Польза закята
Хотелось бы затронуть одно из главных Божьих велений, которому, к удивлению, многие не придают должного значения, хотя в Священном Коране данное положение упоминается 30 раз, причём в 28 из них – вместе с обязательной ежедневной молитвой. Речь идёт о закяте.
Закят является одним из пяти столпов ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.
Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.
Каждый, кто выплачивает закят, осознает, что выполняет волю Всевышнего.
И бедный человек, получая закят, чувствует, что это налог братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп ислама - закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.
В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно все, что мы имеем, дается Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами имущества, которое принадлежит только Аллаху.
Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульманин.
В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он предостерег тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, о мучительном наказании в тот день, когда в огне геенны будет их имущество сожжено и будут заклеймены их лбы, бока и хребты. Это то, что они сберегли для самих себя. Так пусть же вкусят то, что сберегли.
В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята.
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят уль-фитр).
2. Закят с имущества (закят уль-мал).
Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п. недопустимы для постящегося так же, как пища и питье.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир), это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди, связанные с закятом (амиль). Это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить шариату.
Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.
Подготовил М.БАРАХОЕВ
"Сердало"
Отправить комментарий