Лечение веры при помощи Корана
Размышление над значениями Корана, который Аллах открыл, чтобы объяснить всё и как Свет, которым Он ведет, кого Он захочет из Его рабов. Нет сомнения, что в этом содержится мощное и эффективное средство лечения. Аллах говорит: “Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих…” [Ночное Путешествие, 17:82]. Метод лечения состоит в том, чтобы обдумывать и размышлять над его смыслом.
Посланник Аллаха (мир и благословения Аллаха ему) имел обыкновение обдумывать значение Книги Аллаха и читал её, когда он стоял в молитве ночью (кийяам аль-лайл). В одном случае, он стоял в молитве ночью и читал один единственный аят из Книги Аллаха, во время молитвы, и он не читал дальше него (один аят) до утра. Рассматриваемый аят это: “Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый” [Трапеза, 5:118]. (Хадис приводит Ахмад, 4/149; см. также Сифат аль-Салах аль-Албани, стр. 102).
Он (мир и благословения Аллаха ему) размышлял над значением Корана в самой большой степени. Ибн Хиббан сообщил в его Сахихе с джаййид иснадом от Атаараха, который сказал: “‘Убайд-Аллах ибн Умэйр и я вошли к Аише (да будет Аллах доволен ею), и Убайд-Аллах ибн Умэйр сказал: «Расскажите нам о самой замечательной вещи, что вы видели со стороны Посланника Аллаха (мир и благословения Аллаха ему)». Она заплакала и сказала: «Он встал однажды ночью (чтобы помолиться) и сказал: “O Аиша, оставь меня, чтобы я мог поклоняться моему Господу”. Я сказала: “Клянусь Аллахом, я люблю быть около тебя, и я люблю то, что делает тебя счастливым”. Он встал, очистил себя и приступил к молитве. Он плакал, пока его колени не промокли, и он не переставал плакать, пока земля не промокла. Пришёл Билал, чтобы прочитать азан для него, и когда он увидел, что он плачет, сказал: “O Посланник Аллаха, ты плачешь, в то время как Аллах простил все твои грехи, прошлые и будущее?”. Он сказал: “Разве я не должен быть благодарным рабом? Этой ночью мне были открыты аяты, и горе тому, кто читает их и не думает (об их значении). Среди них — «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли…» [Семейство Имрана, 3:190-191]” (аль-Силсилат аль-Сахихах, 1/106). Это указывает на то, что обдумывать значение этих аятов обязательно.
Коран содержит откровения о Тавхиде, обещания награды, угрозы наказания, законы и установления, предания, истории, этикет и хорошие морали, и его эффекты на сердце являются различными. Некоторые суры заполняют сердце опасением больше, чем другие, как показано хадисом Пророка (мир и благословения Аллаха ему): “(Сура) Худ и его сестры сделали меня седым раньше моего времени” (аль-Силсилат аль-Сахихах, 2/679) . Согласно другому сообщению: “Худ и аль-Вакхиа и аль-Мурсалаат и ‘амма ятасаалун и Изал-шамсу куввират” (Хадис приводит аль-Тирмизи, 3297; аль-Силсилат аль-Сахихах, № 955). Волосы Пророка стали седыми из-за того, что содержится в этих сурах из реальностей веры и большой ответственности, которые заполнили его сердце и имели видимый эффект на его волосах и теле. “Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой…” [Худ, 11:112].
Сподвижники Пророка (мир и благословения Аллаха ему) читали Коран и обдумывали его значения и были тронуты этим.
- Абу Бакр (да будет Аллах доволен им) был мягкосердечным человеком, и когда он проводил молитву с людьми и читал слова Аллаха, он не мог сдержаться от плача.
- Умар заболел после чтения слов Аллаха: “Поистине, наказание твоего Господа непременно наступит, и ничто не отвратит его” [Гора, 52:7-8]. (Это сообщение и его иснад находятся в Тафсире Ибн Касира, 7/406). Его рыдания можно было слышать в задних рядах, когда он читал слова Аллаха о Якубе (мир ему): “Он сказал: «Я жалуюсь на мою печаль и мое горе только Аллаху…»” [Юсуф, 12:86]. (Манакиб Умар Ибн аль-Джавзи, 167).
- Усман (да будет Аллах доволен им) сказал: “Если бы наши сердца были чисты, они никогда не насыщались бы Словми Аллаха”. Он был убит несправедливо как мученик, и его кровь пролилась на его мусхаф — сообщений от Сахабов относительно этого много.
- Айуб сказал: “Я слышал Саида (ибн Джубайр) читающего двадцать с лишним раз аят: “Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху…” [Корова, 2:281]. (Сияр А’лаам аль-Нубала, 4/324). Это был последний аят, который был ниспослан из Корана, и окончание его — “…Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо”.
- Ибрагим ибн Башар сказал: “Аят, который Али ибн Фудайл читал, когда он умер, был: «Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно (в этот мир)!…”» [Скот 6:27]. Когда он достиг этого места, он умер, и я был одним из тех, кто молился за него [на его похоронах], да смилостивится над ним Аллах” (Сияр А’лам аль-Нубала, 4/446).
Даже когда они делали земной поклон, что требуется при чтении некоторых аятов Корана (саджадат аль-тилавах), они реагировали по разному. Один из них был человеком — да смилостивится над ним Аллах — который, когда он читал аят: “Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение” [Ночное Путешествие, 17:109] поклонившись, как требуется, он упрекал себя словами: “Это поклон, но где же плач?!”.
Среди особенностей Корана, которые больше всего заслуживают созерцания, это примеры и притчи, которые Аллах приводит и убеждает нас обдумывать и размышлять. Он говорит нам: “… Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание” [Ибрахим, 14:25], и “… Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили” [Собрание, 59:21].
Один из салафов однажды читал одну из этих притч Аллаха и не мог усвоить её значение, так что он начал плакать. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?”. Он сказал: “Аллах говорит: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» [Паук 29:43], но я не понимаю притчу. Я не из тех, кто имеет знания, и я оплакиваю всё то время, что я потратил впустую и не получил знаний”.
Аллах приводит много притч для нас в Коране, подобные следующим: тот, кто разжигал огонь [Корова, 2:17], пастух, котрый кричит на скотину, которая не слышит ничего [Корова, 2:171], зерно, из которого выросло семь колосьев [Корова, 2:261], собака, которая высовывает язык [Преграды, 7:176], осёл, который несёт на себе много книг (но ничему от них не учится) [Собрание, 62:5], муха, которую никто, кроме Аллаха не может создать, даже если они объединятся для этого [Хадж, 22:73], паук, который соткал себе жилище, но это самое непрочное строение) [Паук, 29:41], слепой и глухой и зрячий и слышащий [Худ, 11:24], пепел, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день [Ибрагим, 14:18], прекрасное дерево [Ибрагим, 14:24], скверное дерево [Ибрагим 14:26], вода, которую Всевышний ниспослал с неба [Скот, 6:99], ниша, в которой находится светильник [Свет, 24:35], раб, который принадлежит другому и совершенно не обладает властью [Пчелы, 16:75], (раб) человек, принадлежащий нескольким несговорчивым партнерам [Толпы, 39:29], и другие. Мы должны обращаться к этим аятам с особым вниманием, обдумывая их смысл.
Ибн аль-Каййим (да смилостивится над ним Аллах), подвел итог тому, что мусульманин должен сделать, чтобы исправить твердость своего сердца, используя Коран. Он сказал: “Есть две главных вещи, которые необходимо сделать. Во первых, ты должен переместить свое сердце из обители этого мира в обитель будущей жизни, затем всем сердцем обратиться к смыслу Корана, размышлению над ним и его пониманию, и почему он был ниспослан. Попытайся понять что-то из каждого аята и применять это против болезни твоего сердца. Эти аяты были ниспосланы (чтобы лечить) болезнь сердца, так что вы будете излечены, по воле Аллаха”.
Из книги Шейха ал-Мунаджид «Слабость Веры».
Источник перевода: Сайт "Дом Ислама"
Подготовил: www.sawab.info
Отправить комментарий