Пассажирам общественного транспорта гарантировали компенсацию
В наступившем году пассажиры общественного транспорта – «маршруток», электричек, трамваев, метро и других – смогут получать фиксированную компенсацию за любую травму или поврежденные в результате инцидента вещи. До сих пор даже ставшим инвалидами в результате транспортных происшествий полагалось до 12 тысяч рублей, а иным потерпевшим приходилось, унижаясь, доказывать, что многочисленные переломы и т.д. причинили им «моральный вред».
Вступающий в силу с 1 января 2013 года закон предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров. Но главная его особенность – впервые утверждена таблица фиксированных выплат по каждой травме, гарантирующая получение пострадавшим конкретной, а не произвольно рассчитанной судом суммы. Размер компенсации может достигать 2 млн рублей.
Сама система страхования пока не работает – ни одна из компаний еще не получила необходимые лицензии, только в конце декабря Правительство России утвердило тарифы и т.д. Однако, по утверждению самих участников рынка, все обязательства по выплате возмещения в установленном новым законом порядке и размере уже с первого дня нового года должны будут выполнять сами перевозчики – владельцы автобусов, метрополитен, железнодорожники, иные транспортные компании.
Жизнь бесценна
Транспорт всегда признавался объектом повышенной опасности, а потому перевозчик должен был нести ответственность вне зависимости от наличия вины. Суд мог освободить его от возмещения причиненного вреда только при доказанном умысле самого потерпевшего (например, если пассажир бросился под колеса поезда).
Многочисленные споры возникали вокруг размера компенсаций за смерть или повреждение здоровья – потерпевший должен был доказать размер причиненного ему морального (физического и психологического) вреда. В отличие от многих европейских государств (будь то Великобритания или Германия), в России не существовало ни правил прецедента, ни специальной таблицы для расчета причиненного здоровью ущерба.
Самый громкий скандал разгорелся после катастрофы самолета Ту-154 петербургской авиакомпании «Пулково» (ныне «Россия») под Донецком: жизни погибших судьи оценили в 200-300 тысяч рублей, причем и для получения этих сумм родственникам пришлось пройти через несколько этапов издевательств. С другой стороны есть случаи и ближе к сегодняшнему дню. Так, например, в прошлом году оказалась и петербурженка из-за неисправности настила в тамбуре электропоезда провалилась под платформу на станции «Пери», получив черепно-мозговую травму, ушиб позвоночника и многие другие повреждения. Суд первой инстанции оценил ее страдания в 250 тысяч рублей, но юристы ОАО «Российские железные дороги», не отрицая ни факта происшествия, ни вины компании, сочли размер компенсации завышенным и несоразмерным. Санкт-Петербургский городской суд отклонил такие доводы.
Обязательное страхование пассажиров было введено еще в 1992 году, но их жизнь оценивается всего в 12 тысяч рублей. Для получения большей компенсации, которую и так по закону должен был выплачивать перевозчик (то же ОАО «РЖД»), пассажирам предлагалось дополнительно приобрести добровольные страховки. Причем чаще всего такие полисы навязывались кассирами и без согласия клиентов продавались вместе с билетами. Только в этом году Федеральная антимонопольная служба доказала в Высшем арбитражном суде РФ незаконность такой практики.
Тарифы на здоровье
Три года назад законодатели увеличили размер компенсаций для авиапассажиров, а теперь – распространили такие гарантии на пользователей всех иных видов транспорта. Максимальную сумму – 2 млн рублей – получат пассажиры, ставшие в результате происшествий инвалидами I группы, а также родственники погибших. Для иных пострадавших размер компенсации будет рассчитываться по специальной таблице. Например, получившим сотрясение головного мозга должно выплачиваться по 60-300 тысяч рублей в зависимости от длительности лечения, повреждение позвоночника оценивается в 200 тысяч, неизгладимое обезображивание лица – 800 тысяч рублей, ушибы, разрывы и иные повреждения мягких тканей – в 2 тысячи и т.д. В итоге упавшая с платформы пассажирка электропоезда по новым правилам могла бы рассчитывать минимум на 300-400 тысяч рублей.
Поврежденный багаж оплачивается из расчета 600 рублей за килограмм, иное имущество (в том числе ручная кладь, одежда, иные личные вещи) – в размере 11 тысяч рублей. Кроме того, в судебном порядке потерпевшие вправе требовать большие суммы.
Страховым случаем является не только катастрофа, авария или иное дорожно-транспортное происшествие. Так, по словам вице-президента компании «Ингосстрах» Сергея Закройщикова, право на получение выплаты наступает, даже если пассажир получил ушибы или повредил имущество, например, в результате резкого торможения автобуса. Поэтому страховщики не исключают, что новый закон стимулирует мошенничество или, как минимум, злоупотребления со стороны отдельных пассажиров – предъявление необоснованных требований по возмещению стоимости якобы порванной шубы, разбитого «айфона» и т.д. «Будем внимательно рассматривать каждый случай», – констатирует Сергей Закройщиков.
Правила, утвержденные Правительством России в последние дни уходящего года, должны хотя бы частично защитить страховые компании и самих перевозчиков. Для получения выплаты пострадавшему нужно представить составленный транспортной компанией акт о происшествии или, как минимум, – справку о ДТП от ГИБДД или справку о вызове «Скорой помощи». Свидетельских показаний будет недостаточно.
PS
Наиболее рискованными, согласно утвержденным страховым тарифам, признаются туристические перевозки речным транспортом (ухудшению статистики способствовала катастрофа теплохода «Булгария»). На втором месте стоят морские, на третьем – междугородние автобусные перевозки. «Маршрутки», чаще других появляющиеся в сводках транспортных происшествий, наравне с другими регулярными городскими и пригородными автобусными перевозками, по уровню риска стоят лишь на десятом месте.
Павел Нетупский
http://www.fontanka.ru/2013/01/01/030/
интересно, а как будут обстоять дела с частниками, ведь у нас большая часть маршрутных перевозок осуществляют именно они?
___________________________________________________________________________
Люди не меняются, они лишь на время играют нужную роль ради своих интересов...
Отправить комментарий