Благодарность родителям
Однажды во время тайных бесед со своим Господом Пророк Муса (Мир ему) попросил показать ему человека, который заслуживает называться его спутником в райских садах и который имеет высокую степень перед Аллахом. Всевышний ответил, что «твоим спутником в Раю будет юноша, проживающий в такой-то местности». Пророк Муса пожелал увидеть этого юношу и направился в ту местность, где тот проживал. Прибыв в город, он нашел нужного ему юношу, который, как оказалось, работал в лавке самым обычным продавцом. Целый день Муса издали наблюдал за молодым человеком, надеясь увидеть его за совершением тех великих деяний, которые введут его в райские сады и сделают спутником одного из божьих посланников.
Но сколько Муса (Мир ему) ни смотрел, он не увидел ничего удивительного. Юноша продавал товар, разговаривал с покупателями, шутил с друзьями. Так прошел день. Наступил вечер, и юноша направился домой. Муса (Мир ему) подошел к нему, поздоровался и, не сказав, кем он является на самом деле, попросился на ночлег, в надежде, что юноша совершает свои великие деяния дома. Молодой человек согласился, и они вместе вошли в дом. Войдя в дом, первым делом юноша поздоровался с пожилой женщиной, расспросил ее о делах и нуждах, затем приготовил ужин, которым заботливо накормил ее, ноги которой были парализованы. Терпеливо, ложка за ложкой он помог старой женщине съесть ужин, потом, убрав посуду, он поменял ее одежду и помог ей в выполнении всех ее потребностей. После этого он сменил постель и уложил женщину спать. Муса (Мир ему) наблюдал за юношей. Юноша накормил Мусу (Мир ему), приготовил ему место для отдыха, совершил, как и все остальные верующие, обычную молитву и лег спать. И все. Вопреки своим ожиданиям Муса (Мир ему) не увидел никаких сверхъестественных деяний, ни продолжительной молитвы в полночь, ни задушевной беседы с Господом до рассвета, ничего другого.
Наступило утро следующего дня. Перед тем как покинуть дом, Муса (Мир ему) увидел, что юноша вновь накормил старую парализованную женщину, ласково и внимательно помог ей выполнить все дела, и только после этого отправился в лавку. Уже на улице, перед тем как попрощаться, Муса (Мир ему) спросил юношу:
– Кто была эта пожилая женщина, которая, после того как ты накормил ее и заботливо помог ей в делах, подняла глаза к небу и прошептала какие-то слова? И что за слова она произнесла?
– Эта женщина моя мать, – ответил молодой человек, – Всякий раз, когда я накормлю ее, она поднимает глаза к небу и шепчет молитву Аллаху, чтобы Он даровал ее сыну огромную награду и сделал его спутником Пророка Мусы (Мир ему) в райских садах. Когда Муса (Мир ему) услышал эти слова, он встрепенулся, слезы скатились с его глаз. Тогда он сообщил юноше радостную весть о Рае, сказал, кем он является на самом деле, а затем поведал ему всю историю с самого начала.
Каждый из нас, у которого живы родители, должен относиться к ним как этот юноша. А после их смерти мы обязаны за них молиться, делать ду1а и давать садакъа.
Всевышний Аллах при сотворении человека заложил в него чувство любви, уважения и почитания своих родителей. Для того чтобы человек с почтением относился к своему отцу и своей матери, этих чувств достаточно. Однако исламская религия не позволяет себе молчание даже в тех положениях, очевидность соблюдения которых проистекает из человеческого ума и мира его внутренних чувств. Одним из подобных положений является доброе отношение к родителям. Предписания ислама подчеркивают важность почтительного и уважительного отношения человека к своим родителям, подтверждая этим все то, к чему призывает человека его внутренняя природа.
Значение, которое придается исламом отношению человека к родителям, столь велико, что в четырех сурах Священного Корана предписание о почтении к родителям упомянуто сразу же после самого основного повеления небесной религии – после единобожия. Разве одно это не указывает на то, сколь важно творить благо по отношению к родителям?
«Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям». (Сура «Корова», аят 83)
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям». (Сура «Женщины», аят 36)
«Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям». (Сура «Перенес ночью», аят 23)
Как прекрасна религия, которая предписывает своим последователям не забывать о родителях и о добром отношении к ним, даже если они не принимают данную религию. Аяты Священного Корана и многочисленные хадисы от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) призывают почитать отца и мать, не являющихся мусульманами. В суре «Лукман» сказано: «А если они (родители) будут бороться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о чем нет у тебя знаний, то не повинуйся им. Но в этом мире относись к ним с добром». (Сура «Лукман», аят 15). Случается, что родители не разделяют с детьми верных религиозных убеждений. Случается, что такие родители велят своим детям сделать нечто, противоречащее предписаниям исламской религии. Предельно ясно, что в подобных случаях не нужно повиноваться им. Но, несмотря на это, дети обязаны чтить своих родителей, не повышать на них голоса, обращаться с ними вежливо и с уважением. В таких случаях дети должны постараться наилучшим образом выполнить свою обязанность по призыву к благому и удержанию от дурного. И, быть может, родители будут наставлены на истинный путь.
Благодарность человека по отношению к родителям стоит в одном ряду с его благодарностью к Всевышнему Аллаху за многочисленные блага и милости, о чем свидетельствует Небесное Писание: «Благодари Меня и своих родителей». (Сура «Лукман», аят 14). Блага и милости, которыми одаривает нас Творец, превыше того, чтобы сосчитать их. Отсюда становится понятным, как высоко положение родителей, если Коран предписывает верующим благодарить и Творца, и своих родителей.
Человеку следует благодарить и почитать отца и мать, но ему ни в коем случае нельзя проявлять к ним даже малейших признаков неуважения. Священный Коран учит: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им «уф!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно». (Сура «Перенес ночью», аят 23)
Однажды один из мусульман подошел к Посланнику Аллаха (Да благословит Аллах и приветствует) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, я молод и силен, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу». Пророк ответил ему: «Вернись к своей матери и будь рядом с ней. Клянусь Аллахом, который ниспослал меня с истиной, если ты пробудешь со своей матерью в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооруженной борьбы на пути Аллаха».
Лишенный почувствовать запах Рая
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) многократно повторял мусульманам: «Остерегайтесь навлечь на себя гнев и обиду ваших родителей. Воистину, благоухание Рая чувствуется на расстоянии в тысячу лет. Но тот, кто навлечет на себя гнев и обиду родителей, даже не почувствует его запаха». Со слов Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) становится ясно, что причиняющие своим родителям мучения и страдания не только не смогут пребывать в райских садах, но будут находиться от Рая на далеком расстоянии и будут лишены возможности приблизиться к нему.
В одном из хадисов повествуется о том, что некий человек совершал таваф вокруг Каабы, усадив на себя свою пожилую мать. Увидев Пророка, он спросил его: «Компенсировал ли я этим (то есть помощью в совершении тавафа) все заботы моей матери?» Пророк ответил ему: «Нет, ты не компенсировал даже одного из ее стонов во время родов». Действительно, если мы учтем все тяготы, которые испытывает мать, нося в утробе дитя, если мы примем во внимание все трудности, выпадающие на нее во время родов, а затем бессонные ночи, в которые она находится возле своего дитя, если мы не будем забывать о нелегком бремени, связанном с кормлением ребенка, с его воспитанием и о многом, многом другом, то мы непременно осознаем слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), говорившего, как бы человек ни старался, он никогда не сможет возместить то, что сделала для него его мать. Ему остается лишь почитать и уважать ее, прося помощи у Всевышнего Аллаха для наилучшей заботы о родителях.
Во второй суре Священного Корана приводится история о корове и сынах Израиля. Один из людей был убит при неизвестных обстоятельствах, и никто не знал, кто же является его убийцей. Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мусе (Мир ему) откровение, в котором повелел, чтобы сыны Израиля закололи корову, а затем прикоснулись одной из ее частей к убитому, чтобы тот ожил и указал на своего убийцу. Муса (Мир ему) передал им данное повеление Аллаха, но, вместо того чтобы заколоть любую корову, они стали расспрашивать о ее особенностях и приметах, сужая таким образом круг коров, которых можно было заколоть. Муса (Мир ему) в очередной раз описал ее особенности, и сыны Израиля приступили к поискам коровы, которая полностью соответствовала бы описанным приметам. Говорят, что такая корова была лишь одна и принадлежала она благочестивому человеку, который очень сильно почитал своего отца, оказывая ему наилучшие знаки внимания. В один из дней этому человеку выпала возможность совершить удачную сделку. Но для того чтобы совершить ее, ему нужно было разбудить спящего отца и взять у него ключи от сундука. Не желая беспокоить спящего отца, он решил не будить его, в результате чего сделка не состоялась. Однако Всевышний Аллах, видя, насколько сын почитает своего отца, устроил все так, что сыны Израиля пришли к этому благочестивому человеку и купили его корову по высокой цене. Таким образом Аллах компенсировал ему несостоявшуюся сделку. По этому поводу Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Посмотрите, как благочестие помогает тем, кто придерживается его».
Передают слова Пророка о правах отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, совершение которых станет причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце, например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына».
Однажды некий мусульманин спросил Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует):
– О Посланник Аллаха, по отношению к кому мне нужно больше всего вершить добро?
– По отношению к матери, – ответил ему Пророк.
– А затем? – вновь спросил мусульманин.
– По отношению к матери, – снова ответил Пророк.
– А затем?
– По отношению к матери.
– А затем?
– А затем по отношению к отцу.
Однажды Умм Салама сказала своему мужу – Посланнику Аллаха: «Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк ответил: «Конечно же есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днем и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объять ее. Когда женщина кормит младенца грудью, то за каждый глоток молока, сделанный младенцем, Аллах дарует ей вознаграждение, равное награде за освобождение раба из потомков Исмаила. А когда младенец подрастает и заканчивается период кормления грудью, благородный ангел садится рядом с ней и говорит: «Возобнови совершение благих деяний с самого начала, ибо Аллах простил все твои грехи и твоя книга деяний чиста».
Священный Коран в своих аятах взывает к мусульманам, дабы они задумались над тем, с какими трудностями сталкиваются матери, когда они носят детей в своих утробах, чтобы через подобное размышление пробудить в человеке непрекращающееся чувство благодарности к той женщине, которая даровала ему жизнь. Коран говорит: «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать с тяготами носит его в своей утробе и с тяготами рожает, а от начала беременности до отлучения его от груди проходит тридцать месяцев».
С полным правом матери могут заявить, что в течение этих тридцати месяцев они проявляют величайшее самопожертвование по отношению к своим детям. Уже с первых дней беременности состояние будущей матери начинает претерпевать физические и психологические изменения, уже с этих дней трудности начинают следовать за трудностями. Последующий рост ребенка в утробе продолжает прибавлять ей забот. Чем дальше он развивается, тем больше своих сил вынуждена отдавать мать для поддержания его развития. Порой будущее дитя лишает мать спокойного сна, отдыха, любимой еды, а на последней стадии беременности отнимает у нее возможность удобно сидеть, ходить и лежать. Но несмотря на все эти трудности мать со счастливой улыбкой и бесконечной любовью к будущему дитя ждет его появления на свет. И вот настает время появления ребенка на свет. Эти мгновения бесспорно можно назвать самыми важными, самыми тяжелыми, но вместе с этим самыми счастливыми в жизни матери. Но после родов трудности не заканчиваются, на самом деле они лишь вступают в новую стадию. После родов мать, практически не смыкая глаз, окружает новорожденного заботой, круглые сутки она не отходит от него и готова удовлетворить любую его нужду. Однако узнать о его нужде нелегко, ведь он еще не умеет говорить. Если у него что-то болит, то он не может показать, что именно. Если он испытывает неудобство из-за голода, жажды, холода или жары, то он не может объяснить это. Вместо этого он прибегает к плачу. И мать в этом случае, проявляя великое терпение и особую любовь, должна отыскать причину его неудобства. И ни в коем случае не нужно забывать о поддержании ребенка в чистоте, о его кормлении, о его защите от всевозможных болезней. И все это в первую очередь выполняет его мать.
В завершение статьи я хочу привести слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Будьте добры и учтивы к своим родителям, и ваши дети отплатят вам тем же».
М. БАРАХОЕВ
Г1алг1ай мехка къаман юкъара газет "Сердало
Отправить комментарий