Действителен ли тройной развод в одной фразе?

Вопрос:
Я развелся с женой около восьми лет назад. Когда я попросил Къади зарегистрировать развод, я сказал: «Я развожусь с моей женой такай-то, дочерью такого-то, три раза». Но при записи акта, пишущий записал это как один развод. Это дало моей жене надежду, что я верну её обратно, и она до сих пор не вышла заму… Теперь я хочу взять ее обратно, и ее семья тоже этого хочет. Должен ли я пойти против моего намерения и действовать на основе того, что записано в акте или нет?

Ответ:
Хвала Аллаху… Мнения ученых разошлись в вопросе того, кто дал жене тройной развод в одном выражении (т.е. сказал: я развожусь с тобой трижды). Большинство ученых считают, что тройной развод действителен, а другие считают, что это засчитывается как один развод.

Шейха Абдуль-Азиз ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: Человек дал своей жене тройной развод в одной фразе, каково постановление по этому поводу?

Он ответил: Если человек разводится со своей женой три раза с одного слова, такие, как говорят, «Ты разведена три раза» или «трижды разведенная», большинство ученых считают такую женщину разведенной три раза, и что она становится запретной для него, до тех пор, пока она не побывала замужем за другим человеком в серьезном браке, не в браке «тахлиль»"1", а затем они разошлись, по причине смерти нового мужа или развода с ним. Они обосновывают это, тем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал тройной развод действительным, и ввёл это среди людей.
Другие ученые считают, что это следует рассматривать как один развод, и муж может взять ее обратно, если идда"2" еще не закончилась. Если идда закончилась, он может жениться на ней заново. Они приводят в качестве доказательства, хадис из «Сахиха Муслима», от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время Абу Бакра и в первые два года правления Умара, тройной развод считался как один. И Умар сказал: «Поистине люди проявили спешку"3" в том, в чем должны быть терпеливы"4", а что если мы утвердим их слова"5" ?», и он утвердил это». В другом риваяте Муслима: Абу аль-Сахба сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими Аллах: «Разве во время Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и в течении первых трех лет правления Умара, да будет доволен им Аллах, тройной развод не считался как один?» Он сказал: «Да».

Также в качестве доказательства они приводят сообщение, переданное имамом Ахмадом в Муснаде, с хорошим иснадом, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Ракана развелся со своей женой, сказав «я развожусь с тобой три раза», но потом пожалел об этом, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернул её ему и сказал: «Это всего лишь один (развод)». И они (ученые) отнесли смысл этого и предыдущего хадиса к тому, что тройной развод считается как один, совместив эти два хадиса со словами Всевышнего: «Развод допускается дважды». Аль-Бакъара, 2:229. А так же словами Всевышнего и Великого: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». Аль-Бакъара, 2:230.
Этого мнения придерживался Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обеими), согласно достоверному сообщению, переданному от него. В другом его риваяте передается, что он придерживался мнения большинства. Того мнения, что тройной развод должен рассматриваться как один, придерживались также Али, Абдурахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да будет доволен Аллах ими всеми).

Это было также мнением ряда Табиинов, Мухаммада ибн Исхака, автора ас-Сира, и некоторых уляма из ранних и поздних ученых. Этому мнению отдавали предпочтение так же Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Каййим (да смилуется над ними Аллах). Я тоже поддерживаю это мнение, по причине этих текстов, а так же потому, что это милосердие к мусульманам и добро для них. «Фатава Ислямийа», 3 / 281, 282.

Вероятно, Къади так же придерживался точки зрения, состоящей в том, что тройной развод засчитывается как один развод. Основываясь на этом, не будет греха, если вы возьмете её обратно. Однако, после истечения срока «идда» вы не можете взять ее обратно, − вы должны заключить с ней новый брачный контракт.

Что касается принятия ее обратно после того, как идда закончилась − то есть, после трех менструальных циклов − это недопустимо, потому что, как только идда женщины завершена, она становится «чужой» для своего мужа, и она не является допустимой для него, за исключением с нового брачного контракта. Фатава Ислямийа, 3 / 293.

И Аллах знает лучше.

"1" Брак тахлиль — запрещенный вид брака, заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего развода с ней, для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за того человека, с которым прежде она уже трижды развелась. (Здесь и далее прим. редакции).

"2" Здесь, идда — срок, который должа выждать разведенная женщина, прежде чем сможет снова выйти замуж, и который составляет три полных менструальных цикла. Согласно шариату, получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период идда.

"3" Т.е. Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам, сделав женщину запретной для мужа только после третьего развода и тем самым оставил дорогу для тех, кто раскаялся и пожелал вернуть жену обратно. Но люди сами навлекли на себя трудности в этом вопросе, собрав три развода в одной фразе и пожелав сделать жену запретной для себя с одного раза.

"4" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Так же пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака». «Сунан ат-Тирмизи», «Сунан Абу Давуда», «Сунан Ибн Маджи».

"5" Т.е. постановил, что отныне, тройной развод в одной фразе будет считаться как три развода. Умар, да будет доволен им Аллах, был категоричен в вопросах религии и не позволял людям относиться легкомысленно к шариату Аллаха.
Islam Q&A Фатва № 36580

Разработано tikun.ru © 2009 - 2021