Монетизация родственных отношений...

Недавно был в гостях у близких родственников и стал свидетелем такого разговора. Глава семейства собирался на мовлид к соседям и жена сочла необходимым напомнить ему, что надо будет дать деньги его организаторам. Тот ответил, что помнит об этом и на этот случай припас специально тысячу рублей.
– Ты что, с ума сошел, – набросилась на него жена, – тысяча рублей – вчерашний день. Деньги обесценились и надо дать минимум две тысячи рублей.
Я попробовал внести в разговор свои "пять копеек" и сказал, что мовлид все-таки не свадьба и не похороны и никакого разговора о деньгах здесь, вроде бы, не должно быть. Но не был понят. Супружеская пара единым фронтом выступила против меня, подкрепляя свои доводы ссылками на наши адаты. Адаты адатами, но что об этом говорит ислам?
Вот что я нашел об этом на одном из исламских интернет-сайтов. На вопросы отвечает теолог Мухаммад Муслимов.

- Мухаммад, скажите, пожалуйста, что такое мовлид и какова цель его проведения?
- Основная цель проведения мовлида - расширение знаний о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку (мир ему и благословение), а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё - выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся последователями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и являемся его уммой. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку (мир ему и благословение) помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы распространить и донести до нас истинный ислам, для того чтобы мы ценили свою религию.
- Расскажите о способах проведения мовлида. Есть ли какие-либо специальные требования к проведению мовлида?
- При проведении мовлида не обязательно, чтобы раздавались подарки, приглашалось много гостей, накрывали большие роскошные столы - это все не является условием, а всего лишь дополнением к мовлиду.
Также существуют этикет проведения мовлида. Проводя мовлид, следует обратить внимание, что его организаторы должны не только заниматься подготовкой и подачей угощения и подарков, но они тоже должны извлечь для себя пользу от проведённого мовлида - слушать этот мовлид, брать из него уроки, узнавать как можно больше о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
- Как вы уже сказали, мовлид нужно проводить исходя из своих возможностей. Но, несмотря на своё положение, люди тратят огромные деньги, накрывают столы по-царски, по окончании раздают подарки, и всему этому уделяется больше внимания, чем самому мовлиду.
- Мовлид не должен превращаться в соревнование, у кого лучше накрыт стол, у кого больше подарков, у кого красивее и вкуснее еда и т.д. Поэтому нужно сделать мовлид, исходя только из своих материальных возможностей и приглашая такое количество гостей, которое для тебя не будет обременительным.
Мовлид - добровольное дело, но если у человека есть желание и возможность накрыть большой стол, пригласить много гостей, раздавать подарки - это его право, при условии, что это не должно быть обременительным для него. Если же, не имея денег, человек берет в долг, накрывает столы, покупает подарки, приглашает на мовлид, можно быть уверенным, что он делает это ради своего тщеславия, а не ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), лишь бы люди восхищались: «какой у него был хороший мовлид, сколько людей к нему приходило, какие подарки он дал!» Если в душе у верующего искренность, то он сделает мовлид, исходя из своих возможностей, так как основная цель мовлида, как мы уже сказали, рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение) и восхваление его.

Как видим, здесь нет ни слова не только об обязательности денежных подношений организаторам мовлида, но и об их желательности. И если кто–то из организаторов мовлида принимая деньги надеется возместить все или часть своих расходов, то грош ему цена как мусульманину.
Вообще, надо сказать, что в ингушском обществе отношения между людьми предельно монетизированы. Насколько мне известно, из всех северокавказских народов только у осетин и ингушей принято давать и брать деньги на похоронах. Иной раз нам приходится идти на похороны занимая деньги, в то время как в доме нет лишнего куска хлеба. Ну а тот, кто берет деньги, устраивает потом на них пышные поминки. И никто не задается вопросом: а нужны ли усопшему такого рода торжества? Да, да, именно торжества! Не раз был свидетелем того, как за богато накрытым столом ни разу не вспоминали имени того, ради памяти которого собралось столько людей. Может быть, не надо приглашать тех родственников, которые в глаза не видели умершего, а ограничиться теми, кто его знал и ценил.
Но, что тогда скажет грибоедовская княгиня Марья Алексеевна? – вот что зачастую нас беспокоит. У этого явления есть в русском языке меткое определение – показуха. И эта показуха преследует нас издавна. Еще в царское время прогрессивные представители чиновничества отмечали, что дорогостоящие обряды, в т.ч. и похоронный, разоряют ингушские семьи. Сколько времени прошло, а проблема столь же актуальна! Не следует ли здесь сказать свое веское слово духовенству республики?
Вот была у нас до недавнего времени такая беда, как умыкание девушек для женитьбы. После принятия муфтиятом жестких решений, кажется, напряженность в обществе на этот счет спала. Если в данном случае такие меры не подходят, то надо усилить разъяснительную работу. В наше время общество расслоилось на богатых людей со средним достатком и, будем прямо говорить, бедных. Первым следовало бы быть в этих вопросах поскромнее, а последним не следовало бы пытаться за ними угнаться, загоняя себя в долговую кабалу. Еще раз повторяю, ушедшему в иной мир это абсолютно не нужно, мы этим только тешим свое самолюбие, занимаемся показухой.
Свадьба у нас вообще узаконенный сбор денег. А все потому, что, идя на поводу у женской половины, мы тратим огромные деньги на сборы невесты. Все это только ради того, чтобы по прибытии ее на место назначения кумушки восхищенно поцокали своими длинными языками. Не слишком ли это большая плата? В свое время было принято решение об ограничении урдув (калыма) разумной суммой. Способ обойти это был найден сразу. Образно говоря, оговоренную сумму дают над столом, а то, что сверх нее – под столом.
Будучи в Адыгее, я поинтересовался дают ли у них деньги на свадьбе. Меня не сразу поняли, т.к. у них это не принято. Близкие родственники покупают невесте подарки, но ни о каких деньгах со всех пришедших и речи нет. Устраиваются танцы и танцующие мужчины могут в азарте дать деньги музыкантам. Хозяева приглашают людей, чтобы они разделили с ними их радость, а не для сбора денег.
Что касается нас, ингушей, все перечисленные наши беды исходят из того, что в этих вопросах мы, мужчины, отдали главенство женщинам. А у них в уме одна проблема: а что скажут кумушки?
Пора освободиться от пут монетизации родственных отношений и дать людям жить спокойно и размеренно. И не надо мне говорить, что это наши традиции и обычаи и им надо следовать. Традиции и обычаи не могут быть вечными и неизменными. Их создает народ, он же может их видоизменять, а негодные и вовсе отменять.

А. ИНСАРОВ
Сердало

Отправить комментарий

Борьба с неверными
И помните, Язык есть то, что опрокидывает людей в АД (Бухари)
   ___     __     _   _____ 
( _ ) / /_ / | |___ /
/ _ \ | '_ \ | | |_ \
| (_) | | (_) | | | ___) |
\___/ \___/ |_| |____/
изображенный выше
Разработано tikun.ru © 2009 - 2021