смертью? Но сколько случаев встречи со смертью доказывают обратное, когда человек не только не может произнести шахаду, но даже отказывается (Да убережет нас Аллах!). Когда тот, кто любил музыку напевает в момент смерти, тот, кто любил спиртное молит подать ему стакан, тот, кто любил деньги сжимает их в объятьях, не желая расставаться с ними, тот же, кто обожествил для себя услады этого мира, а потом не получил от него желаемого, заканчивает самоубийством… И все это реальные факты исхода жизни людей, и самое страшное, когда такое происходит с мусульманами. Но каждый считает, что с ним подобное не может произойти. Но откуда эта уверенность? Нам кажется, что мы все контролируем, мы молоды и полны сил, мы пока различаем хорошее от плохого и еще успеем покаяться, и исправить свои дела. Но разве те, кого постигла худшая смерть, полагали, что они завершат таким образом свой жизненный путь? Нет, просто человек забывает…
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Но нет! Когда она (душа) достигнет ключицы, будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?» Он (умирающий) поймет, что наступило расставание. Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване), и в тот день его пригонят к твоему Господу» (Коран. 75:26-30).
Секунды и сантиметры, и по воле Всемогущего за тобой преграда, отделяющая от этого мира навсегда. Все остановилось и закончилось, и ничего невозможно сделать… Впереди отчет перед Господом и книга жизни, в которой ничего не упущено, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран. 99:7-8).
Только задумайтесь как это страшно, когда уже ничего невозможно изменить и исправить…
Умар ибн абд аль-Азиз однажды после похорон подошел к одному старцу и сказал: «О шейх, думаешь ли ты, что этот покойный мечтает вернуться, чтобы совершить благие дела и покаяться перед Всевышним?» Старец ответил: «Да, клянусь Аллахом!». Умар сказал: «Так что же с нами?! Почему мы не можем быть подобны ему…»
Потому что человек забывает о главном…
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои только в День воскресения. И лишь тот, кто будет удален от Огня преуспеет, а жизнь эта только ослепляет» (Коран. 3:185).
В суете дней поглощенность мирскими проблемами заставляет нас забывать о нашем предназначении в этом мире. Они занимают наши мысли каждую минуту, час, и так день за днем незаметно для нас это превращается в постоянное поминание, которое захватывает разум и сердце. Человек слаб и в этой забывчивости он перестает замечать и свои грехи, а если и замечает за собой проступки, то они кажутся ему вовсе незначительными и в его глазах не имеют особого веса. Но почему так происходит?
Имам Авза’и сказал: «Не смотри на незначительность греха, однако смотри на величие Того перед Кем ты ослушаешься». Преславен Аллах! Так можно ли осознавая величие Всемогущего считать свое ослушание Ему незначительным? Нет! И только незнание своего Господа, Его атрибутов и качеств, оставление своей религии и пренебрежение даже малым одобряемым и порицаемым в шариате – приводит человека к беспечности, заставляя забыть о Том, Кто Истинный и Справедливый Судья, Следящий за ним постоянно. Человек начинает мерить свои грехи своими же весами, которые всегда несправедливы по отношению к нему, вводя его в заблуждение о своих делах. Постепенно пренебрегая, как он считает, малым ослушанием, человек вовсе перестает различать запретное от дозволенного, и преступает границы установленные Всевышним Аллахом. Но если человек возвращается к своему Господу, искренне раскаиваясь и стремясь исправиться, Всевышний обещает простить ему даже гору грехов! Но и тут шайтан постоянно наущает ему «Как-нибудь потом… Ты еще успеешь покаяться…». И человек опять забывает…
И так человек продает свою душу либо за этот мир, либо за вечный. И когда эта преходящая жизнь занимает его разум, а сердце покрыто ржавчиной грехов и заполнено поминанием мирского, то душа забывает о своем Господе. Такая душа привязана к этому миру, и не желает вспоминать о смерти, и тем более боится ее прихода, тогда как только преступив смерть ей суждено вернуться к Всевышнему Аллаху. Так неужели тот, кто искренне стремится к Любимому, не будет помнить и готовиться к тому, что вернет его к Нему?
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: «Какой из верующих лучший?» Он ответил: «Тот, кто наиболее часто вспоминает о смерти и кто наиболее упорно готовиться к ней».
Разве будет человек, отправляясь в путь к желаемой цели, брать с собой мусор и оставлять полезные припасы? Конечно, нет. Так имеет ли право тот, кто считает себя идущим по Прямому пути, стремясь к Всевышнему Аллаху нагружать себя грехами и тленным мирским, оставляя то, что приведет к довольству Аллаха, или же он полагает, что успеет во всем? Но ведь не может быть в одном теле двух сердец, или в одном сердце две любви! Человек любит либо Аллаха и ради Него, либо этот мир и ради него! И поистине, дела сегодня, а награда завтра, и у каждого в запасе лишь то, что успеет совершить сегодня, а когда наступит завтра, знает только Всевышний Аллах.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «А что произойдет, когда Мы соберем их в тот день, в котором нет сомнения, когда каждая душа сполна получит то, что она приобрела, и когда с ними не поступят несправедливо?» (Коран. 3:25).
«В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» (Коран. 3:30).
Каждый новый день – это шанс, и за этот день человек либо приблизится к Раю своими благими делами, либо отдалится от него своими грехами. И богобоязненность будет лучшим его приобретением, а твердость веры лучшая подготовка ко встрече с Господом. Ведь даже начав новый день никто, кроме Аллаха, не может знать наступит ли для него следующий час, выйдя из дома – вернется ли обратно… А самое главное – не знает успеет ли достичь довольства Всевышнего Аллаха, успеет ли собрать припасы к Дню Отчета.
Посмотрите, как бежит время… День проходит совершенно незаметно, и день за днем пролетает год, не успев проводить этот Рамадан, уже наступает следующий. И все мирское проходит также незаметно: проблемы, тревожащие сегодня, спустя некоторое время уже не актуальны; то, что радовало вчера, сегодня оставляет быть равнодушным, а в день отчета все это покажется нам еще более бессмысленным и пролетит перед глазами как один эпизод. И кого бы ни любил человек в этом мире, с ними все равно расстанется, и сколько бы ни накопил богатств, это все равно оставит, получив взамен лишь кусок ткани, которым прикроют его бездыханное тело… А в День воскресения каждый предстанет пред своим Господом одиноким, нагим и босым…
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро» (Коран. 79:46).
Но Всевышний Аллах не оставляет своих рабов без назидания, подвергая их испытаниям и показывая им на этом пути случаи, подобные рассказанной выше, чтобы опомнились и поминали Его Слово. Того же, кто поймет назидания и исправится, Всевышний Аллах ведет Прямым путем к лучшему исходу, а того, кто проходит мимо, не размышляя над своим бытием, Всевышний Аллах оставит блуждать в потемках до худшего исхода. И о таких беспечных Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (Коран. 23: 99-100)
Преславен Аллах! Могут ли эти слова оставить кого-нибудь равнодушным к своей жизни и смерти?! Можем ли мы после этих слов откладывать вечное и более прекрасное, выдвигая вперед преходящие блага мирской жизни? Ведь никто не знает, когда Ангел Смерти придет за ним, и позади него будет установлена преграда, а после этой преграды нет больше возможности совершать дела. И быть может та молитва, которую человек намеревается отложить окажется последней, а это время для него не наступит, быть может тасбих, который мог бы совершить, но не успеет, был бы решающим в День Суда, быть может милостыня, которую собирался когда-нибудь подать, но время уже пришло, перевесила бы Весы, быть может эта ночь была последней, когда мог бы быть близок к своему Господу в молитве… И сколько таких «бы» мы еще в силах осуществить сейчас с помощью Аллаха, не теряя драгоценное время бесполезно.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения (имея ввиду смерть)» «… а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напоминают ему о смерти.»
Но сегодня, к сожалению, и могилы не напоминают многим о смерти …
Человек слаб и нетерпелив, и, к сожалению, не может постоянно поминать и поклоняться Аллаху, но Всевышний сострадателен к Своим рабам и дал им множество возможностей достичь Его довольства. Обязательное из того, что Всевышний вменил Своему рабу, которое он выполняет искренне и должным образом, любимее всего для Аллаха, а то, что раб стремится делать более этого, еще больше приближает его к Всевышнему. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что даже час размышления над Величием и Могуществом Аллаха и всем, что он создал, лучше тысячи ракаатов добровольных молитв. Ибо когда человек помнит своего Господа и ощущает постоянное присутствие над ним, он будет бояться ослушаться Его, а совершив грех, поспешит покаяться, и будет довольствоваться тем, что Аллах дал ему и не огорчаться тому, чего Он лишил. Он будет стремиться совершать то, что любимо Аллаху руководствуясь Его Словом до тех пор, пока Аллах не приведет его к лучшей смерти и вернет к Себе. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что самое лучшее для верующего бояться Всевышнего Аллаха и надеяться на Его милость.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Трое последуют за покойным: его семья, его имущество и его дела. Но вернутся его семья и его имущество, а останутся с ним его дела».
Преславен Аллах! Человек так усердствует в приобретении домов, которые разрушатся, садов, которые высохнут, детей, с которыми расстанется, и которые ни чем не смогут помочь на смертном одре, но не усердствует в приобретении замков из золота, благоуханной земли и вечнозеленых садов, невиданных яств и украшений, и вечной близости с любимыми в Раю. Почему же он усердствует заработать деньги, чтобы приобрести тленное, но не усердствует заработать то, за что получит Вечный Рай?
Именно поэтому верующий должен помнить и поминать своего Господа, живя в подчинении только Ему. А частое напоминание о смерти поможет лучше поклоняться Аллаху, довольствоваться тем, чем Он наделил в этом мире, и больше каяться перед Ним, не дожидаясь особого момента.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Каждый раб Аллаха будет воскрешен в том состоянии, в котором встретит смерть».
И поистине, как объясняют ученые, каждый человек умрет на том, на чем он жил, и воскреснет на том, на чем он умер. Заблуждается тот, кто уверен, что в момент смерти обязательно сможет произнести шахаду и покаяться, и быть в том состоянии, что любимо его Господу. Ибо смерть всегда нежданна, а когда онемеет язык и все части тела будут неподвластны человеку на смертном одре, никто не сможет помочь ему и все только в воле Всевышнего. Мы же должны каждую секунду стараться жить в искреннем подчинении Всевышнему Аллаху и надеяться на благую смерть и успех в вечном мире, иншаллах. Ведь сатана лишь ослепляет нас мишурой этого мира, заманивая бесконечными надеждами, и оставляя в беспечности по отношению к своей душе.
Все мы находимся в опасности от испытания смерти, и даже самые праведные рабы Аллаха. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, наказывал помнить о ней и молить Всевышнего укрепить нас в жизни на Его пути и привести к лучшей смерти.
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» («Лицемеры», 9-11).
Да поможет нам Аллах посвятить свою жизнь Его довольству и приведет к лучшей смерти. Аминь!
Один вопрос почему Аминь с мягкой буквой на конце? Правильнее будет без мягкого Амин наверное. Тlеххьар алап "нун" доагlаци цигач?
Амин, я Роббиль1алямин. Амин я АрхьамаРоахьамин!
Отправить комментарий