Бизнес как поклонение
Написать эту статью побудило желание реализовать установление Всевышнего о том, что человек должен делиться полезным знанием. При написании этой статьи автор ставил своей целью обобщить знания и свой скромный опыт в области ведения предпринимательской деятельности как формы поклонения Аллаху.
В Коране говорится, что человек был создан исключительно с целью поклонения Всевышнему (сура 51:56).
Господь Милосердный создал этот мир для человека и дал ему этот мир в пользование до Судного дня.
Господь каждому человеку определил его призвание и место в жизни, поприще, на котором он будет зарабатывать себе на жизнь.
Аллах каждого человека наделил индивидуальными способностями и талантами, чтобы человек поклонялся Господу, принося пользу себе, своей семье, окружающим, обществу в целом; реализуя в лучшем виде дарованные ему Аллахом способности.
Некоторых людей Создатель наделил талантами предпринимателя. Человек, которого Аллах наделил способностями и возможностями вести бизнес и вывел его на путь предпринимательства и создал ему условия для развития, – несет особую ответственность за выполнение своей миссии на земле, за то, как он будет заниматься своими делами, каким образом он будет зарабатывать деньги и как расходовать, как будет строить взаимоотношения с людьми. Чем больше способностей у человека тем выше уровень его ответственности перед Всевышним.
В Коране одной из самых упоминаемых характеристик угодных Аллаху людей является сочетание в человеке двух качеств: – веры и творение добра.
«Поистине, те, кто уверовал и творил добрые дела,-
им Милосердный дарует любовь.»
(Сура «Марьям» 19-96)
«Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили
доброе: им - прощение и великая награда.»
(Сура «Трапеза» 5-9)
Таким образом, для того, чтобы человек был угодным Богу, он обязательно должен доказывать свою преданность Господу не только устным утверждением, но и, конечно же, реальными делами.
Дело бизнесмена будет принято Господом как Поклонение тогда, когда ведение бизнеса будет являться творением добра в широком понимании этого слова, т.е. все лица и группы общества, которые имеют отношения с этим бизнесом, будут получать от него взаимную пользу и удовлетворение.
При этом, конечно, бизнес должен быть разрешенным и с законодательной и с религиозной точек зрения.
Намерение создать успешный бизнес через стремление к творению добра, установления гармоничных взаимоотношений со всем окружающим миром, заложенные на старте бизнеса, являются основанием успешного развития дела, утвержденным на Слове Божьем.
Для того чтобы построить на этом основании эффективный бизнес необходим профессиональный и грамотный подход к его организации и управлению. В одном из хадисов Пророка (Мир ему) говорится, что «Аллах любит своего умелого раба», в другом говорится, что «Важнейшей обязанностью мусульманина является получение знаний». Поэтому предприниматель не должен игнорировать, а наоборот изучать основы менеджмента, должен собирать максимум необходимой информации о рынке, потребителях, продуктах, которые он собирается производить или продавать. Грамотный, продуманный подход к ведению дел, подход основанный на знании законов честного бизнеса угоден Создателю всего сущего.
Можно пройтись по всем категориям групп, имеющих взаимоотношения с бизнесом и рассмотреть взаимоотношения с каждой, с точки зрения этики бизнеса и Слова Божьего.
Взаимоотношения с потребителями
Бизнес, как правило, создается для удовлетворения потребностей рынка, общества в товарах, услугах и так далее. Дело предпринимателя будет на верном пути если производимый продукт или услуга будут необходимого качества и служить удовлетворению здоровых потребностей общества, приносить реальную пользу потребителям.
Сомнительным и запретным является бизнес, основанный на удовлетворение потребностей «нафса», низших устремлений человека.
Немаловажным условием правильного ведения бизнеса является справедливое ценообразование. Цены на товары и услуги должны быть умеренными, обеспечивающими нормальное функционирование и развитие бизнеса с определенной прибылью, но без перехода границ неумеренности.
Чтобы цена была справедливой, она должна соответствовать качеству товара, иначе разница между заплаченной покупателем завышенной ценой и реальной стоимостью товара может быть рассмотрено как воровство.
«И небо Он воздвиг и установил весы, чтобы
вы не нарушали весов и устанавливайте вес
справедливо и не уменьшайте весов»
(Сура «Милосердный» 55:6-8)
В свете этой суры как недовешенный продукт может быть рассмотрен некачественный продукт, т.е. продукт, который реально весит по своей ценности меньше, чем за него запросили.
«Горе обвешивающим, которые, когда отмеривают
себе у людей, берут полностью, а когда мерят им
или вешают, сбавляют!»
(Сура «Обвешивающие» 83:1-3)
Отношения с сотрудниками
Эта часть бизнеса играет очень важную роль находясь под неусыпным взором Аллаха. Сотрудники – это творения Божьи, которых Создатель направляет в подчинение определенному руководителю, поэтому за них бизнесмен несет особую ответственность.
Особую ответственность: за условия, в которых работает персонал; за их материальную и моральную удовлетворенность; за здоровые деловые отношения внутри коллектива, основанные на доверии, взаимопонимании и взаимопомощи.
Достойный деловой человек – руководитель – должен заботиться о тех, которых Аллах направил ему в подчинение, платить справедливую зарплату, делать отчисления в Пенсионный фонд, оплачивать больничные и отпуска.
Отношение людей друг к другу, независимо от уровня подчиненности, является стержнем Поклонения Господу. Ибо перед Милосердным все равны, а более близкий Ему человек, как говорится в одном из хадисов, это несправедливо обиженный человек, пусть даже неверующий.
Господь повелевает справедливость и доброту по отношению к людям, независимо от ранга человека.
На мой взгляд, Аллах будет доволен человеком, если его подчиненные утром с удовольствием идут на работу, а вечером с удовлетворением от своего труда возвращаются домой к своим семьям.
Если деятельность предприятия будет прозрачной для ее сотрудников, у них не будет возникать чувства дискомфорта и демотиваций. Для этого на фирме должна быть четкая и прозрачная система оплаты труда, чтобы каждый сотрудник, получая зарплату, знал из чего она сложилась.
Руководитель, прежде всего, должен делать то, что требуется от него для нормальной организации труда персонала, а затем уже требовать от сотрудников добросовестного отношения к работе.
На фирме должны быть ясно изложенные должностные обязанности каждого сотрудника. С сотрудниками необходимо советоваться о делах, о лучшем решении той или иной проблемы, проявлять к ним искреннее внимание и уважение.
«И тех, которые ответили своему Господу и выстаивали
молитву, а дело их по совещанию между ними,
и тратят они из того, чем Мы их наделили.»
(Сура «Совет» 42: 36)
При нарушениях не применять сразу санкции, а разобраться в причинах и объяснить – как надо работать правильно. Для целей мотивации сотрудников верующий человек обращается в первую очередь к лучшим качествам подчиненных, без необходимости не запугивая их штрафными санкциями и увольнением.
Господь создал этот мир таким, что в благоприятной среде сотрудники работают эффективнее, и это уже научно доказанный факт. Поэтому хорошее отношение к сотрудникам окупится сторицей. Посеянные семена внимательного отношения к сотрудникам дадут всходы в их отношениях между собой и к клиентам фирмы, соответственно улучшится уровень корпоративной культуры и повысится качество обслуживания потребителей, т.е. фирма получит конкурентное преимущество.
По большому счету руководитель должен любить своих подчиненных, ведь они помогают ему зарабатывать на жизнь. Надо быть благодарным Богу и людям (сотрудникам, клиентам, партнерам) за успехи и достижения Компании.
«Вот возвестил Господь: Если возблагодарите,
Я умножу вам»
(Сура «Ибрахим» 14:7)
Взаимоотношения с поставщиками
Одним из установлений Ислама является требование исполнения заключенного договора верующим.
Поэтому если предприниматель заключил договор на поставку (приобретение) товаров или услуг, он должен четко придерживаться условий договора и оплачивать стоимость товаров и услуг в установленный договором срок.
Отношения с государством
Любой человек по воле Божьей рождается и живет в той или иной стране, которая является его Родиной. Государство обеспечивает обучение детей, защиту своих граждан, здравоохранение, транспортную инфраструктуру и т.д. и т.п.
Ислам требует от верующих соблюдения законов, принятых в государстве, и подчинение государственным властям.
Соответственно верующий должен соблюдать свои обязательства перед государством, должен платить законно установленные налоги. При этом налоги надо платить разумно, выбирая наиболее оптимальный путь, предоставленный законодательством.
Правильно ли уклонятся от уплаты налогов? Если кто-то платит налоги, а кто-то нет, справедливо ли это? Государство действует, выполняет свои функции, пусть не всегда идеально, а граждане участвуют в этом процессе платя налоги, и если кто-то скрывается от уплаты, значит, живет за счет других, добросовестных налогоплательщиков.
Некоторые могут возразить, что расходы бюджета не всегда прозрачны. Но это мнение не избавляет нас от наших обязанностей. Потому что каждый будет отвечать за себя. Налогоплательщик будет отвечать за свою добросовестность и его не спросят о делах других, т.е. не будет ему оправдания в виде объяснения что «все так делали и я так делал».
А госслужащие будут отвечать за свои дела, за то, насколько справедливо и честно они несли возложенную на них власть и исполняли бюджет. И их не спросят о делах других. Каждый будет отвечать за свои дела и за тех, кого он сбил с пути. Таким образом, греховные дела одних не являются оправданием для греховных дел других.
Благотворительность
В Коране благотворительность указана как обязанность мусульманина.
Необходимость расходовать свои средства на благо нуждающимся на протяжении всего жизненного пути, неоднократно упоминается в Книге Аллаха – Коране и очень часто вместе с обязанностью верить в Господа и молиться.
«Это Книга – нет сомнения в том -
Руководство для богобоязненных,
Тех, которые веруют в тайное и
Выстаивают молитву и из того,
Чем Мы их наделили, расходуют»
(Сура «Корова» 2:1-2)
С одной стороны расходование средств на пути Аллаха является испытанием на твердость в вере, с другой стороны это дает право благотворящему на особую награду от Господа. Таким образом, расходуя из своего имущества, человек делает добро и нуждающимся людям, и себе.
Господь устроил этот мир испытанием. В окружающем нас обществе очень много нуждающихся людей – это инвалиды, дети-сироты, старики, больные, потерявшие свой кров по причине войн и стихийных бедствий и много других. Люди обеспеченные – через творение милости нуждающимся, выказывают, таким образом, благодарность Господу за свое благополучие. Тот кто, видя лишения других, говорит: «Мне повезло. Я благополучен. Я не такой как они» и ничего не делает для облегчения бремени людей находящихся в беде, неблагодарен Господу. И положение такого человека очень шаткое.
«И выстаивайте молитву, и давайте
очищение, и кланяйтесь с поклоняющимися.»
(Сура «Корова» 2:43)
Господь устроил этот мир таким, что от отношения людей к инвалидам и нуждающимся, зависит благополучие не только отдельного человека, но и всего общества.
Если мы посмотрим на жизнь разных народов, то увидим проявления Законов Божьих. Бесспорный факт, что уровень жизни в странах Европы и Северной Америки намного выше, и посмотрите, как там относятся к инвалидам – они там везде на первом месте, все здания проектируются с доступностью для инвалидов, во всех местах общественного пользования есть все необходимые для них условия. Кроме того, на Западе существует очень много различных благотворительных фондов, которые помогают лишенным здоровья и неимущим справляться со своими проблемами и чувствовать себя полноправными членами общества.
Таким образом, мы видим, что через благодеяния к лишенным представителям своего общества, само общество заслуживает награду Аллаха, в виде высокого уровня жизни.
Милосердный Господь дает нам прекрасную возможность заслужить Его довольство через благотворительность по отношению к нуждающимся.
Почему у нас много малообеспеченных верующих? Почему не всегда бизнес верующих бывает успешен? Мне кажется потому, что они сами, своими делами и отношением к людям не дают возможности проявиться щедрости Аллаха в их жизни.
Милосердный в Коране неоднократно упоминает о необходимости размышлять над Его знамениями в этой жизни. Одним из важнейших знамений или Законов Божьих является принцип сеяния и жатвы. Т.е. чтобы получить что-нибудь мы сначала должны это посеять.
Если мы хотим получить муку, мы сеем рожь и пшеницу.
Кормящая женщина, чтобы в ее груди было больше молока, старается сначала сцедить его.
Больной человек, чтобы оздоровить свой организм, сначала через кровопускание ослабляет его.
Таким образом, Закон Бога заключается в том, что если человек хочет, чтобы Господь проявил к нему щедрость, сначала сам должен проявить эту щедрость по отношению к тем, кого перечислил в Коране Аллах.
«Те, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!»
(Сура «Корова» 2:263)
«… Что бы вы не потратили из добра, - то для самих себя, и вы тратите только из стремления к лику Аллаха. И чтобы вы не потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены».
(Сура «Корова» 2:274)
Через эти Аяты Милосердный указывает нам, что надо делать, чтобы быть Его успешными рабами. Господь хочет, чтобы мы были успешными, чтобы творили еще больше добра в этом мире и получали от него больше возможностей и средств делать это.
Есть еще одна польза от милостыни. Аллах называет ее очистительной милостью или очистительной податью.
«Те же , которые уверовали, и творили благое,
И выстаивали молитву, и давали очищение,-
Им их награда у Господа их, и нет страха над
Ними, и не будут они печальны!»
(Сура «Корова» 2:277)
Милосердный обращается к Посланнику Своему (Мир Ему):
«Возьми ты милостыню с их добра,
Чтоб ею оправдать их и очистить,
И возноси за них молитву (к Богу),
Ведь, истинно, твои молитвы -
Сохранность и покой для их (душ)
Аллах же слышит все и знает!»
Таким образом, человек, щедро дающий «садака», очищает им свое имущество, а бизнесмен, щедро расходующий на благотворительность, очищает свой бизнес. Бизнес такого человека становится благодатной почвой, из которой растут добрые дела и который дает обильный урожай.
7:58
«Из почвы, что чиста и благородна
По изволению Господню взойдут обильные плоды,
Дурная ж почва скудно плодоносит.
Так излагаем Мы Свои знаменья,
Для тех кто благодарен».
Благодарен! Как нам лучше всего проявлять благодарность? Милосердный сказал в Коране:
34:13
«… Сына Даудовы! –
Делам благодарности своей Нам воздавайте!»
Но лишь немногие служители Мои Деяниями своими
Выказывают благодарность Мне.
Искренне верующий предприниматель читает Книгу Аллаха и утверждает Его истины в своей жизни и в своем деле исполняя Слово Бога. Он твердо и уверенно стоит на Божьих обетованиях, через терпение и стойкость заслуживая благословенье Божье и успех в делах.
35: 29
«Все, кто читает Божью Книгу,
Творит молитву по часам,
Дает на подать тайно или явно,
Из благ, которыми Мы наделили их,
Надеются (на прибыль) от торговли,
Которой Бог не даст пропасть:
35:30
Он им уплатит все, что (издержали),
И к этому добавит от Своих щедрот,
Поистине прощающ Он и благодарен
(Тому, кто в услужении Ему.)
бизнесмен
Отправить комментарий