Повышение социальной активности через участие в бюджетном процессе и субсидии для некоммерческих организаций: повестка для Ингушетии
Лечебно-оздоровительный комплекс «Армхи» принял 4 – 7 октября участников семинаров-тренингов «Бюджетный процесс как форма защиты интересов муниципального образования. Участие общественности в бюджетном процессе» и «Муниципальный грант как форма вовлечения населения в решение вопросов местного значения».
Семинары были организованы для депутатов, муниципальных служащих и представителей некоммерческих организаций республики Ингушским отделением Российского Красного креста в рамках программы «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия».
Главной идеей мероприятия стали слова: «Местный бюджет – это не смета, а стратегия развития». Представители НКО и органов местного самоуправления обучались вовлечению граждан в решение социальных проблем на местном уровне. Из большого перечня возможностей были выбраны два направления, которые наиболее актуальны в настоящее время и исходят из потребностей, обозначенных самими жителями территории: участие граждан в бюджетном процессе и предоставление ресурсов для поддержки социальной активности людей.
В качестве ведущих выступили сотрудники Южного регионального ресурсного центра доктор политических наук М. Савва и кандидат социологических наук И.Мардарь. На первом этапе семинара-тренинга был выявлен широкий спектр ожиданий участников:
1. Как участвовать в бюджетном процессе.
2. Узнать, куда некоммерческая организация может подать заявку на получение целевого финансирования.
3. Прояснить вопросы муниципального бюджета.
4. Узнать все о формировании бюджета.
5. Как разрабатываются целевые программы.
6. Каким образом Ассоциация муниципальных образований может участвовать в разработке и реализации целевых программ.
7. Как правильно применять знания о бюджетном процессе, почему не получается применять их на практике.
8. Как общественности взаимодействовать с администрацией по бюджетному процессу.
9. В чем может проявляться общественное участие в разработке и реализации целевых программ.
10. Общение с другими участниками.
11. Как взаимодействовать с населением по бюджету.
12. Вопросы противодействия коррупции.
13. Как контролировать бюджет.
Формулирование таких широких по содержанию запросов говорит о том, что для определения более конкретных ожиданий у большинства участников не хватало знаний.
В процессе работы на семинаре было заметно, как менялись представления участников, «разбивались» такие стереотипы, как: «бюджет – это удел профессионалов-экономистов», «в бюджете всегда нет денег», «граждане не могут внести свои предложения в бюджет».
Знакомство с темой началось с дискуссии и уточнения понятий, терминов, которые используются в работе над бюджетом. Презентации: «Бюджетный процесс», «Целевые программы как инструмент решения социальных проблем», «Прикладной анализ бюджета» и другие помогли «заглубиться» в тему, увидеть возможности гражданского участия.
Чередование теоретических лекций с практическими заданиями дали возможность лучше разобраться в сложных вопросах, касающихся законов и местных нормативных актов, регулирующих бюджетный процесс, увидеть роль представительной, исполнительной власти, СМИ и рядовых жителей.
Деловая игра «Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования» позволила участникам проявить себя в различных ролях, увидеть сложность взаимодействия и зависимость качества принятого решения от количества и состава жителей, вовлеченных в бюджетный процесс. Взрослые, авторитетные люди настолько увлеклись игрой, спорили и отстаивали свои предложения по совершенствованию бюджета, что долго еще не могли выйти из своих ролей. Они отметили, что, к сожалению, в жизни не всегда есть такие публичные дискуссии при планировании и принятии одного из главных документов муниципалитета. Как сказал один из участников: «У нас бюджет на сессии депутаты принимают быстрее, чем здесь шла деловая игра всего лишь о публичных слушаниях».
Подводя итоги «бюджетной» части семинара-тренинга, представители власти и гражданского общества республики так оценили свои приобретения:
1. Я узнала, что такое бюджет и как его составляют.
2. Узнала, как можно представить бюджет населению.
3. Узнал о целевых программах: как их составлять, как в них могут участвовать граждане.
4. Много узнал о бюджете и о том, что его можно подать людям хорошо или плохо.
5. Первый раз участвовала в публичных слушаниях по проекту бюджета (это была деловая игра) – интересно.
6. Много информации, которая дала возможность составить много планов.
7. Узнал о бюджете и как можно с ним работать нам, депутатам.
8. Узнал об участии в бюджетном процессе всех ветвей власти, а также граждан.
В ходе деловой игры и других блоков семинара-тренинга стало очевидно, что общественное участие - слабо используемый ресурс развития муниципальных образований. Например, никто не спорил с важностью привлечения некоммерческими организациями дополнительных к бюджету средств в форме целевого финансирования. В то же время, бурные дискуссии вызвал вопрос о проблемах, препятствующих финансированию НКО из бюджета в целях решения ими социальных проблем. Был предложен следующий список, в котором, однако, далеко не все пункты были поддержаны большинством участников:
1. В муниципальных образованиях существуют положения о конкурсах субсидий для НКО, но такие конкурсы не проводятся из-за отсутствия средств.
2. Нет знаний о грантодающих фондах, члены некоммерческих организаций не умеют разрабатывать заявки.
3. Отношение к иностранным грантам в РИ негативное как со стороны власти, так и общества.
4. Организации, получающие иностранные гранты, постоянно контролируются различными государственными структурами. Это отвлекает от работы, создает негативное отношение.
5. Не хватает информации о конкурсах на получение средств из федерального и регионального бюджетов.
6. Негативный имидж НКО, особенно правозащитных, в глазах власти.
Так, не все согласились с тем, что жители республики отрицательно относятся к зарубежным грантам, используемым на решение социальных проблем. Также было оспорено утверждение об отрицательном отношении населения к правозащитникам, которые делают важное и нужное дело. Более того, федеральное законодательство о социально ориентированных организациях относит правозащитную деятельность к приоритетам гражданского общества, поддерживаемых государством: правозащитные НКО получили возможность для включения в реестры социально ориентированных организаций.
Участники семинара-тренинга предложили создать в городах и районах Ингушетии небольшие по численности группы по продвижению новых методов развития местных сообществ. В такие группы необходимо включать молодых неравнодушных сотрудников администраций, депутатов и некоммерческих организаций. Этих людей нужно систематически обучать на семинарах и тренингах, направлять на стажировки и помогать консультациями. Так можно подготовить квалифицированных авторов целевых программ и нормативных документов.
В отзывах участники тренинга написали: «Я увидел разницу между де-юре и де-факто в работе органов власти», «Стало ясно, что организовать публичные слушания по бюджету – это не так сложно», «Стало более понятно, как составляют бюджет, что он из себя представляет, как я могу принять участие в работе над ним, как гражданин», «Понравился формат живого участия, в активных формах лучше воспринимается информация», «Понравилась работа в группах, потому что я на несколько минут стал настоящим депутатом».
Доктор политических наук М.В.Савва
Отправить комментарий