Ингушетия и Азербайджан- исторические связи и современность
Ингушетию и Азербайджан на протяжении веков связывала общность исторических судеб их народов. Занимая ключевое положение соответственно на Северном и Южном Кавказе, Ингушетия и Азербайджан часто на протяжении своей тысячелетней истории играли важнейшую роль в развитии событий в своих регионах и на Кавказе в целом.
Их непростая история изобилует войнами, чужеземными завоеваниями, борьбой за национальные права и сохранение национальной культуры, обычаев и традиций. Оба народа многое перенесли и в древности, и в средневековье, и в новое время. Однако наиболее активными контакты между Ингушетией и Азербайджаном- и не только на официальном уровне, но и на уровне, что называется, человеческих судеб, которые наиболее показательны и красноречивы-, стали в новейшее время, а именно с началом XX века.
В начале прошлого столетия ни Ингушетия, ни Азербайджан не имели своих территориально-административных единиц и входили в состав Российской империи как ее провинции. Оба региона в начале XX века были краями бедноты и нужды, при том, что оба располагали естественными природными богатствами, распоряжаться которыми они, правда, не могли. Оба честно выполняли присягу верности, данную России, их сыны проливали кровь на полях сражений во славу русского оружия и российского государства. Но социальная несправедливость и нерешенность острейших проблем толкали лучших сынов кавказских народов на борьбу за свои права.
Провоцируемая властями по принципу «разделяй и властвуй» межнациональная рознь, переходящая нередко в кровавые межэтнические столкновения, восстания бедноты, карательные экспедиции с целью их подавления- все это было отличительной приметой жизни обоих регионов в то время. Трагические события, происходившие в Закавказье в годы Первой русской революции, включая спровоцированную властями межнациональную рознь, не могли пройти мимо внимания ингушский интеллигенции того времени. Еще в июле 1906 г. под текстом обращения к наместнику Кавказа о нарушениях прав и избиении мусульман в Шуше и о спасении их можно обнаружить подписи ингушских студентов Б.Ужахова, И. Алмазова, С. Льянова, С. Джамботова, А-Х.Тутаева, Горбакова и т.д. С аналитическими материалами о данной проблеме, волновавшей всю мусульманскую общественность тогдашней России, выступал в петербургских газетах и В. Джабагиев. В тот период биографии многих ингушей, впоследствии ставших вершителями истории своего народа в первой четверти XX века, пересекаются с Азербайджаном, в особенности с его столицей –Баку, в то время единственным центром нефтедобычи в России и одним из немногих тогдашних промышленных центров в стране. Бакинский пролетариат не зря считался одним из авангардов организованного движения российских рабочих за свои права. Неслучайно также именно здесь особый размах приобрели рабочие стачки в 1903 г., ставшие неким прологом к началу Первой русской революции 1905-1907 гг. Баку становится Меккой российских революционеров на юге станы. Сюда перебираются, спасаясь от преследований полиции и многие ингушские активисты левого движения, в их числе и первый ингушский большевик, член РСДРП с 1908 г., Юсуп Албогачиев (1887-1954). В 1916 г. он принимает активное участие в Бакинских стачках.
Уроженцы Баку часто играли на протяжении XX века весомую роль в истории ингушского народа. В самом начале века, в 1908 г. во Владикавказе была построена на средства бакинского промышленника- благотворителя Муртуза Мухтарова первая мусульманская мечеть в столице Терской области, получившая впоследствии название Суннитской мечети. Строительством мечети руководил Ибрагим Бонухоевич Базоркин. Ингушская община Реданта устроила тогда в честь Мухтарова мовлид.
А в самом конце века другой бакинец, историк и общественный деятель, доктор исторических наук Хаджимурат Ибрагимбейли, внес огромный вклад в принятие законов об образовании Ингушской республики о реабилитации репрессированных народов, выступая со статьями о реабилитации репрессированных народов и о противоправности депортации ингушского и чеченского народов сталинским режимом.
В Баку происходили в прошлом столетии и события, влиявшие на судьбы Ингушетии и Кавказа в целом на будущие десятилетия. Так, 1-7 сентября 1920 г. именно в Баку состоялся первый съезд народов Востока, в работе которого приняла участие и делегация Ингушетии во главе с А.-Г. Гойговым. Именно тогда было принято принципиальное решение о создании автономии горских народов, которая позднее в ноябре 1920 г. оформилась в провозглашение Горской АССР.
В разные годы и судьбы многих ингушских деятелей новейшей истории совершали кардинальный поворот именно в столице Азербайджана. Причем это касается людей с самым разным социальным происхождением и разными политическими убеждениями. С началом революции и гражданской войны Азербайджан и Баку в частности становятся центром политической борьбы и одним из ключевых пунктов противостояния большевиков и их противников.
Так, в 1919 г. градоначальником Баку стал ингуш Гуда Гудиев (1880-1920). Ветеран русско-японской и первой мировой войн, кадровый офицер, кавалер престижнейших боевых наград империи, Гудиев на посту градоначальника (который он занял в июне 1919 г.) проявил себя как талантливый организатор и болеющий душой за свое дело кризисный управленец. В условиях тогдашнего Баку и Кавказа в целом, раздираемых междоусобной войной всех против всех, когда в смертельном противоборстве сошлись различные идеологии, очень важно было сохранить внимание к нуждам простого человека, вне зависимости от его идеологических пристрастий, озаботившись удовлетворением его насущных потребностей, о чем нередко забывали решавшие «судьбы мира» стороны в гражданской войне. Гудиев много внимания уделял в столице Азербайджана именно этому. Документы, приводимые в работах известного исследователя жизни и судеб известных ингушей, Б. Абадиева, содержат свидетельства того, что в бытность Гудиева бакинским градоначальником по его инициативе было созвано совещание председателей торгово-промышленных, нефтепромышленных, банковских предприятий и других организаций, на котором было решено организовать помощь нуждающемуся населению города Баку, путем обложения вышеназванного класса на сумму 300 млн. рублей. Таким образом, сам будучи представителем имущего класса, назначенным на должность ревнителями его интересов, Гудиев не считал для себя возможным забыть о нуждах простого народа. Более того, он старался в кровавой круговерти гражданской войны помочь попавшему в беду и стоящему перед угрозой жизни человеку, даже если не разделял его убеждения и такой шаг мог стоить ему самому карьеры. По свидетельствам современников, такой человечности и высокой порядочности Гудиева бывали нередко обязаны своим спасением даже связные большевистского центра, которых Гудиев спасал от репрессий со стороны английских оккупационных властей. Тем не менее, действия Гудиева на посту градоначальника даже у английских властей вызывали невольное уважение- они считали его прекрасным губернатором, смелым воином, сторонником дисциплины и человеком большой энергии и смелости. Однако все его безусловные заслуги не спасли Гуду Алиевича от «благодарности» Советской власти в виде сфальсифицированного судебного процесса и смертного приговора в августе 1920 г.
В том же 1920 г. Баку стал конечным пунктом жизненного пути другого знаменитого ингуша, получившего всенародную известность в годы революции и гражданской войны. И хотя Гапур Ахриев (1890-1920), о котором и идет речь, был в какой-то мере идеологическим антиподом Гуда Гудиева, но человеческие качества- смелость, верность долгу, готовность самопожертвования ради интересов народа- роднили этих людей. Гапур Ахриев, герой гражданской войны на Тереке, относился к немногочисленной плеяде тех людей, которые видели в начавшейся революции не инструмент достижения личных целей, и даже не путь к прежде всего удовлетворению интересов и потребностей своего народа, долге века пребывавшего в нужде и притеснениях, но и избавление от этих притеснений других народов. Один из немногих ингушей-большевиков, имевших высшее гражданское образование (учился в Московском коммерческом институте), Ахриев стал первым ингушским наркомом, возглавив наркомат по делам национальностей Терской республики весной 1918 г. В годы гражданской войны на Тереке он проявил себя как талантливый организатор партизанского и подпольного движения, активный участник установления Советской власти, которую он видел как подлинную власть трудящихся, а не ее тоталитарное перерождение, которое он застать уже не успел. После победы Советов на Тереке он мог бы сделать блестящую советскую и партийную карьеру- Гапур Ахриев возглавил Ингушский ревком, что было безусловным признанием его заслуг со стороны большевистского руководства. Но талант и энергия Ахриева оказались востребованы в Баку, куда спустя несколько недель после победы красных на Северном Кавказе он был направлен и где его сразила смертельная болезнь, в неполные тридцать лет оборвавшая жизнь одного из самых выдающихся деятелей Ингушетии революционной эпохи.
Следующее грандиозное потрясение, обрушившееся в XX веке на нашу тогда еще единую страну-СССР, также коснулось и Ингушетии и Азербайджана, также вновь свело воедино их уроженцев в борьбе за свободу и независимость единого многонационального государства. Речь идет о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в годы которой Кавказ стал не только надежным тылом и кузницей победы для действующей армии, но и одним из важнейших ее фронтов в 1942-начале 1943 гг. В ходе летне-осенней кампании 1942 г. территория Ингушетии –прежде всего ее северные районы с городом Малгобеком и его нефтеносными месторождениями- стала ареной важнейших военных событий, определявших не только судьбу битвы за Кавказ, но и судьбу всей кампании, а вместе с ней и всей войны.
На полях сражений под Малгобеком бок о бок сражались представители разных национальностей тогдашнего СССР- русские, ингуши, чеченцы, армяне, грузины, татары, украинцы. Немало воевало под Малгобеком и уроженцев Азербайджана. В основном они несли службу в рядах 9-й стрелковой бригады, организационно входившей в состав 44-й армии, части которой вместе с 9-й армией вынесли на своих плечах основную тяжесть ожесточенных боев за Малгобек в сентябре-октябре 1942 г., предрешивших исход битвы за Кавказ.
Бойцы 9-й стрелковой бригады приняли участие в боях за Малгобек в период одной из самых напряженных фаз всего этого тяжелого сражения- 5-20 октября 1942 г., сразу после прорыва вражеских войск в городскую черту Малгобека, последовавших боев внутри города и на господствующих высотах вокруг него. Особенно жестокие бои развернулись в те дни на печально известной высоте 701 восточнее города на полпути между Малгобеком и Вознесеновской. Этот ключевой пункт, быстрое овладение которым позволило бы противнику развить успех после овладения Старым Малгобеком, стал объектом ожесточенных атак крупных сил немецких пехоты и танков при поддержке артиллерии, реактивных минометов и пикирующих бомбардировщиков. Однако все эти усилия врага не принесли ему того успеха, на который он рассчитывал. Отборные полки моторизованной дивизии СС «Викинг»- «Нордланд» и «Германия» понесли тяжелейшие потери, но овладеть высотой смогли только 16 октября 1942 г. Развить этот давшийся столь дорогой ценой успех немцы уже не смогли- за то время, которое дала основным силам героически сражавшаяся 9-я стрелковая бригада, советское командование сумело организовать прочный оборонительный рубеж восточнее и юго-восточнее Малгобека, прорвать который противник так и не смог. Немецкие историки этих событий, в частности В. Тике, отмечают: «С 11 по 14 октября шли тяжелейшие оборонительные бои. Инициатива перешла к советским войскам. Немецкие батальоны, стоявшие дугой перед высотой 701, таяли… советская 9-я стрелковая бригада истекла кровью перед немецкими оборонительными позициями у высоты 701». Действительно, стойкая оборона дорого стоила бригаде. Ее безвозвратные потери составили 140 человек. Среди павших в этих боях было немало сынов Азербайджана: Б.С. Искендеров, Э. М. Мехтиев, К.А. Салимов, Б.Г. Мамедов, К. М. Мамедов, Б.С. Байрамов, М.Д. Чалилов, С.Г. Бабаев и др. Ценой своих молодых жизней они и другие бойцы 9-й стрелковой бригады совместно с остальными советскими частями и подразделениями, оборонявшими Малгобек при активной помощи со стороны местного населения –ингушей, русских, чеченцев, сорвали планы гитлеровского командования и обеспечили поворот в ходе войны, наметившийся после успеха советской обороны на Кавказе.
Таким образом, ингушско-азербайджанские связи можно оценить и как боевое братство. Оно скреплено кровью, пролитой на полях сражений за свободу и независимость общей многонациональной родины.
В конце прошлого столетия история вновь подвергает оба народа суровым испытаниям. Межнациональные конфликты, разруха, экономический кризис и политическая нестабильность болезненно ударили и по Ингушетии, и по Азербайджану в суровые 90-е гг. Сегодня им есть чем поделиться друг с другом в плане опыта развития в условиях преодоления последствий тяжелых социальных потрясений, наплыва огромного числа беженцев. В наши дни основной задачей двух многонациональных народов является преодоление тяжелых последствий недавних потрясений. Сегодня и Ингушетия, и Азербайджан – активно модернизирующиеся, привлекательные для инвестиций регионы, обладающие огромным потенциалом для развития. Будем надеяться, что укрепляющиеся связи между ними будут способствовать дальнейшему сближению и развитию того сотрудничества, примеры которого нам являет история.
Т. Матиев, кандидат исторических наук, главный специалист
Министерства по внешним связям, национальной политике,
печати и информации Республики Ингушетия
"удалено" ай пи заблокирован причина мат
Сильно сказано про ключевую роль! Чеченцы и армяне не поймут.
чурками обычно называют осетин,так как они беженцы с Таджикистана,и язык у них не кавказский а ирано-маздакитский.
tebe ne po barabany chto o tebe russkie natsiki dymaut?) ot togo chto ti im v zad bydesh lezt',oni tebya lubit ne bydyt)
''Строительством мечети руководил Ибрагим Бонухоевич Базоркин.''-??? История- это факты,а не сказки. Впервые вопрос о строительстве мечети – суннитской – поставили татары, служившие в российской армии. В феврале 1863 года они обратились к командиру Кавказского линейного батальона с просьбой разрешить им построить мечеть, а муллу выбрать из своих сослуживцев. Однако они получили отказ. В мае следующего года мулла 20 пехотной дивизии и мулла Тенгинского пехотного полка Долматдин Нацехов подали прошение на имя Начальника Терской области Лорис-Меликова. Просьба – все та же, впрочем, и ответ – все тот же. В декабре 1866 года с той же просьбой К. Ахметов обратился к Его Императорскому Высочеству, Наместнику Кавказа и Великому князю Михаилу Николаевичу с просьбой разрешить строительство мечети и выделить необходимые для этого средства. Разрешение удалось получить, а вот деньги – нет. В 1900 году в Терское Областное правление поступило прошение «уполномоченных от общества магометан-суннитов, жительствующих в городе Владикавказе», о разрешении на строительство мечети на левом берегу Терека «на собственные мусульман-суннитов деньги».
Другая версия (татарская) начало строительства мечети связывала с именем Владикавказского приходского муллы С. Радимкулова. Он привез из Стамбула проект строительства мечети. На призыв собрать деньги, необходимые для строительства, откликнулось 60 дворов татар и 15 – кумыков. Денег на завершение строительства не хватило. Положение спас бакинский миллионер Мухтаров, на средства которого строительство культового здания было завершено. Мухтаров подарил мечеть мусульманам Владикавказа, уроженкой которого была его жена – Лиза, дочь генерала Туганова.Суннитская мечеть, можно сказать, "плод любви" азербайджанца к осетинке. Мечеть была построена по проекту бакинского архитектора поляка Иосифа Плошко по заказу Муртузы Мухтарова, который и заплатил более 50 тысяч рублей за постройку мечети. Кстати, мечеть носит его имя.
Муртуза-ага Мухтаров решил подарить Владикавказу мечеть, потому что встретил в Осетии свою будущую жену Лизу Туганову дочь генерала Хамби Туганова. Свадьба была во во Владикавказе, а жили супруги в Баку.
из текста можно подумать что теперь Ингушетия имеет свои исторические (законные) границы....
эти границы наше продажное руководство никак не может отстоять перед рашкой в угоду иронам и установить как полагается...
Недавно был в Баку "удалено" и за четыре дня прибывания мне было достаточно что бы больше на их землю неступить. А все потому что они большинство шииты Понятий у них нет! В аэропорту даже молитвенной комнаты нет. Мне эти усатики очень непонравились
правильно, все они "удалено" эти айзики узбеки таджики и т.д.кроме осетин конечно!среди осетин есть мусулмани их нация нельзя оскорблять эта нацизм! С уважением Абдул ибн Аббас- А1длоп. Такбир!!!)))
осетины - это цыгане, они сильно пострадали от Гитлера и грузин. Их надо беречь
Вы с осетинами др.др.стоите,лесные арангутанги! У вас общий враг- стабильность Ингушетии.
ИЗ ЗА ЭТИХ АРМЯН АЗЕРБОТ ТАДЖИКОВ УЗБЕКОВ ЭТИХ ТОРГОВЦЕВ ОВОЩЕЙ И ЧЕРНОРАБОЧИХ ДЕШЕВЫХ ИЗ ЗА НИХ И КАВКАЗЦЕВ РУССКИЕ НАЧАЛИ НАЗЫВАТЬ ЧУРКАМИ ПОТОМУ ЧТО ОНИ ИМ ГОВОРЯТ МЫ ТОЖЕ С КАВКАЗА И НАС С НИМИ СМЕШИВАЮТ ЭТИ "удалено" ХОТЯ ОНИ ПРЕКРАСНО ЗНАЮТ ЧТО НАРОДЫ КАВКАЗА КАК НЕБО И ЗЕМЛЯ С НИМИ РАЗНЫЕ ОСОБЕНО ВАЙНАХИ
+1000000000000000 Поэтому нужно менять фамилии, убрав русские окончания. Пусть знают кто откуда. Армян и грузин с ними не путают, потому что у них фамилии свои
cогласен с тобой брат, сколька сам живу за пределами РИ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВИЖУ ЭТУ КАРТИНУ....
Я СТАБОЙ СОГЛАСЕН....
КРОМЕ Т.Е
Отправить комментарий