Герои в своем Отечестве есть

Одним из безусловных признаков современной цивилизации является умение и способность гражданского общества сохранять память о своих выдающихся деятелях. Пример патриотизма, самоотдачи, мужества и благородства,

выраженные в образе национальных героев, бесценен. Он воспитывает новые поколения достойных людей. В этой связи особое значение для нас имеет решение руководства Ингушетии увековечить память легендарных ингушских деятелей – Мальсагова Карцхала Орцхановича и Евлоева Берда Аржбериевича.

В целях выбора наиболее лучшего решения указанной задачи создана рабочая группа из представителей различных фамилий и научной интеллигенции республики, будет проведен и необходимый социологический опрос среди населения.

Как отмечает Общенациональная газета «Сердало», здесь очень важно активное участие представителей творческой молодежи, архитекторов и художников. Можно пойти по «проторенной дорожке» типовых проектов, а можно и нужно, с учетом особенностей национальной культуры, найти выразительные решения данной задачи. Издание призывает всех, кому дорога славная история Ингушетии, принять активное участие в обсуждении замечательной идеи увековечения памяти Карцхала Мальсагова и Берда Евлоева.

Напомним, Карцхал Мальсагов считается основателем Назрани, которая отметила недавно свое 230-летие, а Берд Евлоев – борец классического стиля. Его называли – «Лев Кавказа», «Орел Кавказа».

Немного подробнее об этих легендарных личностях. Заслуженный деятель науки, профессор Ибрагим Дахкильгов пишет: «В XVIII веке центром Ингушетии являлся Ангушт (Тарское). Люди были территориально стеснены и всеобщим сходом порешили освоить земли, лежащие в дефиле Назрановки и Сунжи. Предприятие это было сопряжено со многими опасностями и потому всенародно решили: по жребию от восьми родов галгаевцев отрядить по десять семей. Предводителем был выдвинут Карцхал (сын Орцхо из рода Мальсаговых). При этом народ сказал ему: «Послужи нам (къахьега тхона)». Затем Карцхал повел тех людей на самую оконечность мыса, где сегодня расположена Назрановская Крепость. В скором времени к этим первым поселенцам присоединились еще 10 семей.

Довольно полную и объективную информацию о нем (Орцхо Карцхале) дает Н. Яковлев (Ингуши. Популярный очерк. М-Л., 1925): «По преданию около 200 лет назад вышел из гор, из селения Онгушт, ингуш по имени Орца Кэрцхал, из потомков Малсэга и первый поселился на берегах «матери Назрани», сердца теперешней равнинной Ингушетии. Желая основать здесь поселение, он привел предназначенного для жертвы белого быка и стал молиться. Во время молитвы бык сам стал на колени, и с неба полил дождь, что, по мнению ингушей, было проявлением милости божества и служило предзнаменованием, что эта местность не будет взята с боя врагами. Здесь Кэрцхал и основал Назрань. Сам он был богатырь: руками крутил мельничное колесо, и, наложив путы на коня, один поднимал его с земли. За занятую землю воевал Кэрцхал и ни разу не выпустил из своих рук Назрани. Мало-помалу враги стали водить с ним дружбу, а ингуши стекались к нему с гор и селились около».

Упоминание о нашем национальном герое Орцха Карцхале и Египет имеется и в столетней давности архивной записи Магомета Джабагиева (старшего брата Висангирея), который приводит отрывок из некогда бытовавшей героической песни. Это доказывает, что когда-то об этом славном герое в нашем народе слагали и исполняли величальные песни. «Всенародная значимость деятельности Орцха Карцхала настолько очевидна и значительна, что, думается, он и мужественные наши первые поселенцы на равнине заслуживают, чтобы им был установлен памятный мемориал», - так писал еще пять лет назад профессор Ибрагим Дахкильгов.

О другом герое известно: Евлоев Берд Аржбериевич родился в селе Цори Ингушского округа Терской области. В 12-летнем возрасте он попал в город Ростов-на-Дону. Там устроился на работу на одном из предприятий и к 17-ти годам стал настоящим кадровым рабочим. В 1908 году Берд Евлоев переезжает в Петербург, где начинает работу в цирке. Он был любимцем публики. Участвовал в многочисленных соревнованиях. "По размаху натуры и по кавказскому темпераменту - это воплощенная в мускулистое тело «идея натиска",- писали о Берде Евлоеве. Участвуя во многих Российских и Европейских чемпионатах, он завоевывал призовые места. Петербургская публика своего любимца прозвала «Львом Кавказа», «Орлом Кавказа». Девизом Берда Аржбериевича было: «Каждый человек может и должен быть сильным». В Петербурге он познакомился с выдающимися мастерами мирового спорта, которые впоследствии стали его наставниками. Это - Поддубный, Сулейманов, Кащеев, Медведев и Лебедев.

Будучи известным спортсменом, Евлоев принимает активное участие в революционном движении Петрограда. Был комиссаром по формированию национальных отрядов из кавказских народов для Красной Армии, а в 1919 году боролся за советскую власть в Терской области, служил комиссаром XI Красной Армии. За героизм, проявленный в боях по установлению Советской власти в Петрограде, Москве, Украине и на Кавказе, трижды представлялся к высшим боевым наградам, но так их и не получил, потому что очень часто части, в которых служил Берд Евлоев, перебрасывались с одного района в другой, как сказано в его личном деле. В Ингушской автономной области, а затем в Чечено-Ингушетии работал на разных участках. Везде честно и добросовестно, как старый большевик и верный сын своего народа.

Политический деятель, герой революционного движения, чемпион Европы и Мира Берд Евлоев умер в 1952 году вдали от Родины - в Казахстане, куда вместе со своим народом был выслан в 1944 году.

Герои в своем Отечестве есть. И один из них - сын Ингушетии и России Берд Аржбериевич Евлоев. Его имя золотыми буквами вписано в историю Санкт-Петербурга и в историю развития и совершенствования классической борьбы.

Назрановское восстание 1858 г. и депутат окружново суда Дощлуко Гамурзиев.
Наиболее крупным событием Кавказской войны в Ингушетии явилось Назрановское восстание мая-июля 1858 г., известное по официальным документам как «Назрановское возмущение». Ингуши, переселявшиеся в начале XIX века на равнины, селились мелкими хуторами по нескольку семейств, обычно находящихся в близком родстве. В конце 50-х гг. военными властями было принято решение создать на равнинах крупные населенные пункты путем уничтожения мелких хуторов и переселения их жителей в места, отведенные для создания крупных селений. Каждое село должно было иметь не менее 300 дворов. По мнению главнокомандующего Кавказской армией генерала Барятинского, «главнейшая причина Назрановского восстания заключалась в невозможности иметь за жителями надлежащий надзор при рассеянном поселении отдельными хуторами, а потому я признал необходимым поселить их большими аулами на избранных нами местах... В тоже время, совершенно независимо от этого, учрежденный во Владикавказе Комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев потребовал от назрановских депутатов сведения о численности народонаселения. Столкновением этих двух обстоятельств воспользовались противники общественного порядка и возмутили народ».
В восстании принимали участие не только назрановцы, но и жители других районов Ингушетии: карабулаки, галашевцы, жители Тарской долины. Организаторы восстания послали письма к Шамилю, призывая его на помощь.
Собравшись 25 мая на кургане, недалеко от крепости Назрань, восставшие направили к военному командованию в крепость 16 депутатов для переговоров. Депутаты сообщили полковнику Зотову о нежелании ингушей селиться большими селениями. В ответ полковник Зотов задержал четырех депутатов, которые, по его мнению, «были в числе главных виновников», и приказал собравшимся разойтись. Протестуя против действий властей, ингуши (около 5000 человек) бросились на укрепление. Артиллерийским и ружейным огнем нападавшие были отбиты. Здесь важно заметить что депутатом окружного суда в то время был Дошлуко Гамурзиев и в книге слово о родном крае Ш.Дахкильгова понятно написано за что он получал награды и переименовали село на имя Гамарза.
В июле 1858 г. имам Шамиль дважды пытался прорваться на помощь восставшим, но потерпел поражение. Восстание было подавлено.
Военное русское командование сурово наказало восставших. По приговору военно-полевого суда 5 человек - юнкер Чолдыр Арчаков, знаменосец Магомед Мазуров, Джогаст Бехоев, муллы Башир Ашиев (кумык) и Урусби Мугаев - были приговорены к повешению. Четверо приговоренных (Джогаст Бехоев совершил побег) были повешены 25 июня 1858 г. на том самом холме, где был назначен сход. Кроме того, 32 человека были приговорены к наказанию шприцпрутенами - по 1000 ударов на каждого, с лишением всех прав состояния; к ссылке в Сибирь на каторжные работы — 30 человек, в рудники без срока — 5 человек и на работу на заводах на 8 лет - 25 человек.
Назрановское восстание имело для ингушей трагические последствия. Но, возможно, что именно это восстание спасло их от еще более трагических событий. Дело в том, что военной администрацией в то же время обсуждался проект «Об увеличении русского населения на Кавказе с переселением оттуда на Дон горцев». После Назрановского восстания военным руководством России был сделан вывод:
«...Если только предложение мирным назрановцам сосредоточиться в большие аулы, на занимаемом ими участке земли послужило поводом к восстанию, то предложение горцам, имеющим изъявить покорность, оставить их родину и идти на Дон послужит поводом к ожесточенной войне, и, следовательно, повлечет к истреблению, а не покорности горцев».
После подавления восстания военная администрация приступила к осуществлению плана уничтожения мелких хуторов и создания крупных населенных пунктов.

Проф. Н. ЯКОВЛЕВ
Глава I
У ИНГУШЕЙ НА ПЛОСКОСТИ

По преданию, около 200 лет назад вышел из гор, из селения Онгушт, ингуш по имени
Орцха Кэрцхал ,из потомков Малсэга, и первый поселился на берегах «матери Назрани»,
сердца теперешней равнинной Ингуши. Желая основать здесь поселение, он привел предназначенного для жертвы белого быка и стал молиться. Во время молитвы бык сам стал на колени, и с неба полил дождь, что, по мнению ингушей, было проявлением милости божества и служило предзнаменованием, что эта местность не будет взята с боя врагами. Здесь Кэрцхал и основал Назрань. Сам он был богатырь: руками крутил мельничное колесо и, наложив путы на коня, один поднимал его с земли. За занятую землю воевал Кэрцхал и ни разу не выпустил из своих рук Назрани. Мало-помалу враги стали водить сним дружбу, а ингуши стекались к нему из гор и селились около. К своим Кэрцхал был строг: за кражу набивал он колодки на ноги и сажал в яму провинившихся.

Глава III
КРОВНАЯ МЕСТЬ И ИСТОРИЯ НАГОРНОЙ ИНГУШИИ

Лет 150 назад вышел из гор Кэрцхал и основал первое на плоскости ингушское поселение в Назрани. Сам он присходил от потомка младшего из трёх братьев, Таргима, и, руководя заселением плоскости, естественно, устраивал на новых землях прежде всего своих сородичей.
Отсюда и пошол численный перевес потомков трёх братьев на теперешней ингушской плоскости.

Глава IV
КРОВНАЯ МЕСТЬ В ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНГУШИИ

Только первый выселенец из гор Кэрцхал по старой привычки построил высокую боевую башню и жилую «галы», возле Назрани, где потом жили его потомки Мальсаговы. После него никто уже не строил башен на плоскости.

Л.П.Семёнов
Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 г.г.

И башня в селении Гамурзиево во владении Мальсаговых стр.10

Заслуженный деятель науки,Дахкильгов уж лучше занимался бы действительно наукой,а не заказным переписыванием давно уже исписанного.Вроде бы рядом с Крепостью собираются разбить парк,вот там и нужно ставить памятник Карцхалу,а Берда можно увековечить перед спорткомплексом.Если власти надумают в районе Аби-Гув разместить все это,то последствия будут непредсказуемые,способствующие на дальнейшее разобщение нашего общества.

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
  ____    _  _     _  _      ___  
|___ \ | || | | || | ( _ )
__) | | || |_ | || |_ / _ \
/ __/ |__ _| |__ _| | (_) |
|_____| |_| |_| \___/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021