Политолог: Кадырову укажут на ошибку в личной беседе
Принятие парламентом Чечни закона о включении в состав республики Сунженского района, который сейчас относится к Ингушетии, заставит Кремль вмешаться в территориальный спор двух соседей, полагают эксперты. Политолог Виталий Иванов назвал решение чеченских властей «юридически ничтожным» и выразил уверенность, что в этот раз федеральный центр Кадырова не поддержит.
Парламент Чечни принял закон о включении в состав республики Сунженского района, который до сих пор считался территорией Ингушетии. Чеченские парламентарии определили границы, опираясь на административное деление, существовавшее до объединения республик в 1934г.
Тогда практически вся территория Сунженского и часть Малгобекского районов входили в Чечню. В документе указывается, что закон не может иметь никаких юридических последствий, пока не будет принято решение на федеральном уровне.
Глава Чечни Рамзан Кадыров так прокомментировал принятие нового закона: «Между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия до сих пор отсутствует административная граница. Несмотря на это, ингушская сторона, вопреки указанию высшего руководства страны, провела межевание большинства территорий спорного Сунженского района, определив их как составную часть Республики Ингушетия. Нам же оставили только два населенных пункта». Глава Чечни заявил, что для решения этого вопроса были созданы согласовательные комиссии, однако сторона Ингушетии затягивает их работу.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в свою очередь заявил, что Сунженский район - это ингушская территория. Более жестко позицию республиканских властей выразил спикер ингушского парламента Мухарбек Дидигов. Чеченский закон он назвал «попыткой нарушить основы государственного устройства Ингушетии» и заявил, что соседи вынуждают республику «на ответные меры для защиты своей земли и своего суверенитета». Секретарь ингушского отделения «Единой России» Зелимхан Евлоев проинформировал о развитии ситуации секретаря президиума политсовета партии, вице-спикера Госдумы Сергея Неверова. В своем обращении Евлоев отметил, что «в случае развития событий по чеченскому сценарию ингушская сторона оставляет за собой право требовать территории Пригородного района и Правобережной части Владикавказа».
Стоит отметить, что впервые территориальный спор между соседними республиками в публичную плоскость перевел Кадыров в августе 2012г. Он заявил, что Ингушетия захватывает «исконно чеченские земли, в одностороннем порядке проведя размежевание». Кадыров обещал поставить вопрос об определении границ перед федеральным центром. Власти Ингушетии также выступили за решение этого вопроса. Однако если чеченская сторона настаивает на проведении границы по линии, принятой еще до объединения республик в 1934г., то в Ингушетии полагают, что размежевание должно пройти по фактически сложившейся на данный момент линии.
Руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов отмечает, что для изменения административной границы недостаточно волеизъявления чеченской стороны, даже законодательно оформленного. Необходимо согласие Сунженского района, Ингушетии и федерального центра. «Это решение не имеет юридической силы, оно призвано решить какие-то пропагандистские задачи, зафиксировать некую позицию. Я думаю, на полноценное присоединение власти Чечни не рассчитывают. Подобные истории уже случались: в 90-е была специфическая ситуация с Норильским промрайоном, он территориально относился к Красноярскому краю, но географически был внутри Таймырского автономного округа. Таймырским властям это не нравилось, они хотели получать налоги с никелевого комбината. И в одностороннем порядке таймырская дума приняла решение о присоединении промрайона. Им в дальнейшем разъяснили, что так это сделать невозможно», - рассказал Иванов «Клубу Регионов».
Политолог Александр Кынев назвал попытку чеченских властей в одностороннем порядке решить территориальный вопрос «существенным политическим риском». По его мнению, в ближайшее время на происходящее отреагирует Кремль: «Другой вопрос, что не факт, что реакция центра будет публичной. Не думаю, что центр заинтересован в публичном конфликте. На многие вещи есть реакция, но непубличная, как правило. Вопрос решат путем непосредственных звонков», - считает Кынев.
Виталий Иванов также полагает, что федеральные власти «разъяснят» чеченскому руководству «юридическую ничтожность» таких решений. «Думаю, и политическая реакция последует. Может быть, будут проведены какие-то консультации, вызовут руководителей, объяснят, что они неправы. Я думаю, категорически неверно говорить о том, что федеральный центр идет на поводу у Кадырова. Если федцентр бы Кадырову не противоречил, на Ингушетию оказали бы давление, убедили отдать территории, шла бы кампания в СМИ, что вот на Кавказе идет, мол, перераспределение территории в порядке оптимизации и бла-бла-бла», - считает Иванов.
При этом оба эксперта сошлись во мнении, что в настоящее время пойти чеченским путем и попробовать присвоить себе какую-либо соседскую территорию ни один регион РФ не решится.
http://club-rf.ru/
Жалко чеченский народ,который из-за необдуманных действий Кадырова может быть втянут непонятно во что... Бросая вызов нам,он плюет против ветра.
Почему Пригородный как-то относится к чеченцам?точнее к их свинскому правительству,давайте уж за весь народ не будем говорить.Пригородный это наш личный вопрос с осетинами!И он никак не касается кадырки.Что значит если это нам,то Сунженский и Малгобекский чеченцам????Где логика???Не пойму?Ингушетия,потом Дагестан,потом Осетия.Где пределы желаний этой безграмотной желтобородой козы??))Нельзя быть пассивными,пока мы будем спать,вся Ингушетия будет в составе Чечни
Если сердце доброе, то каким бы ни был острым язык, он не ужалит невиновного
Это всего лишь попытка наших """братанов"" обмануть нас и спровоцировать. У нас спорных территорий нет ни с Осетией ни с Чечнёй. Осетия нам должна и Чечне мы при Аушеве подарили три нас.пункта (Давыденко, Сернаводск и Ассиновская). А "книжки" абдурахманова- это фантастика из той же области, что книжки про "осетинскую" Аланию и расчитаны на не грамотных обывателей. Как говорится- чем грандиозней ложь, тем легче в неё поверить.
А то что нам они тычат Пригородным, это они хотят переключить часть нашего внимания в ту сторону.
Нужно было нашим предкам Ингушскую стену вокруг строить (Как Китайская) и вопросов бы сейчас не был)
Вместо башен )))
Если кто-то вас разгневал, значит, он вас одолел...
а вы не думали,что главы ЧРИ,РИ и кремль,совместно хотят поставить нас перед выбором " или мы отказываемся от малг. и сунж.р-онов и нам возврашают пригород. р-он. иливсе остается как есть и мы отказываемся от пригород. р-она". вам так не кажется?
Хотеть и мечтать могут там все кому не лень. Но мы знаем, что Пригородный наш и Сунжа с Малгобеком наши и никому мы их оставлять не собираемся.
Сейчас надо разобраться с ""братской"" республикой, и когда придёт время, ИншаАЛЛахь и с другой порешаем.
Согласен полностью с- ОРСХО ЗНАЮЩИЙ,. И добавил бы, что нельзя недооценивать значения информационных войн. Фактически мы к нам уже давно применяется информационная, не справедливая агрессия со стороны уже 2 республик. И занимать пассивную, оборонительную позиция не разумно, если мы не хотим быть аутсайдерами. Ведь кадыров уже пытается внести раскол в обществе Ингушетии, возьмём строительство мечети для одного из наших вирдов, или попытка посеять разногласия между нашими Ингушскими обществами (цечой, кхаькхалахой, тIаргимхой, фяппи, цхьорой, джIайрахой и т.д. ). Пока что мы видим скрытую агрессию и нельзя самонадеянно молчать и сидеть сложа руки.
И сейчас нашей власти в первую очередь надо довести до народа правду аргументированно. И объяснить фактами, что в действительности наш народ и руководство, проявил в своё время добрую волю и ПОДАРИЛ ЧЕЧНЕ, КАК МИНИМУМ 3 НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТА, ДАБЫ СОХРАНИТЬ БРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. И ЧТО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕМ МЫ ПОТРЕБУЕМ ЭТИ ЗЕМЛИ ОБРАТНО, ЕСЛИ НЕКОТОРЫЕ ИХ ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ НЕ ОБРАЗУМЯТСЯ.
Наш народ, ни кому, ничего не дарил.
Подарок чеченцам сделал Аушев Руслан.
Я бы его понял если бы он этот подарок сделал Дагестану, родине своих предков (Сурхахинские Аушевы пришли к нам из Дагестана, они не из Эги), но зачем надо было дарить чечне.
Сурхахинские Аушевы - выходцы из Горной Ингушетии,относящиеся к КХАЬ КХАЬЛЕ. За последнее время появилось много лжеинформации по ингушским тейпам,ставящая под угрозу целостность народа. Не надо воспринимать всерьез ироно-кадыровскую "справку". Недавно прочитала,что "абдурахмановцы" считают джейраховцев - потомками чеченцев. Бред полный!!! Эта же ложь и в отношение Аушевых...
"Аушев был избран нашим народом, следовательно он это сделал от лица нации" Omar прав, мы их всегда считали братьями, я и сейчас не вижу никого ближе них.
Если кто-то вас разгневал, значит, он вас одолел...
Аушев был избран нашим народом, следовательно он это сделал от лица нации. Генеалогию Руслана не изучал, но считаю его человеком достойным.
А чеченцам подарил, потому что он наверное как и большинство из нас по простоте души считал их братьями, тогда как они нас только на словах.
Поэтому я повторюсь, у нас сейчас есть полное историческое и моральное право вернуть своё.
Историческая и исконная Чечня, с её «этнической» территорией, есть территория Чеченской Автономной Области, первая, в 1922 году, определившаяся своей «национальной» территорией и вышедшая из состава Горской АССР, тем самым заложив основу для последующего распада этого, бывшего тогда единым, государственного образования горских народов Центрального Кавказа, в составе которого остался тот же «братский ингушский народ». Это означает, что чеченцы ещё в те времена определились со своими «этническими» и «исконными» землями, в рамках которых сами и отделились от остальных соседей, посчитав себя самостоятельным этносом, и, тем самым, первыми заимев статус национально-государственной автономии. Поэтому, никто из чеченцев с тех пор никогда такой факт не оспаривал. А все те территории, которыми в последующем «обросла» Чечня, – как то Грозненский автономный казачий Округ и Сунженский автономный казачий Округ (фактически ингушский, присоединённый в 1929 году к ЧАО не в качестве чеченских земель, а в качестве отдельного автономного образования), – есть не более чем «бонусы» от центральной власти, приданные ей с определённой политической целью – окончательно слить потом с Ингушетией – и могут считаться «исконно чеченскими» только условно и оспариваться с кем либо могут только «постольку поскольку». Как говорится, «Кремль дал – Кремль может и забрать, и передать, и оставить, и т.д.!».
Поэтому, отвечая согласием на требование чеченской стороны об «исторической справедливости» и «объективности», ингушская сторона вполне справедливо может потребовать от федерального центра вернуть Чечню в её «исторические границы», как того требуют сами чеченцы в отношении Ингушетии.
Пусть чеченские «братья» посмотрят по своим картам, что из себя представляла самоопределившаяся в 1922 году ЧАО без не только «исконно чеченских» частей Сунженского и Малгобекского районов, но даже без Грозненского (с городом Грозный), без Ачхой-Мартановского и иных равнинных районов, лежащих к северу от её гор, и столицей в селе Урус-Мартан, а вовсе не в Грозном и даже не в Гудермесе.
Совместно нажитое имущество – это затеречные территории, оставленные за восстановленной центральной властью страны в 1957 году ЧИАССР для расселения на них возвращающихся из ссылки горных чеченцев (чтобы не пускать их снова в горы) и ингушей из оставленного (с письменного согласия председателя Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР, чеченца Гайрбекова) за СОАССР ингушского Пригородного района. Если чеченские «братья» о них забыли, то напоминаю: это – Наурский и Шелковской районы нынешней ЧР, в «сумме» превышающие всю территорию Ингушетии. Из ингушей, как известно, никто там не поселился, потому что у традиционно консервативных ингушей слишком сильны генетическая память и тяга к этнической родине, к «могилам предков».
Пусть чеченские коллеги ещё раз, напоследок, достанут свои карты и поведут на них пальцами по границам Чечни 1934 года и Чечено-Ингушетии – до и после 1957 года. Если чеченцы требуют по «справедливости»? Ведь справедливость не бывает однобокой.
Справедливость требует и справедливого раздела совместно нажитых территорий тоже, т.е. т.н. затеречных территорий бывшей ЧИАССР, а это предполагает необходимость раздела их пропорционально между разделившимися чеченской и ингушской сторонами, т.е. субъектообразующими этносами той республики,.
Чеченские «братья» не должны забывать, что ингушская сторона имеет все права требовать такого раздела этих территорий или же, на «худой» конец, потребовать от федерального центра вернуть их обратно в состав Ставропольского края, как бывшие в прошлом казачьи районы, если чеченская сторона «по справедливости» настаивает установить межу с Ингушетией по 1934 году, т.е. вернуть административные границы двух разделившихся республик к состоянию 1934 года, когда их слили в один субъект. Это, разумеется, цинично, но справедливо по истине – как того требует чеченская сторона. Если можно заявлять и требовать чеченцам, то почему нельзя ингушам? Тем более что для ингушской стороны это означает «автоматическое» решение проблемы с теми территориями, что находятся сейчас под юрисдикцией РСО-А. Но ингуши так не поступают не потому, что чего-то боятся или имеют на то меньше прав, умения, возможностей, а исходя исключительно из братских побуждений к чеченскому народу и собственного «эздел» (этикета).
Территориальное размежевание между Чечнёй и Ингушетией фактически уже состоялось, хотя и не совсем законное. Оно состоялось по факту «компактности» проживания чеченского и ингушского населения и согласно Соглашению, подписанному в 2003 году руководителями ЧР и РИ А.Кадыровым и М.Зязиковым в Магасе. Согласно этому Соглашению, в составе ЧР образован свой, чеченский, Сунженский район из трёх «отколовшихся» от ингушского Сунженского района селений (Серноводск, Ассиновская, Давыдеко) с центром в селении Серноводск. Фактически, в этом споре поставлена точка, хотя и довольна сомнительная в плане признания её легитимности ингушской стороной, если исходить из ст. 2 Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» от 04.06.1992 г.
Тут следует вспомнить и другое направление чеченской «экспансии» на современную Ингушетию. Это – попытки использовать т.н. орстхойский фактор, как один из формальных способов шантажа и давления на ингушскую сторону. Очевидно, что формальным «основанием» для этого берётся, помимо всего прочего, тот факт, что чеченец Джохар Дудаев являлся выходцем из многочисленного и широко в нахском ареале распространённого орстхойского тейпа ЦIечой, хотя его близкие родственники, в том числе родные братья, назывались ингушами.
Но даже этот фактор – орстхойский – тоже сомнителен и бесперспективен по сути. Потому что, единое орстхойское этническое общество – это уже далёкое прошлое из истории нахского сообщества, как одно из его «корневых» ответвлений, составившее впоследствии части современных чеченского и ингушского этносов, причём в ингушском этносе эта часть составляет почти его половину. Они есть сегодня те же ингуши, что и все остальные, корнями также уходящие в свои исторические родовые общества – то кхаькхалахой, то тIаргимхой, то фяппи, то цхьорой, то джIайрахой и т.д.
Если даже согласиться с тем, чтобы считать предгорную чечено-ингушскую равнину орстхойскими землями, как часто будоражит эту тему чеченская сторона, ссылаясь только на то, что предки современных «орстхойцев» жили на них до второй половины XIX века, то и это не более чем безвозвратно ушедшая в историческую глубину данность, не дающая сегодня никаких правовых оснований для претензий из-за них к ингушам со стороны современной Чечни. Наоборот, у современных Ингушетии и Чечни равные на эту равнину права на «наследование» – пропорционально по факту разделения потомков тех орстхойцев на чеченцев и ингушей. «Чеченские орстхой» живут в составе Чечни на своих исконных землях, а «ингушские орстхой» живут разбросано по всей Ингушетии, кроме её горной части. Все они потомки тех орстхой, что владели когда-то теми землями, которые составляют в том числе и части территории нынешних Сунженского и Малгобекского районов до их изъятия царской администрацией в XIX веке, осуществлённого, как известно из истории, в целях устроения на них казачьих линий в колонизаторских целях. Это означает, что, если исходить из принципа «наследования» территорий, как пытается обосновать свои претензии чеченская сторона, объявляя их чеченскими ещё и на том основании, что кто-то из путешественников на Кавказ когда-то назвал местных карабулаков (т.е. орстхойцев) чеченским племенем, то эти земли логически и фактически являются землями современных ингушей-орстхойцев – так же, как землями чеченцев-орстхойцев являются земли Ачхой-Мартановского, Урус-Мартановского и Грозненского районов нынешней Чечни.
А значит, исходя из той же логики и сложившейся исторической реальности, Сунженский и Малгобекский районы целиком, в устоявшихся административных границах, должны быть отнесены к Республике Ингушетия и должны быть признаны её составной частью, так как все ингуши, независимо от корней происхождения, есть сегодня единый ингушский народ, образовавший Республику Ингушетия.
Резюме по факту. В природе нет ни одного нормативно-правового акта или иного документа, указывающего на то, что современная Республика Ингушетия образована в границах Ингушской Автономной Области на момент её слияния с ЧАО в 1934 году. Отдельные высказывания ингушских деятелей или даже групп общественников в разные времена на митингах или в каких-то публикациях, обращениях и т.д. не могут приниматься в расчёт в решениях и делах государственной важности. А значит, и нет оснований заявлять, что за основу будущей административной границы Ингушетии с Чечнёй обязательно должна лечь именно эта или, вообще, какая либо иная дата (а тут, как сказано выше, можно брать множество вариантов). Республика Ингушетия, если об этом не знают чеченские «братья», образована в рамках реабилитации репрессированного ингушского народа на основании Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и в соответствии с его волеизъявлением, выраженным на всеингушском референдуме 30 ноября 1991 года, и по факту распада в 1991 году Чечено-Ингушской Республики по вине в одностороннем порядке вышедшей из её состава чеченской стороны.
Поэтому, самое логичное, мудрое, достойное и выгодное для сторон в данном споре, представляется следующее: не накаляя ненужные страсти и не обостряя напрасно и глупо свои добрососедские отношения, принять за основу сложившие на момент распада бывшей ЧИР реалии и узаконить их во имя того самого братского единства, о котором с таким упорством не перестает заявлять чеченская сторона.
А это значит: признать и узаконить административную границу между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, между фактически братскими народами, по периметру административных границ Сунженского и Малгобекского районов по состоянию на август-сентябрь 1991 года, отошедших тогда под юрисдикцию ингушских властей, включая пока ещё только формально отколовшиеся от Сунженского района РИ три населённых пункта: Ассиновская (жители которого в 1995 году письменно требовали считать себя в составе РИ), Серноводск и Давыденко. Тем более что именно такого подхода требует и ст. 2 Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» от 04.06.1992 г.
ОРСХО ЗНАЮЩИЙ
Твой ник можно дополнить словом ОБЪЕКТИВНЫЙ. Получится -
ОРСХО ЗНАЮЩИЙ и ОБЪЕКТИВНЫЙ.
Все четко грамотно и предельно ясно.
Требовать Пригородный район нужно и без всякого "чеченского сценария"!!!А они пусть тешатся в своем парламенте,принимая воздушные законы.
Требовать от властей РФ исполнение законов РФ . Закон о реабилитации репрессированных народов.
""И ты не вечен и я умру""
Что бы потребовать нужно обраттиться в Конституционный суд. Не обязательно рук-во республики, граждане республики спокойно могут это сделать. Предлагаю собрать как можно больше подписей и направить иск. Только нужен юрист, чтобы это грамотно оформить. Я не юрист (к сожалению). Если даже решение будет отрицательным мы сможем на его основании обратиться в ЕСПЧ.
Отправить комментарий