В гневе раскрываются все недостатки человека
Гнев и ярость – это самое опасное состояние, в котором может пребывать человек.
Если человек не обладает способностью контролировать свой гнев, то в этом состоянии он словно впадает в сумасшествие. В гневе он может натворить такое, о чем затем будет сожалеть всю свою оставшуюся жизнь и до конца своих дней будет искуплять свою ошибку. Гнев и ярость подобны пламени огня, даже небольшая искорка которого может превратиться в огромный неуправляемый пожар, сжигающий все вокруг. Для осознания опасности гнева достаточно взглянуть на историю человечества, на каждой странице
которой содержатся свидетельства того, как ярость и гнев уничтожали государства и влекли за собой страдания целых народов.
Священный Коран – духовный наставник каждого верующего, поэтому Коран множество раз обращается к теме гнева, чтобы донести до верующих опасность гнева и чтобы они осознали его отрицательные последствия.
1. В первом аяте после описания верующих и того, что они уповают на Аллаха, говорится о них: «Которые избегают великих грехов и мерзостей, а когда гневаются, то (гасят свой гнев) и прощают» (Сура «Совет» аят 37). Иными словами, если верующими овладевает гнев, а от этого не застрахован никто, то они не поддаются ему, а наоборот, гасят его, контролируют, и по этой причине не погружаются в пучину грехов. В данном аяте способность гасить гнев упоминается после избегания великих грехов и мерзостей. Возможно, это сделано потому, что значительное количество грехов и мерзких поступков совершается человеком в состоянии гнева. Гнев – источник этих грехов, ведь в этом состоянии человек теряет контроль над своим разумом, а все его отрицательные качества выплескиваются наружу.
Интересно, в данном аяте не говорится, что верующие не гневаются, ведь гнев это чувство, присущее всем без исключения людям, и вполне естественно, что оно возникает в некоторых ситуациях. Согласно исламской религии важно не искоренение в себе чувства гнева, ибо это попросту невозможно, а важен контроль над гневом.
2. Перед следующим рассматриваемым нами аятом говорится о том, что Всевышний Аллах уготовил для богобоязненных Свое прощение и Рай, ширина которого равна небесам и земле. Затем в аяте сказано, что этими богобоязненными являются те, кто раздает милостыню: «Которые делают пожертвования в радости и в горе». Далее, они не подвластны ярости, так как они «сдерживают гнев», в результате чего они «прощают людей». Эти богобоязненные являются творящими добро и «воистину, Аллах любит творящих добро» (Сура «Семейство Имрана» аят 134). Умение сдерживать свой гнев является в данном аяте одним из описаний богобоязненных верующих, которым Аллах уготовил Свое прощение и вечное пребывание в садах блаженства.
3. Умение контролировать гнев – это качество небесных пророков (Да будет мир с ними), ибо без этого невозможно наставить на путь истины людей, которые в данный момент далеки от познания подлинной веры. Когда народы, к которым были ниспосланы Пророки, проявляли упрямство, совершали всевозможные мерзости, причиняли им неслыханные мучения и страдания, то даже в этом случае пророки сдерживали свой гнев и, вооружившись кротостью и выдержанностью, продолжали призывать их к прощению Аллаха. Одним из Пророков был Ибрагим (Да будет мир с ним), о котором в Священном Коране сказано: «Воистину, Ибрагим был кротким, выдержанным» (Сура «Покаяние» аят 114).
В мусульманских сборниках собрано огромное количество хадисов, в которых содержатся многочисленные указания относительно гнева – одного из самых опасных качеств человеческого характера.
1. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Гнев – это горящий уголек, брошенный со стороны шайтана».
2. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Гнев уничтожает веру так же, как горькое алоэ портит сладкий вкус меда».
3. Имам Али (Да будет мир с ним) сказал: «Гнев – горящий огонь. Тот, кто сумеет совладать с гневом, погасит горящий огонь. Тот же, кто предоставит гневу полную свободу, будет первым, кто сгорит».
4. Также Имам Али (Да будет мир с ним) сказал: «Заклятыми врагами человека являются гнев и страсти. Если он совладает с этими двумя врагами, то его степень повысится и он достигнет вершин совершенства».
Каждое из отрицательных моральных качеств, присущих человеку, влечет за собой многочисленные отрицательные последствия и в этом мире, и в мире загробном. Гнев не исключение, даже больше, отрицательные последствия гнева намного превосходят последствия иных не приветствуемых религией моральных качеств. Более того, иногда зло последствий гнева превосходит зло самих отрицательных моральных качеств. К последствиям гнева можно отнести:
- В хадисах от Пророка сказано, что гнев является самым заклятым врагом человека, так как отнимает у него разум и способность трезво размышлять. Охваченный гневом человек превращается в сумасшедшего безумца, который не слышит ни себя, ни окружающих. Он перестает контролировать себя и зачастую совершает такие поступки, которые вызывают удивление не только у окружающих, но и у самого человека после того, как он успокоится. Но это его удивление во многих случаях сопровождается сожалением, стыдом и даже страхом. Гнев ввергает в безумие, в котором человек может посягнуть на самых близких для него людей. Ведь не зря Имам Али (Да будет мир с ним) говорил: «Гнев уничтожает разум и отдаляет человека от верного решения и верных действий».
- Неуправляемый гнев становится причиной уничтожения веры, ведь разгневанный человек не только погрязает в мерзких и даже великих грехах, не подобающих чести верующего, но порой посягает на самого Творца, на Его мудрость, справедливость, на верность Его предписаний. А что может быть опасней этого? Ранее мы уже читали хадис от Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), в котором было сказано, что гнев уничтожает веру так же, как горькое алоэ портит сладкий вкус меда.
- Разгневанный человек не способен принять верное решение, так как гнев лишает его сосредоточенности, хладнокровия и невозмутимости, так необходимых при принятии важных решений. По этой причине исламское право запрещает шариатскому судье выносить судебное заключение в состоянии гнева, так как зачастую подобное заключение не бывает верным. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) наставлял: «Тот, кому вверены судебные дела, не должен судить в состоянии гнева».
- Еще одним из отрицательных проявлений гнева является раскрытие недостатков человека, которого охватила ярость. Каждый человек в нормальном состоянии контролирует себя и не показывает окружающим имеющиеся в нем недостатки и пороки. Ни один нормальный человек не желает опозориться в глазах других людей, он словно надевает покрывало, хранящее его. Но гнев сдирает это покрывало, в гневе раскрываются все недостатки человека, даже его самые гнусные пороки. И все это он делает своими руками.
- Гнев раскрывает перед шайтаном двери в сердце человека, после чего тот поселяется в нем. Что является лучшим защитником человека от козней шайтана? Конечно же, вера и разум. Но гнев разрушает веру и разум, гнев делает их слабыми и бессильными. Поэтому шайтану остается лишь подойти к разгневанному человеку и занять место в его сердце. В трех ситуациях не забывай об иблисе, ведь в этих ситуациях он наиболее близок к людям. Не забывай о нем в моменты вспышек гнева. Не забывай о нем, когда будешь судить между двумя людьми. Не забывай о нем, если останешься наедине с чужой женщиной.
В одном из хадисов говорится, что однажды Зуль-карнайн (Мир ему) попросил одного из ангелов Аллаха дать ему наставления, которые укрепили бы его веру. Ангел сказал ему: «Не гневайся и не впадай в ярость, ибо шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в гневе. Поэтому подавляй в себе гнев кротостью и сдержанностью, а его пламя гаси спокойствием и невозмутимостью».
Мусульманские ученые и исследователи называют несколько причин, которые способствуют возникновению в человеческом характере гнева:
1. Поспешные суждения. В своей жизни человек постоянно сталкивается с неприятностями и различными невеселыми событиями. Если он не проявит терпение и не постарается вникнуть в суть этих событий, то очень часто в нем разгорается пламя гнева. К примеру, отец семейства пришел с работы домой уставшим и голодным. Войдя в дом, он увидел, что супруга все еще не приготовила ужин. Разгневавшись, он накричал на нее, чем обидел ее и расстроил себя. А ведь он даже не попытался узнать, почему жена не приготовила ужин вовремя. Если бы он проявил терпение, то узнал бы, что в их доме был отключен газ, поэтому супруга просто-напросто не имела возможности поставить кастрюлю на плиту.
2. Малодушие. Люди с широкой душой, благородным сердцем и просветленным умом терпеливо воспринимают все происходящие с ними события. Они сдержанны с людьми, стойки при неприятностях и способны совладать со своим гневом. Тогда как малодушные и глупые люди, не способные видеть дальше своего носа, не способны перенести даже самую незначительную неприятность, поэтому всегда и везде их спутниками являются гнев, раздражительность и злоба.
3. Высокомерие и эгоизм. Эгоистам и высокомерным людям присущи ожидания сверх меры. Они ждут, что люди будут чтить их больше остальных, они считают, что лишь они достойны самого лучшего, им кажется, что никто другой не сравнится с ними в чем-либо. Если же они видят обратную реакцию, то есть понимают, что люди не оправдали их ожиданий, то быстро впадают в гнев и ярость. Хотя люди здесь ни при чем, болезнь сидит в сердцах самих высокомерных эгоистов.
4. Зависть и ненависть. Зависть и ненависть называются исламскими учеными еще одними из причин возникновения гнева. Малейший повод, и в душе завистника и испытывающего вражду поднимается пламя гнева.
5. Неуемная любовь к ближнему миру. Люди, сердца которых охвачены любовью к этому миру, сущность которых заполнена алчностью и накопительством, впадают в гнев, когда их имущество и доходы сталкиваются даже с самыми незначительными трудностями. Они страдают даже от мысли, что их имуществу может быть нанесен какой-либо ущерб. А так как в жизни человек волей неволей сталкивается с экономическими потрясениями, а мелкие из подобных потрясений происходят, чуть ли не каждый день, то алчные люди очень часто пребывают в гневе. Если такие люди не выплескивают свой гнев на окружающих, то они начинают изводить себя.
Если человек заметил, что он подвластен гневу, то ему необходимо задуматься над опасностью и отрицательными последствиями гнева в обоих мирах. Ведь гнев может уничтожить его веру и счастливую жизнь, а в мире загробном на него может пасть гнев Аллаха. Гнев негативно сказывается на здоровье, укорачивает жизнь, отдаляет от человека друзей и близких.
Если человек почувствовал в себе возникновение гнева, то ему, как сказано об этом в многочисленных хадисах, нужно вспомнить Аллаха, сказав: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого сатаны». (А1узубиллх1иминашайт1онирроджим)
В некоторых хадисах говорится, что при возникновении гнева нужно сказать: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Всевышнего и Великого Аллаха».
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Гнев это огонь, разожженный в сердце разгневанного человека. Разве ты не видел, что его глаза становятся красными, а вены распухают? Тот, кто заметит в себе возникновение гнева, пусть приложит лицо к земле».
Подготовил М.БАРАХОЕВ
Гнев помогает выжить . Он подобен Азоту который содержится в нашем воздухе помогая легким и стимулируя их. А не будь азота мы бы задохнулись.
Гнев и ярость - это мои любимые эмоции. Ну чем они хуже радости либо чувства умиления. Ничем.
Просто одни эмоции лежат в отрицательной системе координат (минусовой) , а другие в плюсовой.
Обожаю все свои эмоции они помогают мне в принятии решений и в жизни вообще.
Я в Ярости от этой статьи )))))
Уважаемый Человек! А вы спросите у физиков, волны каких частот излучает человек, испытывающий гнев. Ярость, гнев, злость - это низкочастотные эмоции, которые действуют разрушительно не только на сам организм, но и на окружающую его среду. Желаю вам побольше радости, счастья и удовольствия!
Отправить комментарий