РАССКАЗ ДНЯ

Мы так много слышим и знаем о таких великих сподвижниках Пророка (мир ему и благословение), как Салман аль-Фариси, Билял, Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах). Истории их пути в ислам, их жертв ради истины вызывают у нас то улыбку, то слезы, и неизменно дают нам, современным мусульманам, почувствовать связь с нашим исламским прошлым.

Но не обо всех сподвижниках мы слышим так часто, тогда как их жизнь была наполнена не менее тяжкими испытаниями и они ничуть не в меньшей степени заслуживают того, чтобы быть для нас образцом благочестия.

Один из сподвижников, чьи имена мы порой неоправданно обходим вниманием, это Саид ибн Амир аль-Джумахи. Хотелось бы поведать о его жизни словами из книги доктора Абдальрахмана Раафат аль-Баши (`Abd al-Rahmān Ra’fat Al-Bāsha) «Сувар мин хайят аль-сахаба» (Очерки о жизни сподвижников). Надеюсь, что вы найдете его историю не менее трогательной и воодушевляющей, и она также глубоко затронет ваши сердца, умы и души.

Жизнеописание Саида начинается с его детства в Мекке. Ему выпала судьба стать свидетелем сцены, которая навсегда врезалась в его память и бесповоротно изменила его жизнь.

Он оказался в числе тысяч людей, приглашенных наблюдать расправу над сподвижником Пророка (мир ему и благословение) Хубайбом ибн Ади, схваченным курайшитами. Саид был молод и проворен и пробрался сквозь толпу в первые ряды, чтобы посмотреть вблизи на пленника курайшитов. Он увидел закованного в цепи Хубайба, которого со всех сторон толкали к месту казни. Убийством Хубайба толпа хотела воздать Мухаммаду (мир ему и благословение) и отомстить за курайшитов, погибших в битве при Бадре.

На глазах у Саида Хубайба подвели к месту расправы. Среди воплей женщин и детей он услышал его тихий, твердый голос, попросивший разрешить ему совершить перед смертью два ракаата намаза. Он увидел, как приговоренный к смерти обратился к кибле и спокойно и с достоинством начал молиться. После молитвы Хубайб повернулся к предводителям курайшитов и бесстрашно сказал:

«Клянусь Аллахом, если бы я не предполагал, что вы расцените продолжение моей молитвы как страх смерти, я продолжил бы молиться».

Затем Саид своими глазами увидел, как Хубайба подвергли страшным пыткам: у него отрезали куски плоти и издевательски спрашивали, не хочет ли он, чтобы на его месте был Мухаммад. На это мученик непреклонно отвечал:

«Клянусь Аллахом, я бы не желал спасения и возвращения к родным, если бы за это Мухаммаду пришлось вытерпеть хотя бы укол колючки».

Толпа была в ярости. Она вопила еще громче и требовала смерти Хубайба. Саид увидел, как с креста Хубайб поднял глаза к небу и произнес:

«О Аллах, сократи их число и не позволь уйти от кары никому из них».

После этого он испустил последний вздох, а его исколотое и израненное тело осталось висеть на кресте.

Толпа разошлась. Курайшиты занялись своими делами и постепенно забыли о Хубайбе и его смерти. Но этому человеку, Саиду ибн Амиру, не суждено было забыть о ней никогда. Он стал видеть мученика во сне, его образ стоял у него перед глазами наяву, мысленным взором он снова и снова смотрел на человека, тихо совершающего последних два ракаата в своей жизни. В его ушах постоянно звучал голос Хубайба, призывающего кару на курайшитов, и юноша боялся, что его в любую минуту поразит гром или на него с неба упадет камень.

От Хубайба Саид узнал что-то, чего не знал ранее. Он узнал, что истинная жизнь – это жизнь с верой в Бога и готовностью ради этой веры принять любые испытания, даже саму смерть. Он также узнал, что настоящий иман (вера в Бога) дает невообразимую силу. И он понял еще одну вещь: человек, любимый своими сподвижниками до такой степени, несомненно Посланник, получающий божественную помощь с небес.

Даровав ему это осознание, Аллах привел Саида в ислам. Не медля, Саид перед группой людей объявил себя мусульманином и отрекся от грехов и злодеяний курайшитов, от их идолов и лжебогов.

После этого Саид переселился в Медину и стал сопровождать Пророка (мир ему и благословение). Он был свидетелем битвы при Хайбаре и последующих сражений. Когда его любимый Пророк (мир ему и благословение) скончался, Саид служил халифам Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) и прожил образцовую жизнь праведника.

Последователи Пророка знали о честности и богобоязненности Саида и часто обращались к нему за советом. Однажды в начале правления халифа Умара, Саид пришел к Умару и сказал:

«О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми, а не бояться людей в отношениях с Аллахом. Пусть твои слова не расходятся с делами, ибо лучшая речь – это речь, доказанная действиями…»

«О Умар, никогда не теряй из виду тех, за кого ты отвечаешь перед Аллахом, мусульман близких и далеких. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье, отвергай для них то, что отвергаешь для себя и своей семьи. Пройди через любые испытания ради истины, и не бойся ничьих обвинений».

«Кто способен на все это, Саид?» — воскликнул Умар.

«Тот, кому, как тебе, Аллах даровал руководство над уммой Мухаммада, мир ему, и тот, между кем и Аллахом никого нет».

Тогда Умар решил воспользоваться помощью Саида. Он назначил его правителем Хомса, на что Саид стал заклинать его Аллахом избавить его от этого испытания.

В ответ разгневанный Умар произнес:

«Горе вам… вы возложили это дело на меня (т.е. халифат) и теперь бросаете меня! Клянусь Аллахом, я от тебя не отстану».

Так Умар назначил Саида правителем Хомса и спросил, не назначить ли ему жалование. Саид сразу отказался:

«Что мне с ним делать, о амир аль-муминин?! Моя доля из казны превышает мои потребности».

И Умар отправил Саида править Хомсом. Через некоторое время через город проезжали люди из Хомса, которым Умар доверял. Он попросил их написать имена нуждающихся жителей. Когда они подали ему список, он с удивлением обнаружил в нем имя Саида ибн Амира.

Не веря своим глазам, Умар спросил, кто такой Саид ибн Амир, и услышал в ответ, что это правитель Хомса.

«Ваш амир беден?», — спросил пораженный Умар.

Они подтвердили:

«Клянемся Аллахом, в его доме уже много дней не разжигали очага (для приготовления пищи)».

Узнав это, Умар залился слезами и плакал так сильно, что у него промокла борода. Он взял тысячу динаров, положил их в мешок и велел людям из Хомса:

«Передайте ему мой салям и скажите, что повелитель правоверных посылает эти деньги, чтобы помочь тебе в нужде».

Гонцы привезли деньги Саиду. Он открыл мешок и сразу отложил в сторону со словами:

«Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», как будто на него обрушилось несчастье.

Его жена удивленно спросила:

«Что случилось, Саид?… Не умер ли повелитель правоверных?»

«Нет, хуже», — ответил Саид.

«Мусульман постигло какое-то бедствие?»

«Нет, еще хуже».

«Но что же может быть хуже?!»

«Дунья (материальный мир) вторглась в мою жизнь, чтобы сокрушить мой ахират (положение в загробной жизни), и фитна (соблазн) вошел в мой дом».

Ничего не зная о деньгах, она просто сказала:

«Так избавься от нее».

Вместе они разложили динары по мешочкам и раздали бедным мусульманам.

Незадолго до этого Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) прибыл в Шам, чтобы узнать положение дел. В те времена Хомс называли Аль-Кувайфа (уменьшительное от «Куфа»), потому что его жители, как и жители Куфы, постоянно были недовольны своими правителями. Неудивительно, что на вопрос халифа, что они скажут о своем правителе, они сразу стали жаловаться на четыре вещи – одна хуже другой. Умар пригласил Саида и помолился Аллаху о том, чтобы Саид, которому он доверял, его не разочаровал.

На вопрос, что же не нравится им в Саиде, люди ответили:

«Он не выходит к нам ранним утром».

«Что скажешь на это, Саид?», — спросил Умар.

Чуть поколебавшись, Саид ответил:

«Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но приходится: у моей семьи нет слуги, поэтому я встаю рано утром, замешиваю тесто и жду, пока оно подойдет, а потом пеку хлеб. Затем делаю омовение и выхожу к людям».

«На что еще вы жалуетесь?», — спросил людей Умар.

«Он не отвечает нам по ночам», — сказали они.

«Как ты это объяснишь, Саид?», — спросил Умар.

«Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но приходится: день я посвящаю им, а ночь – Достославному и Всемогущему Аллаху».

«Какая еще у вас жалоба?», — спросил Умар.

«Один день в месяц он вообще не выходит».

«Что такое, Саид?», — спросил Умар.

«О амир аль-муминин, у меня нет другой одежды, кроме той, что на мне. Раз в месяц я стираю ее и сижу дома, пока она не высохнет, и только к вечеру выхожу к людям».

«И какая же ваша последняя жалоба?», — спросил Умар.

Они сказали:

«Время от времени на него что-то находит, и он не понимает, кто сидит рядом с ним».

«Как ты это объяснишь, Саид?», — воскликнул Умар.

«На моих глазах убили Хубайба ибн Ади, когда я был мушриком. Я видел, как курайшиты изувечили его тело, спрашивая, не хотел бы он, чтобы на его месте оказался Мухаммад. Но Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, я бы не желал спасения и возвращения к родным, если бы за это Мухаммаду пришлось вытерпеть хотя бы укол колючки…». Клянусь Аллахом, с тех пор не было ни дня, чтобы я ни вспоминал об этом и о том, что не помог ему тогда, и я боюсь, что Аллах не простит меня за это. Поэтому я становлюсь сам не свой».

Тогда Умар воскликнул:

«Хвала Аллаху, Который не позволил мне разочароваться в Саиде!»

Позже он послал Саиду еще тысячу динаров на его нужды. Когда жена Саида увидела эти деньги, она сказала:

«Хвала Аллаху, тебе больше не нужно будет заниматься домашними делами. Пойди купи еды и приведи слугу».

«Хочешь кое-чего лучшего, чем это?», — спросил Саид.

«Что же это может быть?», — спросила жена.

«Мы отдадим эти деньги Тому, кто нам их вернет, когда мы будем в большей нужде, чем сейчас».

«Как это?», — снова спросила она.

«Мы одолжим Аллаху этот прекрасный заем» [«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас…» (Коран, 64:17)].

«Да вознаградит тебя Аллах добром (за это)», — отвечала жена.

И Саид не сошел со своего места, пока они не разложили все динары по мешочкам. Потом он сказал кому-то из семьи:

«Возьмите их и отдайте вдове такого-то, сиротам, беднякам, таким-то нуждающимся семьям».

Это была простая, скромная и благочестивая жизнь человека, который всегда думал, в первую очередь, о других, несмотря на собственную бедность.

Да будет Аллах доволен Саидом, Хубайбом и всеми сподвижниками! И да очистит Он наши сердца, дарует нам силы и смелость следовать по стопам этих праведников.

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
  ____    _  _     ____     __   
| ___| | || | |___ \ / /_
|___ \ | || |_ __) | | '_ \
___) | |__ _| / __/ | (_) |
|____/ |_| |_____| \___/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021