Абрек
или о том, как мужество ингуша спасло жизнь смелого чеченца
Отважному воину-интернационалисту, Герою России
Юнус-Беку Евкурову посвящается
В Притеречье жил абрек Саадулла. Любимец простонародья. Будучи по жизни очень смелым человеком, он всегда заступался за слабого и оскорбленного бесчинствующими царскими чиновниками. На его совести были судьи, прокуроры, приставы и даже глава одной из станиц. Абрек был объявлен жандармерией еще тогда во всероссийский розыск, по подозрению участия в налете на Кизлярский банк в конце марта 1910 года в составе отряда легендарного абрека Зелимхана.
Сам Саадулла, будучи безграмотным, об этом не знал. Да и знай, не особо прятался бы от властей. Каждый абрек мечтал умереть в бою. И он знал, что в любое время может встретить смерть.
Как-то по своим делам Саадулла приехал в Ингушетию. В Назрани то ли из-за четкой работы жандармерии, то ли по доносу вездесущих тайных филеров полиции, он был задержан, арестован, затем осужден на смертную казнь через повешение. И этот жуткий час настал.
В центре Назрани на видном месте соорудили эшафот, устроили виселицу и назначили день казни. Народу собралось достаточно. Руководил этой трагической церемонией сам начальник судебных приставов Назрановского округа полковник Князев.
Саадулле дали последнее слово. Абрек задумался и сказал:
- Ваша честь, господин полковник. О вас идет слава, как о честном и мужественном человеке. Горцам понравилась ваша справедливость. И всем абрекам было объявлено, чтобы мы вас не трогали. Сегодня, в этот трудный час, мне нужна твоя помощь. Дай мне 24 часа, поверив на слово, что я вернусь. У меня дома осталось неотложное дело. Не решив его, я не имею права умереть.
- Вот это да! - усмехнулся полковник. - Как я могу отпустить с эшафота осужденного бандита под честное слово? Это еще неслыханная дерзость.
Пристав, где-то в глубине души уважающий горцев за их честность и почти детскую наивность, прошелся по эшафоту, задумался и сказал:
- За такую твою откровенность и надежду на жизнь в безвыходном положении, я могу сделать исключение из правил. Если в этой толпе зевак найдется мужчина, готовый поверить тебе на слово и остаться вместо тебя в арестантах, зная, что через 24 часа его казнят, то я согласен. Прости, господин абрек, сам тебя без залога отпустить не могу. Ты не вернешься - расстреляют меня. И пойдет молва, как о продажном офицере.
Саадулла подошел к краю эшафота и крикнул в толпу:
- Ингуши, а может и чеченец в гостях, есть среди вас мужчина, кто поверил бы мне на слово и согласился быть повешенным, если я по каким-либо обстоятельствам не вернусь в назначенный час?
Не успел абрек закончить свою речь, от толпы отъехал всадник и соскочил на эшафот:
- Саадулла, да не будь ты беден душой, как мог такое подумать про ингушей. Вот тебе мой скакун и доспехи. Меня зовут Дахкильг. Если Аллаху будет угодно, пусть моя голова висит на этой шелковой веревке. Бывай.
Удивленный полковник с умилением смотрел на этих двух горцев. Ему было не понять, как один незнакомый джигит готов умереть за бандита поверив ему на слово. Он приказал надеть наручники и кандалы на Дахкильга. Тем временем Саадулла, надев доспехи ингуша, ловко вскочил в седло скакуна и поминай, как звали. Удивленная толпа не знала, что делать ей: расходиться или все 24 часа ждать развязки странного события. А время учетное пошло.
Когда тебе от нее что-то надо - время летит пулей, а когда ее торопишь - ползет черепахой. Так случилось и здесь. Тревожные сутки мигом пролетели. Дахкильга привели на виселицу, подняли на эшафот, дали последнее слово, где он сказал:
- Помоги Аллах этому абреку свершить свое неотложное дело! У меня все!
Полковник еще раз прошелся по эшафоту. Посмотрел на дорогу. С наблюдательной вышки ему доложили, что на пути к крепости Назрань всадника нет.
Пристав бросил золотой рубль палачу, и он на четвереньках пополз выбить табурет из-под ног Дахкильга.
- Не смей, грязная собака дотрагиваться до табуретки! - пригрозил ему мужественный ингуш. Повернулся в сторону площади и попросил прошения у сородичей, если где кого случайно обидел. Передайте этому чеченцу-смельчаку, когда он вернется, что я у матери был один и пусть он ее похороны возьмет на себя. Дахкильг подпрыгнул и сбил табурет из-под своих ног.
И в это время из толпы слышен был неистовый крик: «Пропустите! Ради Аллаха дайте дорогу!». До виселицы оставалось метров сто. Саадулла на высоком скаку снял с плеча карабин ингуша и прицельно выстрелил. Веревка оборвалась и еще не успевший задохнуться, Дахкильг, словно юноша соскочил.
В удивленной толпе раздался рев: восклицания, причитания, восхваления Аллаха.
Саадулла вскочил на эшафот и крепко обнял своего земляка, безумно храброго ингуша. Снял с его шеи остаток веревочного узла, едва ослабленного. Надел на него его же доспехи и вернул узду и скакуна, сказав: «Не конь, а настоящий Буракъ». А для горца нет лучше похвалы, чем сказать доброе слово о его скакуне.
Полковник Князев им не мешал. Ему невольно пришел на память эпизод из воспоминаний генерала Голенищева, который был прикреплен царем к сосланному имаму Шамилю. И он грозному воителю Кавказа задавал самые каверзные вопросы. Однажды спросил:
- Имам, если не секрет, расскажи мне, в чем феномен ваших побед над многочисленной царской армией?
Шамиль ответил:
- Мое войско в основном состояло из чеченцев. А у них клич: «Не тот храбрец, кто думает о последствиях». Я тебе сейчас это покажу более образно. Со мной мой зять Хаджи, он, будучи аманатом, воспитывался в чеченской семье до 20 лет. Вот смотри, что сейчас произойдет:
- Хаджи! - крикнул имам.
- Я весь во внимании, - словно призрак предстал перед нами Хаджи.
- А ну-ка, застрелись!
- Именем Аллаха! - Хаджи поднес пистолет к виску и нажал курок. Случилась осечка. Второй раз, тоже. Тут генерал выхватил из его рук пистолет и нажал на курок. Раздался выстрел. В зал заскочил взволнованный адъютант капитан Руновский. Я ему приказал:
- А ну-ка, застрелись, капитан!
- За что, Ваше Высокоблагородие! - Руновский упал на колени передо мной и имамом….
Теперь подобная картина, вернее, ее часть полковник Князев уже видел своими глазами. И представил себе, сколько сцен мужества было на Кавказской войне.
Саадулла, проводив Дахкильга, поднялся на табурет, надел петлю на свою шею и ждал команды пристава.
Более всех не подготовленным к такому повороту событий оказался полковник. На его мужественном лице забегали желваки, из глаз повалили слезы умиления. Ему на ум пришла гениальная мысль, достойная восточных мудрецов. Князев посмотрел в толпу горцев, которая заняла всю огромную площадь и крикнул:
- Вы все видели, как во время казни оборвалась веревка?
- Все, Все! - хором ответили ингуши.
Он подошел к Саадулле и попросил его сойти с табурета. Снял с его шеи петлю и обратился снова:
- Солдаты и господа служивые! Вы все свидетели, как во время казни оборвалась веревка?
- Да! - ответили военные.
Полковник торжественно произнес:
- По Закону Великой России за одно преступление дважды не вешают! Все свободны! И вы тоже, господин абрек!
Майдан заревел:
- Это настоящий урус! Да здравствует, Великая Россия!
… Саадулла дожил до глубокой старости. И умер своей смертью. Не знаю, бросил ли он свои разбойные дела или нет. Но потомкам завещал, чтобы они чистому русскому верили, как своему старшему брату!
http://gazeta-serdalo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22...
я немогу понять причем тут товаришь евкуров
Далеки от ислама все эти выстрелы в себе в висок и выбивание табуреток из под своих ног.
Сказки стали писать в стиле Шахерезады. Автора повесить. Да еще кому посвятили, верноподданому всея руся, Евкурову.
При чем тут евкуров?!
Может просто посвящает
Что рэ говори денал долаж хиннаб
до слез... но надо заметить шас не те чеченцы чтоб им так доверять.. и еше почему посвящается Евкурову?
«Нет права подчиняться созданному, ослушиваясь Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17172).
не надо так писать.. есть и не те чеченцы, и не те ингуши. Ларт вар, ларт ва хьон!
ne tebe uchit chto pisat a chto net
«Нет права подчиняться созданному, ослушиваясь Создателя» (Джамиуль-ахадис, № 17172).
да я тебя и не собирался учить, это простая истина. а девушку, красит скромность, особенно мусульманку...
Он прав зачем дерзишь, не надо говорить за всю нацию
Воистину Вайнахи!
Отправить комментарий