Зависть

Исламские ученые делят зависть на два вида – белую и черную. Хасад (черная зависть) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами.
При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, которыми не обладает он, чтобы они не пользовались успехом. Однозначно, верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Черная зависть и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе.

Белая зависть – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями желает достигнуть таких же успехов. Это относится к допустимому, положительному.
Хочется поподробнее поговорить о черной зависти. Так как сегодняшняя жизнь буквально обрамлена негативным влиянием этого качества. Сегодня многие болеют этим недугом, независимо от своего материального или иного положения. На первый взгляд это может показаться парадоксальным: разве облеченный властью и всеми благами испытывает подобное? Как ни странно, да. Ведь дело все же не во взаимоотношениях богатый-бедный или везучий-неудачливый, а в причине возникновения этого чувства, т.е. в сравнении себя с другими, вне зависимости от занимаемого положения. Помимо всего прочего, черная зависть опасна еще и тем, что временами она не ограничивается просто желанием, а заставляет переходить к действиям, когда завистник начинает строить козни, распускать слухи и клевету, а порой применяет физическую силу.
Зависть – самое действенное орудие в руках иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30).
По Корану известно, что иблис отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76). Конечно, не только зависть послужила этому причиной. Но факт, что некое чувство зависти поразило иблиса – «Почему не я, а он?»
Также в истории Юсуфа (мир ему) мы видим, что зависть, возникшая на почве «первенства» одного из братьев перед отцом, привела к намерению убийства единокровного брата.
Поэтому можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки».
Какие точные слова, передающие всю сущность зависти! Ведь действительно, кто больше всех страдает от зависти? Конечно же, сам завистник. Он сам отнимает свой покой, сам очерняет свою жизнь, сам лишает себя счастья. Зависть разъедает его душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Завистник своими поступками может свести на нет все свои благие деяния, которые он совершал в течение жизни. Действительно, если вы хоть раз испытывали зависть, то наверняка знаете, как были несчастны в это время. Таким образом, в этом состоянии мы умудряемся растрачивать свои собственные силы на постоянное отслеживание чужих способностей и удач.
Однако вследствие этого человек не вызывает ничего другого, кроме жалости, поскольку как раз то, что он злится, и указывает на его озабоченность – и даже не столько собственной бедностью, сколько богатством других». Всем знакомы такие выражения: «Раз богатый – значит вор», «Раз политик – значит негодяй». Мы часто слышим их, но это признаки зависти, это гнев души. Вы, наверное, замечали, что завистливые люди действительно часто злятся. Но, как правило, этим людям даже не приходит в голову, что надо злиться на самих себя из-за отсутствия определенных способностей, которые принесли бы удачу. Не стоит забывать, если культивировать в себе зависть в течение долгого времени, то это может превратить вас в брюзгу и глубоко несчастного человека.
Передается со слов Абу-Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха».
Имам Али (да будет мир с ним) говорил, что нет душевной болезни хуже зависти: «Зависть – самая худшая болезнь». Эта болезнь способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются слова Имама Али: «Завистник не способен дружить».
Охваченный завистью человек, возможно, сам того не сознавая, начинает испытывать недовольство по отношению к справедливости и мудрости Аллаха. И тогда его сердце перестает наслаждаться искренней верой во всеобъемлющую милость Творца.
В следующем хадисе от Имама Али (да будет мир с ним) сказано: «Зависть стоит у истоков всех мерзких нравственных качеств». Сплетни, доносы, клевета, подозрение, ложь, вероломство в большинстве случаев исходят от завистников, которые этим путем потакают охватившей их зависти.
Порой в появлении зависти не последнюю роль играют убеждения человека. Можно сказать, что завистливый человек не обладает твердой верой в могущество Аллаха, в Его справедливость, мудрость и благосклонность. Завистливый человек словно возражает Аллаху: «Почему Ты дал милости этому человеку? Почему Ты не дал эти милости мне?»
Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием и успехом других.
Но как бы ни было тяжело это осознавать, только низкий человек страдает от того, что у других лучше, чем у него. И сегодня как никогда актуальны слова имама Аль-Газали из его книги «Ихья Улюмид-дин» (да будет доволен им Аллах):
«Знай, что одной из серьезнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от нее нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймет, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через нее он становится врагом самому себе и другом своего врага».
Поэтому мы должны работать над своим сердцем. Если мы страдаем от высокомерия, любви к показухе, зависти, нам нужно бороться с этим. И нам нужно проверять себя на эти болезни. Ведь для того чтобы зерно росло в почве, время от времени нужно разрыхлять ее и ухаживать за ней. А вера, как зерно в наших сердцах. Не стоит забывать, зависть (черная) и любовь к Богу не могут жить в сердце одновременно. Одно непременно вытесняет другое. Так давайте же любовью к Богу вытеснять из своих сердец все пороки и недостатки!

М. МУСЛИМОВ

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
  _   ____    _____    __   
/ | | ___| |___ / / /_
| | |___ \ |_ \ | '_ \
| | ___) | ___) | | (_) |
|_| |____/ |____/ \___/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021