Кровная месть. Я простил
4 года назад, 27 октября 2008 года в отношении меня было совершено последнее в своей чреде покушение (преступники заминировали машину, которой я управлял и подорвали во время передвижения).
В результате теракта я чудом остался жив, но левой ноги пришлось лишиться. Как последствие, имею многочисленные болезни, с которыми с помощью немецких врачей «воюю» до сих пор.
Конечно, я уже давно вычислил кто это сделал и кто за этим стоял. По законам кровной мести, во что бы это не стало, я решительно хотел отомстить своим обидчикам, но поняв всю милость Аллаха к прощающему, все же решил простить их и написать в своем блоге об этом, а так же о том, что знаю о кровной мести.
Итак, кровная месть - один из наиболее одиозных горских обычаев, породивший многочисленные интерпретации, споры и мнения о кавказском менталитете, заслуживает особого рассмотрения. Этот впечатляющий обычай, отмечаемый на всем Кавказе, - институт кровной мести.
Как известно, в кавказской юридической практике всегда существовало два основных свода законов: шариат и адат.
Шариат - исламская юридическая система, принесенная на Северный Кавказ вместе с мусульманским вероучением. Шариат использовал, в частности, Шамиль, создавая свой имамат.
Адат – структурированный, регламентированный, развитый свод законов, за тысячелетия выработанный автохтонным населением Северного Кавказа. Иными словами, это нормы родового обычного права. Еще в 19 веке, когда проводилось изучение обычного права горцев Кавказа, было издано несколько томов, посвященных описанию горских адатов. Сейчас они вновь переиздаются в г. Нальчик, и снова в нескольких томах, что указывает большую широту охвата всех сторон жизни кавказцев в традиционном обществе, характерную для адата.
Институт кровной мести – принадлежность обычного (родового) права, в древние времена существовал на определенной стадии развития у многих этнических образований.
Многие считают кровную месть варварским, зверским, жестоким и алогичным обычаем. В реальности же дело обстоит совсем не так. Кровная месть является очень гибким, если не сказать корректным, обычаем, хорошо вписанным в общественные реалии того времени. Мало того, некоторые исследователи архаичных общественных структур считают, что институт кровной мести выполнял функции защиты рода (семьи) от физического уничтожения. В период отсутствия или слаборазвитости государственности родовые коллективы вынуждены были сами постоять за себя и дать знать другим, что они на это способны.
На определенной стадии развития («варварства» - по Моргану) кровная месть была у всех народов. О кровной мести пишется в древней «Русской Правде», в «Исландских (скандинавских) сагах». Вспомнить, хотя бы вендетту, до сих пор существующую в Испании и других местах. В одной из древних исландских (норвежских) саг жена, прожившая с мужем многие годы, воспользовалась случаем, когда муж попал в смертельную беду, и не стала вызволять его с целью мести за когда-то убитого ее родича. Конечно же, жажда кровомщения могла приобретать и бесчеловечный характер (например, убийство безвинного родича убийцы вместо него самого и т.д.). Нарушение правил кровомщения всячески осуждалось в ингушском быту. И наравне с этим всячески превозносилось прощение крови за случайное убийство. Так, в народе до сих пор превозносят поступок прославленного абрека Сулумбека Горовожаева (Гандалоева), простившего невольного убийцу своего брата.
Кавказские горцы, в том числе и ингуши, на протяжении нескольких тысячелетий (начиная со 2-ой половины 2-го тысячелетия до н.э.) находилось в состоянии перманентной войны со степными кочевниками. Превосходящие номадические силы постоянно оттесняли кавказцев в высокогорья, в некоторых случаях даже «под карниз вечных снегов». В этих условиях многочисленные племена горцев были вынуждены сосуществовать друг с другом, борясь за те небольшие территории, на которых им приходилось обитать. Вайнахи – древнейшие земледельцы – очень дорожили землей, в городах далеко не всегда продуктивной в выращивании зерновых культур. «Горцы, служившие вследствие своей малодоступности делу защиты горцев от внешних врагов, вместе с тем являлись и тюрьмой их. Веками борясь за свое скудное существование, за кусок ячменной лепешки (ингуши и по сей день называют хлеб «маькх», то есть (ячменник), народы гор научились тщательно возделывать каждый клочок земли; поливать не только посевы, но и луга. Не только для защиты от врагов выбирались неприступные места для жилья, но, главным образом, в целях экономии годной для эксплуатации земли».
В тяжелых условиях малоземелья, частных споров формировалась традиционная этика кавказских горцев, придающая важнейшее значение таким понятиям, как мужественность, честь, благородство, выдержка и многим другим качествам, необходимым для мужчины – горца, в любой момент готового стать на защиты своей семьи, рода и племени от врагов.
По одному из преданий, некогда появился человек-убийца, который, пользуясь своей безнаказанностью, беспричинно убивал людей. И тогда возмущенные этим люди собрались вместе и решили наказывать всех убийц убийством их же. Так народ объясняет необходимость появления кровной мести.
Обычай кровной мести, как и вообще горские адаты, уходит в глубокую древность. Однако литература, комментирующая кавказские обычаи, часто односторонне оценивали кровную месть. Ведь угроза последующей кровной мести удерживала горца от убийства своего врага. Кровная месть являлась нравственным регулятором общества, она не позволяла более сильным и могущественным тейпам реально возвышаться над другими – у ингушей кровная месть совершалась независимо от соотношения сил крови мстящих тейпов, однако не всегда в одинаковой степени. Так, по преданиям, записанным Н.Ф. Яковлевым, в прежние времена представители самого могущественного общества Кхаькхале (или Гlалгlйче) вознеслись над некоторыми другими горными обществами (Акинским, Феппинским…) настолько, что отступная плата за кровную месть за галгаевца была в два раза выше.
При всех разных возможных (и неизбежных) издержках все же непреложным остается факт того, что кровная месть являлась необходимым регулятором взаимоотношений в обществе. Этот обычай предписывал целый ряд этикетных норм: женщины и дети не подвергались кровной мести, хотя им самим и дозволялось ее совершить; за убийство женщины полагалась двойная кровная месть; мститель определял круг лиц, подлежащих возмездию; нельзя было убивать кровника со спины или если он был безоружен; если кровник дотрагивался до очажной цепи, то он временно приобретал статус гостя; родственники виновной стороны должны были вести себя подобострастно относительно другой стороны; и т.д.
Родственники убийцы вплоть до десятиюродных братьев обязаны были выплатить пострадавшим некоторое количество скота: родной брат 10 коров, двоюродный – 9 и так вплоть до десятиюродного, отдавшего одну корову. Мстители подстерегали во многих местах, и он мог не опасаться гибели, только находясь у себя дома. Такая жизнь могла длиться много лет.
Существовала некая вариативность прощения кровника. Самое активное участие в установлении примирения кровников принимали почтенные старейшины. Кровник, желавший заключить перемирие с мстителями, предварительно отрастив ногти, волосы и бороду, обернувшись белой материей (саваном), вместе с почтенными старцами своего рода шел на могилу убитого с белым знаменем – «сийрда байракх», ложился у могилы убитого, плакал, умолял родственников погибшего простить его.
Прощение кровника могло происходить посредством установления «молочного родства». В прежние времена существовало так называемое «молочное братство», когда ребенок, вскормленный молоком «другой» (не родной матерью) женщины, считался «энчик» (от тюрк. «энчик» - сосать). Этот обычай молочного побратимства также используется для прекращения кровомщения. Поскольку месть за убийство не распространялась на родителей и на братьев и сестер (т.е. членов семьи), достаточно было убийце прикоснуться губами к грудному соску матери погибшего и сделать вид, что он пососал грудь, как он тут же считался молочным братом убитого, то есть членом семьи погибшего, и более не мог подвергаться кровной мести. Другой вариативностью платы за кровь была «откупная», которая составляла 12 коров, 3 лошади (из них одна под седлом) и большое количество тканей. Редко кому удавалось собрать такое богатство и отдать его в обмен на прекращение кровомщения.
Кровная месть разрушала жизнь многих вайнахов на протяжении веков. Таким образом, происходило и закабаление определенных небогатых родов мстителями. Убийство убийцы часто становилось облегчением для его рода- снимались экономическое угнетение и постоянно грозящие опасности со стороны мстителей.
В период гражданской войны 1918-1920 гг. на Северном Кавказе общенародный ингушский съезд, проходивший в селении Базоркино летом 1918 г., постановил по всей Ингушетии временно, на период военных действий, приостановить кровную месть. Постановление это соблюдалось неукоснительно, и позволило всем боеспособным мужчинам сплоченно, не боясь кровной мести выступать против общих врагов.
Общенародные решения были обязательны для всех ингушей, и свято ими соблюдались под угрозой всенародного осуждения. С теми, кто противопоставлял себя общенародной воле, не дружили, не роднились, не вступали в контакты, их публично осуждали.
С уважением, Назир Евлоев!
Ас салам алейкум.
http://www.mk.ru/blog/posts/1727-krovnaya-mest-ya-prostil.html
Только волевой человек может простить... Многие утверждают,что мстить нужно обязательно,чтоб другим неповадно было.Мы знаем,что месть,как таковая в Исламе не запрещена,но прощающий ради Аллаха стоит выше многих.
Назир! всегда читаю твои статьи. отношусь по-разному. одна просьба - не употребляй термин "вайнах". это выдуманный термин. есть чеченцы и ингуши. никаких "вайнахов" нет. почитай на эту тему статьи И.Базоркина.
это обращение так же ко всем, кто прочитал мой пост.
Доброе дело
Отправить комментарий