ЧГУ - не МГУ, Кавказ - не Москва

Чечня и Ингушетия без иностранных студентов

Одними из пунктов рейтинга Минобрнауки РФ стали материальная база вузов, а также число зарубежных студентов в них. Соответственно в списки неэффективных попали все государственные вузы Чечни, Ингушетии, которые не то, что для иностранцев, но и для большей части россиян остаются опасными регионами.

Поэтому и называют в этих республиках необъективными критерии отбора эффективных вузов Минобрнауки. «Прежде всего, в оценке эффективности вуза не учитывается пресловутая специфика региона. Например, критерий, определяющий долю иностранных студентов. Какие толпы иностранных студентов будут в регионе, где то в одной республике, то в другой – то и дело возникают очаги напряженности. Да, у нас спокойно. Но совсем недавно мы пришли к этому спокойствию», – говорит проректор по учебной части Чеченского государственного университета (ЧГУ) Руслан Кутуев.

Он напомнил об условиях, в которых находились вузы Чеченской республики. «Если все вузы России развивались несколько десятилетий, имея определенную инфраструктуру как учебного, так и научного назначения, то в Чеченской республике в ходе двух войн полностью разрушены учебные корпуса, научные лаборатории, материально-техническая база наших трех вузов», – констатировал Кутуев.

Строимся с нуля

По словам проректора ЧГУ, вузы в Чечне были воссозданы в 2000 году. «Тем не менее, после отмены режима КТО на территории республики идет процесс интенсивного строительства учебных корпусов. В этом году завершено строительство большого учебного корпуса ЧГУ на своем историческом месте общей площадью около 38 тысяч квадратных метров. Начато строительство студенческого кампуса на территории более 100 гектаров! Сдан новый корпус Грозненского государственного нефтяного технического университета. В прошлом году пединститут восстановил свое здание на историческом месте. То есть мы развиваемся, строимся с нуля», – сказал Кутуев.

Говоря о критерии, определяющем научный потенциал вузов, Руслан Кутуев считает нецелесообразным сравнивать центральные вузы, куда происходят систематические вливания в науку в течение десятилетий, и вузы Чечни, где научная база была полностью уничтожена.

Тем не менее, и в научной области, по его словам, есть определенные успехи. «Я считаю кощунственным сравнивать нас с центральными вузами и делать какие- то нарекания», – заключил проректор ЧГУ.

Упразднение вузов Кавказа может вызвать махинации с ЕГЭ и радикализацию молодежи

По мнению преподавателя одного из вузов Чечни, пожелавшего остаться неназванным, последствия предполагаемого реформирования системы высшего образования на Кавказе могут быть негативными.

«В региональные вузы в основном поступают выпускники школ именно данного региона. Только в Чечне ежегодно выпускается 11-12 тысяч школьников. Ну, закроют под этим надуманным предлогом десятки вузов на Северном Кавказе. Составители этого списка подталкивают к тому, что выпускникам школ будут “рисовать” запредельные баллы по ЕГЭ. Но готовы ли вузы центральной России принять десятки тысяч наших выпускников?» – задался вопросом собеседник.

О возможных негативных для северокавказской молодежи последствиях подобного рейтингования вузов предупреждает и старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.

«Не стоит отрицать, что вузы на Кавказе сдали свои позиции в качестве образования в последние 20 лет. Этому способствовали и отток лучших специалистов за пределы Кавказа, и разросшаяся коррупция, и местечковость образования, когда обучение, аспирантура и защита диссертаций осуществляются “на месте”, и молодой специалист не знает ни одной исследовательской площадки, кроме своего родного вуза. Сказывается и подбор преподавателей не по профессиональным качествам, а по принципу родства и так далее», – говорит Наима Нефляшева.

Но, тем не менее, по ее мнению, критерии оценки вузов, разработанные Минобрнауки, крайне сомнительны. «Например, один из основных критериев – это коммерческая эффективность. Получается, что вуз, который сдал все помещения в аренду, имеет больше шансов быть эффективным, чем тот, который предпочитает развивать социальную поддержку студентов», – отмечает эксперт.

Другой критерий – количество иностранных студентов – вообще, по словам Наимы Нефляшевой, не зависит от руководства вуза, а определяется решением самого Минобрнауки РФ.

«Чего добивается министерство, пока не совсем понятно. Если закроются вузы, которые оно сочло неэффективными, то куда деваться их преподавателям и студентам?», – задается вопросом эксперт.

Как напоминает Нефляшева, социальные лифты на Кавказе не работают. «Молодой человек из обычной семьи даже с отличными оценками в дипломе практические не может найти соответствующую работу, а на московском рынке его даже самое блестящее резюме вообще могут не рассматривать. Они просто могут оказаться на улице или в лесах. Наверное, это будет более эффективный результат?», – заключила эксперт.

аватар: Басир Ком

Бездарные чиновники в российском правительстве делают очередной шаг для развала системы образования. Меньше госвузов - меньше бюджетных выделений на вузы - больше денег для воровства. Достаточно вспомнить готовившиеся ими законопроекты о платных предметах в школе. Сегодня в минобразовании сидят те, кого кроме денег, которые можно сделать на образовании, ничего не волнует, а для достижения этой цели принимаются неэффективные, непопулярные и абсолютно ненужные меры. Неважно, что принесут реформы, важно, чтобы они регулярно проводились, чтобы народ не успел опомниться, пока образование не будет полностью развалено. А образование - это будущее любого государства. Сегодня делают шаги для развала системы образования, завтра не будет нормальных образованных людей, а тотальный непрофессионализм снизу до самого верха после завтра приведет к развалу государства, а деньги, не потраченные на образование уже давным-давно будут в Израиле.

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
  _    __     ____    _____ 
/ | / /_ |___ \ |___ /
| | | '_ \ __) | |_ \
| | | (_) | / __/ ___) |
|_| \___/ |_____| |____/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021