Эпизоды памяти
В субботу, 15 марта, исполнилось бы 110 лет со дня рождения известного ингушского писателя, члена Союза писателей СССР Магомеда Махиевича Хашагульгова.
Мне посчастливилось быть лично знакомым с этим неутомимым тружеником пера, который оставил заметный след в ингушской литературе, опубликовав несколько популярных в те времена прозаических сборников: «Песни сердца», «Светлое утро», «Компас времени» и некоторые другие.
В канун знаменательной даты вспомнилось, как в середине 60-х годов прошлого столетия меня чуть ли не силой затащил в гости к именитому писателю мой старший брат, и при этом заставил еще прихватить с собой потрепанную школьную тетрадь, исписанную моими первыми поэтическими пробами. Желание брата представить «начинающего поэта» опытному литератору и услышать его мнение о моих перспективах на будущее было понятно, но лично у меня само слово «писатель» в юности вызывало такое острое ощущение благоговения и страха, какое обычно испытывает изрядно нашкодивший ученик, которому впервые в жизни приходится держать ответ перед строгим родительским комитетом школы.
Большая просторная гостиная писателя по всему периметру была тесно обставлена только книжными шкафами, которые буквально ломились от обилия самой разнообразной литературы, и видя такое богатство, я не мог спокойно усидеть на своем стуле и, забыв про всякие приличия, тут же ринулся с ними знакомиться. Однако, мой естественный порыв несколько остудил укоризненный взгляд брата и мне пришлось нехотя ретироваться на прежнее место. Правда, я заметил, что мой порыв не остался незамеченным хозяином дома, которому, видимо, пришелся по душе откровенный творческий азарт молодого человека, потому что, перехватив мой жадный взгляд в сторону книг, он с легкой ностальгической грустью в голосе произнес:
- Этот юноша напомнил мне самого себя полувековой давности. В те годы каждая еще не прочитанная книга возбуждала мое воображение и любопытство, как в нынешние времена некоторую молодежь возбуждает каждая необъезженная ими марка автомобиля или мелькнувшая в толпе прекрасная незнакомка. Сколько воды утекло с тех пор, но, как я заметил, это чувство неподвластно никакому времени…
После объяснения цели нашего визита и последовавшего за этим непродолжительного чаепития настала очередь детального разбора моих стихотворных опытов. Раскрыв тетрадь, Магомед Махиевич принялся молча перечитывать стихи и лишь изредка его серьезное и сосредоточенное лицо оживало ироничной улыбкой, а мы с братом, затаив дыхание, ожидали развязки. С неторопливостью, присущей многим пожилым людям, писатель одолел все двенадцать рукописных листов и только после этого нацелил на меня испытующий взгляд.
- Молодой человек, все твои стихи написаны торопливо, как бы в едином порыве, но нужно признать, из некоторых вещей мог бы получиться толк, если у тебя хватит терпения вернуться к ним и хорошенько поработать. Ты должен понять, что в любом деле, и особенно в поэзии, вдохновение и талант – это, конечно, очень важные составляющие, но окончательного совершенства стихотворения можно достичь только посредством тяжкого труда. Возьмем твое наиболее удачное, на мой взгляд, стихотворение «Кавказская весна». Ответь мне: сколько времени тебе понадобилось, чтобы его написать?
- Точно не помню, кажется, минут тридцать-сорок.
- Я так и ожидал, а ты знаешь, как работал В.Маяковский над своими произведениями? Например, только одну первую строку своего знаменитого стихотворения «С. Есенину» он переделывал одиннадцать раз! В первом варианте поэт написал: «Вы ушли, Есенин, в мир иной», а затем подумал, что обращение «Есенин» слишком официально, даже отстраненно, и поэтому заметно вредит искренности стихотворения. Поразмыслив так, он тут же набросал второй вариант: «Вы ушли, Сережа, в мир иной», но немного подумав, решил, что о его сложных отношениях с покойным поэтом знала вся литературная общественность страны и поэтому обращение «Сережа» звучит фальшиво и неискренне. Нет, так не годится, рассуждал В.Маяковский и множество раз менял конструкцию первой строки, пока, наконец, не остановился на последнем (одиннадцатом!) варианте: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Вот как нужно оттачивать стихи и работать в поте лица, чтобы читатели оценили и полюбили твою поэзию.
Еще много полезных напутственных слов сказал мне в тот день уважаемый Магомед Махиевич, а на прощание подарил ту самую книжку В. Маяковского «Как делать стихи», примеры из которой он приводил перед этим.
К большому сожалению, уроки творчества от М. Хашагульгова не пошли мне впрок и я не стал известным поэтом, но светлую память об этом добром и в то же время профессионально строгом наставнике я сохранил на всю оставшуюся жизнь.
Латыров Виктор
«Сердало»
У нас много хороших писателей. И это факт, один Базоркин чего стоит.
Отправить комментарий