«Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия».
Доклад подготовлен в рамках социального проекта «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия» Ингушского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».
Целью доклада является представление органам государственной власти, местного самоуправления и структурам гражданского общества (некоммерческим организациям, инициативным группам граждан) рекомендаций по повышению эффективности общественного участия в принятии решений органами власти и исполнении данных решений в Республике Ингушетия (РИ).
Представленные в докладе рекомендации основаны на опыте социального проекта «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия», осуществленного в 2012 году и ставшего продолжением успешного проекта республиканского отделения Российского Красного Креста «Улучшение взаимодействия граждан и органов местного самоуправления в Ингушетии». Деятельность в ходе этих двух проектов была сосредоточена на решении проблем местных сообществ, то есть затрагивала в первую очередь участие граждан и некоммерческих организаций в принятии решений и осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне.
В ходе проекта «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия» в 2012 году был проведен комплекс публичных мероприятий, позволивших собрать, обсудить и обобщить мнения жителей республики о различных формах общественного участия и общественного контроля. Среди этих мероприятий – семинары-тренинги для представителей органов местного самоуправления, государственной власти, некоммерческих организаций: «Регламенты предоставления муниципальных услуг. Участие общественности в разработке регламентов», «Общественные советы и палаты как форма взаимодействия населения и органов местного самоуправления», «Бюджетный процесс как форма защиты интересов муниципального образования. Участие общественности в бюджетном процессе», «Муниципальный грант как форма вовлечения населения в решение вопросов местного значения».
Участники названных выше семинаров-тренингов провели также следующие публичные обсуждения в формате коллективных дискуссий: «Проблемы разработки и применения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в Республике Ингушетия»; «Активность и качество взаимодействия населения и органов местного населения в Ингушетии»; «Бюджет и участие граждан»; «Бюджетные деньги для гражданского общества».
Помимо публичных мероприятий, участники проекта из числа представителей органов местного самоуправления и некоммерческих организаций РИ получили экспертную поддержку в ходе разработки ими проектов нормативных документов, направленных на создание условий для участия граждан в решении вопросов местного значения. Проект позволил создать и поддерживать специализированный сайт «Местное самоуправление в Республике Ингушетия».
Различные способы сбора и обобщения мнений граждан, использованные в проекте, позволили сформулировать рекомендации по повышению эффективности общественного участия. Некоторые рекомендации участников проекта, высказанные в ходе мероприятий, были реализованы еще до окончания проекта. Так, в 2012 г. представительным органом (городским Советом) города Карабулак было подготовлено при участии эксперта проекта Положение об Общественной палате города.
Структурно доклад состоит из следующих частей:
1. Характеристика современного состояния общественного участия в принятии решений и общественного контроля на муниципальном уровне в Республике Ингушетия.
2. Рекомендации по повышению эффективности общественного участия и общественного контроля в РИ.
Доклад является открытым документом и предназначен для обнародования и обсуждения на общедоступном сайте «Местное самоуправление в Республике Ингушетия» www.msuri.ru (сайт поддерживается республиканским отделением Российского Красного Креста), в печатных и электронных средствах массовой информации. При подготовке доклада использовались только материалы из открытых источников.
Низкая эффективность деятельности органов власти в республике, коррупция, высокие административные барьеры для бизнеса и населения, неполное и неэффективное выполнение требований ряда федеральных законов сформировали ряд острых социальных проблем:
− низкий уровень осведомленности граждан о деятельности органов власти и недостаточная включенность граждан в процесс принятия общественно значимых решений;
− низкий уровень взаимного доверия граждан и представителей органов власти всех уровней в Республике Ингушетия;
− высокий уровень агрессии и проявлений насилия, особенно в молодежной среде;
− высокий уровень протестных настроений;
Развитие общественного участия и общественного контроля в республике не только является одним из важных направлений решения названных выше проблем, но и соответствует политической воле федеральных органов власти, представленной в федеральных законах и концепциях.
Рекомендации по повышению эффективности общественного участия и общественного контроля в Республике Ингушетия
Представленные рекомендации разработаны так, чтобы их можно было реализовать на практике в ближайшее время.
1. Провести открытое обсуждение проекта республиканской целевой программы развития гражданского общества. Предусмотреть по итогам обсуждения включение в целевую программу направления поддержки некоммерческих организаций «Развитие общественного участия в принятии решений органами власти и развитие гражданского контроля».
2. Организовать общественно-государственный мониторинг административных регламентов предоставления муниципальных услуг, действующих в муниципалитетах РИ. Провести в 2012 г. в качестве первого этапа мониторинга исследование административных регламентов силами специально сформированной рабочей группы из представителей органов государственной власти РИ и общественных экспертов. Оценить полноту размещения административных регламентов на официальных сайтах органов местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
3. Сформировать в муниципальных образованиях РИ совместные рабочие группы из представителей органов местного самоуправления и общественных экспертов для ежегодной оптимизации регламентов услуг, подлежащих оптимизации на основе оценки их качества, востребованности и значимости для граждан и бизнеса в соответствие с требованиями Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 – 2013 гг.
4. Организовать силами организаций гражданского общества контроль качества предоставления муниципальных услуг путем контрольного получения этих услуг с фиксацией всех этапов и обнародования специальных докладов. Содействовать некоммерческим организациям в осуществлении такого контроля предоставлением целевого финансирования на конкурсной основе.
5. Организовать проведение общественно-государственного мониторинга официальных сайтов муниципальных образований РИ с подготовкой прикладных рекомендаций по каждому сайту по критериям: полноты размещаемой информации (в соответствии с требованиями Федерального закона «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»); доступности формы подачи информации для населения; легкости поиска информации на сайте.
6. Провести публичные слушания по проекту бюджета Республики Ингушетия на 2013 год и республиканские публичные слушания по проекту отчета об исполнении бюджета РИ за 2012 год с участием представителей всех муниципальных образований для повышения методического уровня проведения публичных слушаний по бюджету в муниципалитетах РИ.
7. Принять Закон Республики Ингушетия «О территориальном общественном самоуправлении в РИ», закрепив в соответствие с полномочиями субъекта РФ основные положения, регламентирующие деятельность ТОС, и предусмотрев стимулы для создания органов ТОС на части территорий больших муниципальных образований.
8. Разработать ряд особо актуальных модельных нормативных и программных документов для муниципальных образований и организовать их внедрение: муниципальную программу развития гражданского общества; положение о конкурсе муниципальных субсидий; положение о порядке проведения муниципальных публичных слушаний по вопросам бюджета; положение об органе ТОС.
9. Содействовать некоммерческим организациям: в проведении стажировок групп депутатов, специалистов администраций и сотрудников НКО в муниципальных образованиях РФ для освоения новых форм взаимодействия органов местного населения и граждан, осуществления общественного контроля; в организации молодежных дискуссий об общественном участии в принятии решений и общественном контроле.
10. Содействовать обучению представителей некоммерческих организаций РИ социальному проектированию и подготовке заявок для получения зарубежного и отечественного целевого финансирования в целях привлечения дополнительных ресурсов решения социальных проблем местных сообществ.
11. Открыть в соответствие с требованиями Федерального закона «О доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в городских округах и районных центрах РИ пункты социального (бесплатного) доступа в интернет для населения с целью обеспечить гражданам возможность посещения официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления. Разработать на основе этого опыта методические рекомендации по открытию пунктов социального доступа для поселений.
12. Инициировать принятие в муниципальных образованиях РИ нормативных документов, определяющих порядок формирования и деятельности муниципальных общественных палат (общественных советов) для включения экспертного потенциала гражданского общества в подготовку решений органов местного самоуправления. Организовать обучение членов данных консультативных органов по направлениям: экспертиза нормативных актов и их проектов; экспертиза административных регламентов предоставления муниципальных услуг и их проектов; организация и осуществление общественного контроля.
Доктор политических наук,
эксперт проекта «Общественное
участие – ресурс стабильности
и развития местного
самоуправления Республики Ингушетия» М.В. Савва
Отправить комментарий