В Ингушетии воссоздали уникальную технологию изготовления курхарса
В Доме народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой завершилась кропотливая и ответственная работа по воссозданию технологии изготовления уникального древнего женского головного убора курхарса. Это стало результатом огромного пласта исследовательских и научных изысканий, проведенных здесь после обнаружения в горах Ингушетии артефактов из далекого прошлого ингушского народа.
«Обрушение в августе прошлого года средневекового многоярусного склепа, расположенного в башенном комплексе Цори, явило миру находки, которые бесценны для нас с точки зрения истории и этнографии. Напомню, взору ученых и исследователей предстали тогда одежда, мужские и женские головные уборы наших далеких предков, их оружие, предметы быта, посуда и кухонная утварь, изготовленные из дерева, музыкальные инструменты, височные кольца, расчески и иглы, кинжалы, ножи разного вида и размера, в том числе и складные, фрагмент кольчуги, боевой лук и стрелы. Эти и другие интереснейшие находки были переданы на хранение в Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова, где их детальным изучением смогли заняться специалисты. Наше внимание тогда привлекли знаменитые ингушские курхарсы, являющиеся уникальным явлением нематериального культурного наследия Ингушетии. Среди Цоринских находок оказалось 11 курхарсов. Часть из них хорошо сохранилась, что сделало возможным наше живое прикосновение к традиционной культуре ингушей XVII-XVIII веков, к нематериальному этнокультурному достоянию ингушского народа», — рассказывает Общенациональной газете «Сердало» директор Дома народного творчества Ингушетии, заслуженный работник культуры республики Марем Котиева.
Специалисты РДНТ Ингушетии во главе с Марем Котиевой провели тщательное исследование и изучение всех Цоринских курхарсов. Ни одна деталь этих головных женских уборов, которые существовали и находились в обиходе исключительно на территории древней Ингушетии, не осталась не отмеченной ими. Видеограф РДНТ Ислам Цуров, работавший в группе специалистов-исследователей, осуществил фотовидеофиксацию этнокультурных объектов.
По завершении этой масштабной работы в Доме народного творчества Ингушетии и было принято решение воссоздать технологию изготовления курхарсов. Такая ответственная задача была поставлена перед методистом РДНТ, талантливым мастером декоративно-прикладного искусства Заремой Цулоевой.
Выбор на Зарему Цулоеву, выпускницу исторического факультета Ингушского государственного университета, пал не случайно. Она уже давно известна своими достижениями в профессиональном художественном творчестве. В свое время, к примеру, её работы привлекли внимание участников очередного Фестиваля культуры и спорта народов Кавказа. Тогда она представила на ингушском подворье национальный ингушский женский пояс и нагрудник, воротничок и красочный ободок, изготовленные в технике бисероплетения.
Зареме Цулоевой удалось проявить себя и в других направлениях декоративно-прикладного искусства. Стоит отметить, что её творческая натура обращалась прежде и к курхарсу — этому традиционному древнему головному убору ингушских женщин. В 2021 году по заказу Министерства культуры Ингушетии Заремой уже был изготовлен курхарс, который затем занял свое место на презентационной выставке «Ингушетия: из древности до наших дней», проходившей в стенах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Однако на этот раз задача перед Заремой стояла сложнее. Ей предстояло шаг за шагом точно и неотступно следовать за мастерами средневековья и творить по лекалам, подаренным нам самой историей. Стоит ли говорить, с каким волнением приступала она к работе, весь процесс которой к тому же фиксировался на фото и видео.
Совместные усилия сотрудников Дома народного творчества Ингушетии вновь привели к замечательному результату. Находясь в каждодневном поиске, здесь прекрасно осознают, что этнокультурное достояние ингушского народа является важным элементом национальной идентичности, а любой вклад в общую копилку российских народов способствует сохранению культурного многообразия нашей великой страны. И тут нельзя не отметить, что в РДНТ успешно работают над формированием регионального реестра объектов нематериального культурного наследия ингушей. Эти объекты, а их немалое количество, в недалекой перспективе имеют все шансы пополнить собой и федеральный реестр, который сейчас тоже находится в разработке у крупных деятелей науки и культуры России.
Что касается непосредственно курхарса, то его изучением в Доме народного творчества Ингушетии занимались и в прежние годы. Накопленный за это время материал находит хорошее применение. Как уже писала наша газета, весной нынешнего года методист отдела этнографии РДНТ Тамила Хутиева стала лауреатом Всероссийского просветительского и образовательного смотра-конкурса «Национальные головные уборы народов России», представив на суд жюри свое эссе «Курхарс — традиционный головной убор ингушских женщин в древности и в средневековье».
Смотр-конкурс, принесший победу и признание представительнице Ингушетии, проводил Центр культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова. Позже организаторы конкурса пригласили Тамилу Хутиеву в качестве участницы на Всероссийский круглый стол «Традиционные ценности народной культуры как фактор сохранения и единения современной России».
«Авторитетные исследователи справедливо относят курхарс к индивидуальным чертам ингушской культуры позднего средневековья. У других кавказских народов, включая чеченский, такой головной убор не обнаруживался. Первые сведения о курхарсе датированы в письменных источниках 1638 годом. Е. И. Крупнов считал, что курхарс ингушские женщины носили в XV — XVII вв. Однако устная традиция свидетельствует, что ингушские женщины-горянки продолжали использовать его во время религиозных праздников до конца XIX века.
Чаще всего основу курхарса изготавливали из войлока или кожи иранского происхождения. Сверху головной убор обделывали в два слоя богатыми тканями — шелком, атласом или парчой, выкрашенными в красный цвет. На лобной части крепились серебряные бляшки. К основанию курхарса прикрепляли орнаментированный кусок материала, который, по-видимому, прикрывал затылок. Снизу и с боков декорировали широкими лентами с золотым шитьем и серебряными цепочками ручного плетения в четыре ряда. Курхарсы носили вместе с височными кольцами», — поделилась Тамила Хутиева в интервью корреспонденту «Сердало» после своей победы на Всероссийском конкурсе.
СЕРДАЛО
Арифметика в древней Ингушетии базировалась на десятичной системе счисления и использовала различные методы для выполнения основных математических операций, включая сложение, вычитание, умножение и деление. Однако специфические особенности и детали арифметических методов и правил, использовавшихся в древней Ингушетии, остаются неизвестными из-за недостатка исторических источников и информации.
Вероятно, что ингушские математики и ученые использовали те же базовые принципы арифметики, что и их современники в других культурах и цивилизациях, таких как Вавилон, Египет и Греция. Например, они могли использовать абак или другие устройства для выполнения операций с числами, а также применять правила и формулы для решения более сложных задач.
Метрическая система была принята в Ингушетии в результате влияния соседних стран и культур, которые уже использовали эту систему. Десятичная система счисления также стала более распространенной благодаря своему удобству и простоте использования.
Однако, использование метрической системы в Ингушетии началось не сразу после ее принятия в других странах. Вероятно, это было связано с различными факторами, такими как культурные и исторические особенности Ингушетии, а также с необходимостью адаптации новой системы к местным условиям и традициям.
Точную дату начала использования метрической системы в Ингушетии невозможно определить, так как это процесс был постепенным и длительным. Однако можно сказать, что это произошло во второй половине XVIII века или начале XIX века, когда метрическая система стала распространяться в Европе и других частях мира.
Однако это неправда!
Храм Тхаба ерды строился по метрической системе ранее всех народов мира в метрах!!!!!!!
Слушал передачу радио Ингушетия о гаплогруппа ингушей.
Ведущие, а их было трое не сказалииз какой они сами)))
Я нашёл свою гаплогруппа вСвященном Коране
Каждый из тех к кому он себя относит!
Че !
Аленки одевали Курхарс? ))))
)))) аланы это Али пламя Ан горизонт.
Это название людоедов. Которые нападали на поселения, грабили дома, потом поджигали все жилища нападения как и 354 дома в Ангушт один а один.
Последний их руководитель был по имениАмбал.
Его растерзали Амазонки Аламос.
Заодно и уничтожили их в поселенииТарТар. В джейрахском ущелье.
Кто-то навязывает имя алан ингушам, которые никогда ни на кого ненападали.
Отпугивали врагови нагоняли понос даже на хромого Тимура))))
К ингушам, а не к аланам приходила княгиня Ольга и стояла лагерем в яольгетти.
Зачем?
Нужна была глаголица для Руси.
Выставьте премию в миллион долларов и я покажу откуда взята графика Аз БуКи Вейди….
А потом этим миллионом дам по башке историкам, которые даже первые три буквы глаголицы не знают откуда пишутся))))
Аллялой!
Курхас у амазонок Аламос был прицелом для стрельбы из лука на скаку .
Существует несколько теорий происхождения амазонок. Одна из них гласит, что они были воинами, которые сражались наравне с мужчинами. Другая теория утверждает, что амазонки были женщинами-воинами, которые жили отдельно от мужчин и занимались только войной. Третья теория говорит о том, что амазонки были просто легендой, созданной для того, чтобы объяснить отсутствие женщин в армии.
Все три брехня.
Женщинам ТарТарии мозг былавдавлена команда и они беспрекословлено ее выполнили убив всех, старше 12 лет мучинтартарии.
Кто им вдавил команду в мозг никто пока не знает, но это постконфликтная ситуация космической войны между марсом и фаэтоном.
Нло умеет вдавливать сигналы даже в проводарэу .
В чечено Ингушетии это было выявлено ингушом.
Го перекоммутировали тогда вссср.
Ингушу три рубля даже не дали за спасение го.
Отправить комментарий