Первый профессор философии

Писать о философе трудно. Как и разговаривать с ним. Тем более с таким неформальным, не искусственным, а получившим и степень, и регалии в результате многолетней профессиональной деятельности. И не потому
, что он оперирует какими-то сложными категориями. В конце концов ничего необычного в их терминологии нет для любого, кто закончил вуз.
Дело в другом, в том, что на мир они смотрят не совсем обычным способом и каждое явление могут объяснить по-своему. И мироздание, и общественная жизнь для них – цепь логичных явлений и процессов.

Но Келигов Мурат Юсупович – исключение из классических правил, хотя и является настоящим ученым философом. И потому он собеседник интересный. И употребляемые им зачастую тезисы только кажутся эпатажными.
На вид ему не дашь тех 70 лет, которые исполнились сегодня. Возможно, это тоже следствие его философского отношения к жизни. Плюс его многолетнее увлечение спортом, и штангой в первую очередь.
За его плечами не только работа учёного философа. Родился он ещё дома – в с.Кантышево, и во время депортации ему было неполных полгода. Как водилось в нашей стране по логике пыхаловых, полтораниных, мартиросянов и иже с ними, в полугодовалом возрасте он, а не маршалы и вожди всех времен и народов, был виноват в том, что фашисты дошли до Москвы и Кавказа.
Первые 14 лет своей жизни он прожил в Казахстане с клеймом спецпереселенца. И как только освободился от этого психологического и «правового» ярма, решил поступить на учёбу в вуз. В начале это был Омский финансово-кредитный техникум, который 19-летний Келигов успешно закончил. Но этого ему в то время оказалось мало, так как сильно тянуло к фундаментальным знаниям. Можно сказать, что мало кого из ингушей в то время потянуло к философии. Условия «воскресшего» народа диктовали прагматизм.
В 1962 году он поступает на философско-экономический факультет Казахского госуниверситета в г.Алма-Ате, но призванный в армию, вынужден прервать учебу на три долгих года. В 1969 году он с отличием оканчивает созданный на базе того самого философско-экономического факультета новый Алма-Атинский институт народного хозяйства. Затем следует учеба в аспирантуре по кафедре философии. Упорная учеба и везение на хороших учителей плюс талант исследователя дали первый результат – в 28 лет Келигов успешно защищает степень кандидата философских наук в Институте философии и права Академии наук Казахстана.
После двух лет преподавательской работы в Алма-Атинском институте народного хозяйства родители Мурата Юсуповича решают вернуться в отчие края, и в 1972 году семья Келиговых поселяется в г. Грозном. И молодой философ начинает свою многолетнюю работу в одном из самых престижных вузов страны - Грозненском нефтяном институте им. Миллионщикова. Здесь он прошел путь от ассистента в 1972 году до профессора в 1990 году. Тот факт, что в 1996 году он попал в список «ведущих ученых и педагогов Северо-Кавказских вузов» не отнесешь к ангажированным явлениям.
Вскоре – в 1988 году – Келигов становится первым доктором философских наук из числа ингушей и чеченцев. И защитился по чистой философии. Темой его докторской диссертации стало «Формирование и эволюция концепции развития в естествознании: философско-методологический анализ».
Это позднее стало привычным звание доктора философии или истории присваивать за этнографические исследования. Защититься по чистой философии довольно трудно было.
Защиту диссертации сопровождает целый ряд статей в таких престижных всесоюзных журналах, как «Вопросы философии», «Философские науки», «Научная мысль Кавказа» и другие.
Чтобы передать весь спектр научной и педагогической деятельности Мурата Келигова понадобится не одна газетная страница. С формальной точки зрения все просто и привычно: научная и педагогическая работа, отзывы на диссертации и статьи молодых ученых, заседания в редколлегиях научных журналов и т.п. Но за всем этим стоит ежедневный и целенаправленный труд ученого и исследователя.
В начале «лихих» 90-х годов Мурат Юсупович оказывается на самом острие становления ингушской государственности, происходит своеобразный переход от теории к практике. Сам Келигов назвал это время «романтическим периодом в истории ингушской государственности».
Вначале вместе со своим братом Казбеком он работает помощником-советником первого президента Ингушетии Руслана Аушева.
Главное в общественно-политической деятельности Мурата Юсуповича 1993-1994 года – это работа руководителем группы над проектом первой Конституции Республики Ингушетия. По сути он был автором первого Основного закона молодой республики, что само по себе относится к самым значимым явлениям в политической истории народа. Пройдя через широкое всенародное обсуждение, в феврале 1994 года Конституция была принята.
В те же дни был избран первый Парламент – Народное Собрание Республики Ингушетия. И 11 марта 1994 года Мурат Келигов единогласно избран первым председателем Народного Собрания Республики Ингушетия. Общественно-политическая ситуация и личный характер философа и ученого не позволили ему долго проработать в этом качестве, и меньше чем через два месяца он добровольно ушел с поста спикера парламента республики.
Затем последовала работа проректором по научной работе Института экономики и правоведения в г. Назрани, вновь работа в Аппарате Народного Собрания Ингушетии. С недавних пор М.Ю.Келигов вернулся в свой любимый вуз – Грозненский нефтяной институт, где преподает философию, которую некоторые слависты переводят как любомудрие. Эта любовь к мудрости позволила Мурату Келигову выпустить две книги афоризмов: «Мудрость жизни» и «Храм Минервы».
А совсем недавно из-под его пера вышла новая монография с интригующим названием: «Нomo sapiens: Преходящий феномен». И философ намерен и дальше работать над этой темой.
Работая в Грозном, Мурат Юсупович по-прежнему живет в своем родном селе Кантышево родной Ингушетии и принимает активное участие в общественно-политической жизни республики. В Келигове можно подметить много характерных качеств, но меня подкупило одно редкое в нашем обществе качество – обязательность. В жизни, науке, работе, в отношениях с людьми.
Грудь и официальная биография Мурата Келигова не увешана и не насыщена перечнем званий, наград и титулов, но те, что есть, заслужены упорным трудом ученого, политика, общественного деятеля и давались они не в пору «звездопада» и коммерческих наград и званий. Вот они: Заслуженный деятель науки ЧИ АССР, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, орден Республики Ингушетия «За заслуги», всесоюзная медаль «За трудовую доблесть».
В свои 70 лет Мурат Юсупович полон сил и энергии и продолжает работать в царстве своей любимой философии – любомудрия. На днях увидел его рабочий стол с исписанными листами новых статей в окружении полок с многочисленными книгами и журналами по философии, сами названия которых иногда заставляют обращаться к толковым словарям, и подумал: он еще не раз порадует читателей и студентов новыми публикациями и лекциями. Говоря о нем, не хочется применять слова-сравнения, называя его «ингушским Гегелем» или неким подобным сравнением. Он просто ингушский философ, профессор Мурат Юсупович Келигов. Пожелаем ему крепкого здоровья и новых творческих успехов!
Якуб ПАТИЕВ.

"и меньше чем через два месяца он добровольно ушел с поста спикера парламента республики"

Уважаемый Якуб Султанович, если все, что Вы написали в своей статье такая же неправда, как "добровольный уход Келигова М.Ю. с
с поста спикера Парламента республики", зачем писать об этом. Не могу понять, если Келигов М.Ю. такой , как Вы описываете, почету он это позволяет.
Пишу как человек, присутствовавший на том самом заседании Пармента республики.
С уважением,

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
   ___    ____    _____   _  _   
/ _ \ |___ \ |___ / | || |
| (_) | __) | |_ \ | || |_
\__, | / __/ ___) | |__ _|
/_/ |_____| |____/ |_|
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021